Рус  /  Укр

Язык:

Станция метро «Контрактовая Площадь»

Подземный вестибюль станции «Контрактовая площадь». 2010 год

Станция Куреневско-Красноармейской, или Синей, линии метрополитена располагается под древней Контрактовой площадью на Подоле. Имеет два выхода — на Контрактовую площадь и по системе разветвленных подземных переходов — на улицы Нижний и Верхний Вал.

Построена в первой половине 1970-х годов по проекту архитекторов Б. Приймака, И. Масленкова и Ф. Зарембы, оформлена художниками И. Левицкой и Ю. Кисличенко. Платформа станции имеет длину 102 метра и ширину 10 метров, высота подъема 6 метров. Станция открыта 17 декабря 1976 года.

Узнайте историю от основания достопримечательности и по сегодняшний день в полной версии
14 грн
А хотели бы Вы узнать



  • Почему официальное название Синей линии киевского метрополитена является географической бессмыслицей?
  • Каким образом станция "Контрактовая площадь" оказалась "могильщицей" первой трамвайной линии в истории Российской империи?
  • Как станция стала пионером декоммунизации?

Эта и другая информация с историческими фактами и фото из прошлого
доступна в полной версии аудио экскурсии
Также в полной версии Вам будет доступен расширенный текст и дополнительные фото

Анонс полного текста:

 Линию метрополитена, которую киевляне называют Синей по цвету на схеме, задумали еще в 1962 году. Киев тогда был намного меньше, чем теперь, и линия должна была соединить Киевский автовокзал на Демиевской (бывшей Московской) площади с площадью Шевченко. Трассу запланировали по улице Красноармейской, далее через центр решили вывести на Подол и повернуть в сторону местности Куреневка, сначала под подольскими улицами, а дальше вдоль улицы Вышгородской до выезда из города в сторону Пущи-Водицы. Поэтому-то линия и получила название Куреневско-Красноармейской. Но к моменту начала метростроевских работ в городе активно возводили огромный жилой массив Оболонь, которому подземный транспорт требовался, как воздух. Поэтому вместо Куреневки именно туда повернули новую трассу метро. Таким образом, первая часть названия линии устарела еще на этапе проектирования. А когда улице Красноармейской вернули ее историческое имя — Большая Васильковская, название линии вообще превратилось в бессмыслицу, только запутывающую приезжих.

 Строительство          метрополитена          на          улице          Жданова          (Сагайдачного).          1974          год

Строительство метрополитена на улице Жданова (Сагайдачного). 1974 год

 Линию строили так называемым открытым способом, для чего полностью разрыли всю теперешнюю улицу Сагайдачного и древнюю площадь, при этом в котлован чуть не ушел Гостиный двор. Полностью вырубили всю зелень и снесли старую, еще дореволюционную застройку. Трамвайную линию от Европейской площади к Контрактовой — первую не только в Киеве, но и в Российской империи, временно перенесли с улицы Сагайдачного на улицу Братскую. Но нет ничего более постоянного, чем временное, поэтому рельсы так и оставались на "временной" трассе до полного закрытия там трамвайного движения уже в наше время. Кстати, когда подводили "теоретическую базу" под закрытие линии трамвая, кто-то из чиновников отыскал решение о том, что по Братской она "временная" и выдвинул "гениальную" идею, что это может служить основанием для ее ликвидации. Так историческая первая трамвайная линия бесславно закончила свое существование не без помощи младшего брата — метрополитена.

 Красная          (Контрактовая)          площадь          до          строительства          метро.          Конец          1960-х          годов

Красная (Контрактовая) площадь до строительства метро. Конец 1960-х годов

 Саму станцию метро "Контрактовая площадь" построили в самом сердце исторического Подола, под площадью, известной еще со времен Киевской Руси и вошедшей в историю благодаря проводившимся на ней знаменитым Киевским контрактам. Правда, в советское время, с 1919 до 1944 года, и позже в 1950-е площадь называлась Красной, вероятно в подражание Москве. Поэтому и станция метро, открытая в 1976 году, получила имя "станция метро "Красная площадь". Но именно ей судилось стать первой ласточкой в истории киевских метрополитеновских переименований — в 1990 году площади вернули историческое название и станцию тоже переименовали.

 Панно          геральдической          тематики          в          подземном          зале          станции.          2010          год   Панно          геральдической          тематики          в          подземном          зале          станции.          2010          год 

Панно геральдической тематики в подземном зале станции. 2010 год

 Долгое время после окончания строительства площадка над станцией оставалась частично незастроенной, но зато транспортная проблема для жителей близлежащих улиц и туристов оказалась решенной. Удобно спланированные выходы позволяли добраться в большинство знаковых точек Подола: к жилым домам, магазинам, базару, учебным заведениям, музеям, церквям. Да и архитектура самой станции оказалась удачной. Подземный зал достаточно просторен и наполнен воздухом. Это достигнуто за счет облицованных мрамором необычно узких колонн, расположенных с интервалом в 6 метров. Стены подземного вестибюля оформлены мраморными плитами розового цвета и украшены художественными композициями геральдической тематики. А в вестибюле со стороны улицы Спасской установили тематическое панно, посвященное Киево-Могилянской академии, к которой и ведет выход.

...

Попробуйте наше приложение

Прямо здесь и сейчас. Нажмите на карту, выберите понравившуюся достопримечательность и послушайте о ней.

