"Вокзальная" входит в первую пятерку станций, открытых в Киевском метрополитене, сегодня на ней один из самых мощных пассажиропотоков. Причина этого понятна даже из самого названия — станция построена на площади рядом с центральным железнодорожным вокзалом города, через который каждый день перемещаются сотни тысяч людей. Кстати, расположенный рядом фаст-фуд известной марки занимает третье место в мире по количеству посетителей. Сейчас из-за огромной нагрузки, на которую не рассчитывали проектировщики в конце 1950-х годов, работникам метрополитена время от времени приходится ограничивать доступ пассажиров на станцию.
Наземный вестибюль станции перед открытием. Октябрь 1960 года
Многие отмечают, что станция метро "Вокзальная" по архитектурному оформлению близка к московской "Киевской-кольцевой", открытой в 1953 году. Объяснение этому простое: в проектировании и строительстве этих объектов принимали участие именно киевские архитекторы, а инициатором строительства в обоих случаях выступал тогдашний Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Оформление обеих станций посвящено различным сюжетам из истории Украины, ведь в 1954 году вся страна отмечала 300-летие так называемого воссоединения украинского и русского народов. Череда торжественных мероприятий проходила под лозунгами нерушимости этой дружбы, поэтому еще заранее в Москве подготовились к празднованию — так и появилась станция "Киевская".
Диск с сюжетом "Переяславская Рада"
Конструкция "Вокзальной" стандартна для большинства сооружений советской подземки тех времен — пилонная, трехсводчатая, островного типа. Станция символизирует ворота города, поэтому при ее оформлении уделили много внимания идеологической окраске. На пилонах центрального зала закреплены литые диски двухметрового диаметра, выполненные из алюминия и анодированные под золото. На этих медальонах изображены восемь разнообразных сюжетных сцен из истории Украины — от "Древнерусских витязей" до "Воссоединения украинских земель, 1939 год" и более поздних событий.
Поговаривают, что на одном из сюжетов можно найти и самого инициатора строительства — Никиту Хрущева. Так это или нет, сказать сложно, но фактом остается то, что если бы не этот государственный деятель, первые станции киевского метро могли бы получиться намного более роскошными. В 1955 году он начал беспощадную борьбу с "архитектурными излишествами" в архитектуре. И тогда часть помпезных проектов станций с пышным декором были "зарезаны" властями. Так изначальный проект "Вокзальной" 1958 года предусматривал украшение станции цветными мозаиками, выполненными вручную. Ради экономии от этой идеи отказались.
Центральный зал с гербом УССР в торце. 6 октября 1960 года
Главным элементом оформления станции, который бросался в глаза в первую очередь, был огромный герб Украинской ССР, установленный на решетке в торце центрального зала. В начале 1990-х годов во время первой волны декоммунизации его демонтировали. Зал и кассы с самого начала работы станции украшены монументальными стальными светильниками. Пол оформили серым гранитом, пилоны и стены выполнили из белого мрамора, который частично заменили гранитом во время реконструкции в конце 1970-х годов. На путевых стенах ради экономии использовали обычный кафель.
Путевая стена с названием станции. 2003 год
Сейчас "Вокзальная" входит в список памятников архитектуры местного значения. Авторами станции были архитекторы Валентин Ежов, Евгений Катонин, Вадим Скугарев, Ирфан Шемсединов, Анатолий Добровольский, Игорь Масленков и художник Александр Мизин. Наземный вестибюль размещен впритык к пригородному вокзалу и фактически составляет с ним единый архитектурный комплекс. Отступ от центрального железнодорожного вокзала составляет около 70 метров. Учитывая большую пассажирскую нагрузку, в свое время планировали строительство второго выхода, но его пока не построили, хотя сегодня это актуально как никогда прежде.
Проект комплекса наземного вестибюля станции и пригородного вокзала
В первую очередь "Вокзальная" обеспечивает многочисленным пассажирам доступ к железной дороге, но воспользоваться станцией можно также, чтобы добраться до площади Победы, где расположены Киевский цирк и большой универмаг "Украина". Также возле "Вокзальной" находится автобусная станция, откуда транспорт курсирует почти во все областные центры страны. В дальнейшем, при перспективном расширении Киевского метрополитена, на станции "Вокзальная" предусмотрено оборудование пересадочного узла на строящуюся сейчас четвертую ветку.