Предлагаем Вашему вниманию интересующие Вас достопримечательности. Вы можете узнать все самое интересное о них не прибегая к помощи экскурсовода, а прямо из нашего аудио гида. Приятного прослушивания!
Прямо здесь и сейчас нажмите, на любую достопримечательность и узнайте о ней.
Скачать его можно в App Store и Google Play. Или пользуйтесь без скачивания
Иногда, гуляя по современному Киеву, любуясь его архитектурой, ловишь себя на мысли, что многие здания прошли сквозь далеко не одно столетие. Некоторые сооружения были свидетелями самых разных исторических событий. Каким-то из них удалось уцелеть после трагических событий, в том числе и военных, каким-то из них повезло больше – их подобные вещи даже не касались, а каким-то зданиям и вовсе не удалось уцелеть. Впрочем, если смотреть на фото старого Киева XIX века, становится понятно, что нынешняя столица очень изменилась, несмотря на то, что многое, все-таки, удалось сохранить.
В библиотеке имени Вернадского сохранился альбом старых фото Киева XIX- ХХ века, созданных Францом де Мезером. Фотографии запечатлели отдельные эпизоды из жизни города. Исследователи по сей день не имеют точных данных касательно численности населения Киева, но большинство утверждают, что город вмещал в себя порядка 30 тысяч жителей (это против пары-тройки миллионов людей, которые есть сейчас).
В старом городе наиболее густонаселенным районом был Подол. Географическое положение района способствовало активной торговле, поэтому здесь селились купцы и ремесленники. Сейчас же Подол приравнивается к исторической части города и жить тут, не имея собственно недвижимости, скажем прямо, не дешево. Здесь по-прежнему очень многолюдно, ведь туристы, знающие, что история Киева в какой-то мере начинается с Подола, охотно идут именно сюда.
Большая часть населения жила в хатах из лозы, обмазанных сверху глиной. Знать размещалась в просторных домах из кирпича или дерева, некоторые из этих зданий дошли до сегодняшних дней. Пожар в 1811 году уничтожил большую часть Подола, после чего район начали отстраивать заново. План реконструкции включал перепланировку дорог и улиц. Вместо узких переулков, планировалось создать сетку широких и просторных улиц. Главную площадь, где находилось здание магистрата, планировали увеличить в несколько раз. Сейчас же Подол несколько отличается от того, что было ранее.
В начале XIX века на Печерске было больше тысячи жилых домов, большую часть которых занимали чины военного ведомства и монахи. Начало 30-х годов ознаменовалось возведением Печерской крепости под личным контролем Николая I. Для ее строительства были снесены целые жилые кварталы и даже церкви.
На домах Печерска появлялись таблички с надписями: «На слом тогда-то». Жителей домов переселяли в район реки Лыбедь. Невзирая на размах строительства города, внешний вид окраины оставались неизменным. Люди здесь жили преимущественно в деревянных домиках, водопровода, света, канализации не было. Правительство привело в порядок центральную часть города, чтобы сделать ее в европейском формате. Окраина в тоже самое время выглядела весьма бедно. А вот сейчас прошлая окраина в плотно прилегает к центру и выглядит весьма солидно, а спальные районы, которые появились в Киеве – это совокупность многоэтажных домов, имеющих стильный и современный внешний вид.
В 1876 году по проекту А. Я. Шиле. было построено здание Городской Думы. До сегодняшних дней сбереглось немного фото старых домов, но изображение Думы имело внушающий вид. Находилось оно на территории современной площади Независимости. Во время Второй Мировой войны здание было разрушено.
Во второй половине XIX века на месте военных городков на реке Лыбедь был построен первый в Киеве вокзал на станции Киево-Балтской. Сетка улиц начала активно расти до современных границ улиц Симона Петлюры и Саксаганского.
В 1888 году киевские ученые объединились с общественными деятелями для строительства музея на Александровской улице. Губернатор отказал в постройке, аргументируя свой ответ отсутствием необходимости в таком учреждении. «Общество древности и искусства» в 1894 году начало строительство музея за счет добровольных пожертвований. Фасад здания был спроектирован В. Городецким в древнегреческом стиле. Из-за нехватки средств проект выполнили лишь на треть от запланированных масштабов, но лицевой фасад был построен в соответствии с проектом, поэтому здание выглядит законченным.
В XIX веке водопроводы были в далеко-далеко не везде. Киев же был еще небольшим городом, население удовлетворяло свою потребность в воде за счет простейших колодцев. Но с тем темпом роста численности людей просто невозможно было оставить все «как есть», старая система водоснабжения нуждалась в серьезном пересмотре.
Водопровод в Киеве делали довольно долго. Он начал функционировать в 1872 году и ежедневно подавал более 500 тысяч ведер воды из Днепра. Тем не менее, этого все равно было недостаточно, большая часть горожан продолжала пользоваться колодцами. В какой-то мере эта тенденция была привычкой, но как только люди привыкли к комфорту – о необходимости «ходить по воду» стали постепенно забывать.
Но свою роль в актуальности колодцев еще на какой-то период сыграло то, что существовала проблема фильтрации воды. Песочные фильтры, через которые вода из Днепра попадала в город, были довольно сложными в использовании, поэтому светлые умы стали искать иные варианты обеспечения Киева водой. В 1895 году был открыт первый артезианский колодец на Подоле. Количество таких колодцев росло, благодаря чему город имел чистую питьевую воду.
Канализация появилась в старом Киеве 1894 году. На Подоле сточные воды сходились в канаву, из-за чего на улицах стоял дикий смрад. Разумеется, оставить все в таком виде никому не хотелось, потому развитие канализации в какой-то момент стало едва ли не самой приоритетной задачей власти.
Для истории города сооружение электростанции стало переломным моментом. Долгое время электричество облегчало жизнь лишь состоятельному населению. В начале своего пути электричество не имело современных мощностей, оно могло покрыть лишь небольшую часть потребностей: городской транспорт, освещение театра и прочее. Одним словом, все то, что было по карману только богачам. В 1892 году был запущен первый электрический трамвай. Архивные фото старого Киева запечатлели кадры, где люди выстраиваются в огромные очереди, чтобы опробовать детище технического прогресса. Маршрут трамвая был коротким, он совмещал две основные точки города: Крещатик и Подол.
XIX век подарил Киеву множество новых открытий, в этот период город активно строился и менял свой внешний облик на европейский манер. Но окраина старого года оставалась бедным и отставшим районом, прогресс пришел туда длительное время спустя.