Скачать его можно в App Store и Google Play. Или пользуйтесь без скачивания

Другие экскурсии по Киеву
София Киевская
По улице Терещенковской
Киево-Печерская Лавра - часть 2
Метро Арсенальная - Родина Мать
Муралы - верхний город
Киево-Печерская Лавра - часть 1
От площади Льва Толстого по Большой Васильковской
Подземная река Кадетская роща
Подземная река Глубочица
Подземные реки Клов и Крещатик
Аскольдовая дренажная система
Никольская дренажная система
По улице Владимирской (Площадь Льва Толстого - Софийская площадь)
От Майдана на Бессарабку через Липки
От Крещатика до Лавры по Грушевского
Майдан - Контрактовая площадь
Пятидневная поездка в Чернобыльскую Зону отчуждения из Киева
Групповые поездки в Чернобыльскую Зону отчуждения из Киева
Автобусный тур в Чернобыльскую зону из Киева
Индивидуальные однодневные поездки в Чернобыльскую Зону
От Золотых ворот на Крещатик
Правительственный квартал
От Бессарабской площади на Андреевский спуск
От ЖД вокзала на Андреевский спуск
Обзорная - от Золотых ворот к Верховной раде
Обзорная - от Золотых ворот на Бессарабку
Обзорная – от центра на Андреевский спуск
Обзорная - от центра на Подол
От ЖД вокзала до Подола на фуникулере
От ЖД вокзала до Софии Киевской
От ЖД вокзала на Майдан
От Крещатика до Лавры через Липки
От Крещатика до Лавры через парки
От Андреевского спуска на Подол
От Майдана до Липок
От Бессарабки до Мариинского парка
История Контрактовой площади
Показать все экскурсии
Квартиры посуточно можно выбрать здесь

Индивидуальные экскурсии по Киеву

Лучшие экскурсоводы Киева проведут для Вас индивидуальную экскурсию на русском, украинском, английском, польском, французском и других языках

Станция метро Контрактовая площадь – подземелье исторической местности

Подол – географический и исторический центр Киева. Это одна из древнейших частей столицы, которая всегда привлекает интерес гостей города. Центром Подола является Контрактовая площадь, под которой располагается одноименная станция метро. И, как и большинство объектов в украинской столице, она тоже имеет свою историю.

Синяя линия и метро Контрактовая площадь

Киевляне знают о метрополитене столицы не так уж и много, как может показаться на первый взгляд. Конечно, они знают, как добраться до той или иной станции, где пересесть и выйти. Но мало кто сможет поведать вам об истории развития подземной жизни Киева. Хотя, именно здесь в свое время творилась история.

Синяя, или Куренёвско-Красноармейская – это историческая вторая линия, которая была заложена в недрах Киевской земли. Строительство было начато в 1970 году. Многих удивляет, почему же она называется Куреневская, если не имеет отношения к данной местности. Но все достаточно просто. Первоначально, линию планировали проложить через Куреневку, но в связи со быстрым развитием района Оболонь, маршрут линии был изменен.

В 1976 году 17 декабря, на линии была открыта станция «Красная площадь», в честь 70-летнего юбилея Л. И. Брежнева. Сегодня она известна, как метро Контрактовая площадь.

Сложно найти человека, который хоть раз приезжал в столицу и не побывал на этой станции. Ведь Подол – важная историческая местность в Киеве, и многие, кто сюда приезжают, желают посетить «сердце» одного из старейших районов города. Согласитесь, что здесь даже от названий улиц веет древностью – Хорива, Спасская, Борисоглебская и многие другие. Мало кому известно, что именно строительство станции метро Контрактовая площадь помогла в который раз подтвердить многовековую и насыщенную историю этой местности. Ведь во время строительных работ археологами было найдено большое количество артефактов – остатки древнего жилья, Торга и другие ценные находки.

Не сложно догадаться, что названа станция в честь площади, которая за всю историю переименовывалась не один раз: Контрактовая, Красная, Александровская, и даже Запорожская – в годы немецкой оккупации. Нынешнее название, которое являлось и историческим, было присвоено площади 19 октября 1990 года. В тот же день была и переименована и станция.

Метро Контрактовая площадь сегодня

История – это неотъемлемая часть современности. Поэтому, как говорится: «Що маємо, те маємо». И сегодня мы имеем станцию, пассажиропоток которой составляет более 40 тысяч человек в сутки. Вы можете себе представить такое количество пассажиров?

Как и над любым другим строительством, будь то дом, магазин, дворец или даже собор, над проектом станции метро Контрактовая площадь, работали архитекторы. А именно Б. Приймак, И. Масленков и Ф. Заремба. Если вам выпадет возможность оказаться в столице и посетить эту станцию, то стоит обратить внимание и на художественное оформление. Каждый увидит здесь элементы исторического прошлого района. Особое внимание привлекает панно, которое можно увидеть в вестибюле. Не менее примечательны и стены, выполненные из розового мрамора.

Для тех, кто желает попасть на историческую площадь столицы, достаточно приехать на станцию метро Контрактовая площадь и направиться к южному выходу, который выведет вас к историческому центру Подола. Если, по какой-то причине, вы не сориентируетесь по сторонам света, то направляйтесь смело к эскалатору. Лестницей оборудован северный выход. Тут вы точно не ошибетесь.

Согласитесь, что, зная немного истории и фактов, можно найти что-то интересное и познавательное в подземелье Киевского метрополитена. А представьте, сколько таинственного может быть еще скрыто от нас.

Аудио экскурсия о метро «Контрактовая площадь»

Если Вы хотите прослушать экскурсию об этом месте - это очень просто! Для этого Вам не нужно искать экскурсовода, и договариваться с ним о времени. Просто загрузите ее на этой странице и прослушайте в удобное для вас время. Рекомендуем полную версию, в которой мы собрали для Вас интересные исторические факты.

Станция метро Контрактовая площадь – подземелье исторической местности