Рус  /  Укр

Язык:

Станция метро «Вокзальная»

Наземный вестибюль станции. 1960-е годы

Станция метро "Вокзальная" расположена на Святошинско-Броварской линии метрополитена (красной) между станциями "Политехнический институт" и "Университет". 

 

Станция метро "Вокзальная" — одна из самых людных в Киевском метрополитене. Это объясняется близостью к железнодорожному вокзалу, который каждый день принимает и отправляет из столицы Украины сотни тысяч пассажиров. "Вокзальная" была спроектирована в 1958 году и открыта в 1960-м в числе первых пяти киевских станций. Средний зал подземного вестибюля украшен большими металлическими дисками, на которых воспроизведены разнообразные сюжеты из истории Украины.

Инициатором строительства был советский государственный деятель Никита Хрущев. И если бы не его борьба с «архитектурными излишествами» в архитектуре, то, согласно предложенным проектам, первые станции Киевского метрополитена были бы намного роскошнее. Рядом со станцией вокзальной расположена автобусная станция, откуда можно добраться в любой областной центр страны.

Узнайте историю от основания достопримечательности и по сегодняшний день в полной версии
14 грн
А хотели бы Вы узнать



  • Почему "Вокзальная" напоминает "Киевскую-кольцевую" в Москве?
  • Какой элемент оформления демонтировали в начале 1990-х годов?
  • Частью какого архитектурного комплекса является здание станции?

Эта и другая информация с историческими фактами и фото из прошлого
доступна в полной версии аудио экскурсии
Также в полной версии Вам будет доступен расширенный текст и дополнительные фото

Анонс полного текста:

 "Вокзальная" входит в первую пятерку станций, открытых в Киевском метрополитене, сегодня на ней один из самых мощных пассажиропотоков. Причина этого понятна даже из самого названия — станция построена на площади рядом с центральным железнодорожным вокзалом города, через который каждый день перемещаются сотни тысяч людей. Кстати, расположенный рядом фаст-фуд известной марки занимает третье место в мире по количеству посетителей. Сейчас из-за огромной нагрузки, на которую не рассчитывали проектировщики в конце 1950-х годов, работникам метрополитена время от времени приходится ограничивать доступ пассажиров на станцию.

 Наземный          вестибюль          станции          перед          открытием.          Октябрь          1960          года

Наземный вестибюль станции перед открытием. Октябрь 1960 года

 Многие отмечают, что станция метро "Вокзальная" по архитектурному оформлению близка к московской "Киевской-кольцевой", открытой в 1953 году. Объяснение этому простое: в проектировании и строительстве этих объектов принимали участие именно киевские архитекторы, а инициатором строительства в обоих случаях выступал тогдашний Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Оформление обеих станций посвящено различным сюжетам из истории Украины, ведь в 1954 году вся страна отмечала 300-летие так называемого воссоединения украинского и русского народов. Череда торжественных мероприятий проходила под лозунгами нерушимости этой дружбы, поэтому еще заранее в Москве подготовились к празднованию — так и появилась станция "Киевская".

 Диск          с          сюжетом          Переяславская          Рада

Диск с сюжетом "Переяславская Рада"

 Конструкция "Вокзальной" стандартна для большинства сооружений советской подземки тех времен — пилонная, трехсводчатая, островного типа. Станция символизирует ворота города, поэтому при ее оформлении уделили много внимания идеологической окраске. На пилонах центрального зала закреплены литые диски двухметрового диаметра, выполненные из алюминия и анодированные под золото. На этих медальонах изображены восемь разнообразных сюжетных сцен из истории Украины — от "Древнерусских витязей" до "Воссоединения украинских земель, 1939 год" и более поздних событий.

 Поговаривают, что на одном из сюжетов можно найти и самого инициатора строительства — Никиту Хрущева. Так это или нет, сказать сложно, но фактом остается то, что если бы не этот государственный деятель, первые станции киевского метро могли бы получиться намного более роскошными. В 1955 году он начал беспощадную борьбу с "архитектурными излишествами" в архитектуре. И тогда часть помпезных проектов станций с пышным декором были "зарезаны" властями. Так изначальный проект "Вокзальной" 1958 года предусматривал украшение станции цветными мозаиками, выполненными вручную. Ради экономии от этой идеи отказались.

 Центральный          зал          с          гербом          УССР          в          торце.          6          октября          1960          года

Центральный зал с гербом УССР в торце. 6 октября 1960 года

 Главным элементом оформления станции, который бросался в глаза в первую очередь, был огромный герб Украинской ССР, установленный на решетке в торце центрального зала. В начале 1990-х годов во время первой волны декоммунизации его демонтировали. Зал и кассы с самого начала работы станции украшены монументальными стальными светильниками. Пол оформили серым гранитом, пилоны и стены выполнили из белого мрамора, который частично заменили гранитом во время реконструкции в конце 1970-х годов. На путевых стенах ради экономии использовали обычный кафель.

 Путевая          стена          с          названием          станции.          2003          год

Путевая стена с названием станции. 2003 год

 Сейчас "Вокзальная" входит в список памятников архитектуры местного значения. Авторами станции были архитекторы Валентин Ежов, Евгений Катонин, Вадим Скугарев, Ирфан Шемсединов, Анатолий Добровольский, Игорь Масленков и художник Александр Мизин. Наземный вестибюль размещен впритык к пригородному вокзалу и фактически составляет с ним единый архитектурный комплекс. Отступ от центрального железнодорожного вокзала составляет около 70 метров. Учитывая большую пассажирскую нагрузку, в свое время планировали строительство второго выхода, но его пока не построили, хотя сегодня это актуально как никогда прежде.

 Проект          комплекса          наземного          вестибюля          станции          и          пригородного          вокзала

Проект комплекса наземного вестибюля станции и пригородного вокзала

 В первую очередь "Вокзальная" обеспечивает многочисленным пассажирам доступ к железной дороге, но воспользоваться станцией можно также, чтобы добраться до площади Победы, где расположены Киевский цирк и большой универмаг "Украина". Также возле "Вокзальной" находится автобусная станция, откуда транспорт курсирует почти во все областные центры страны. В дальнейшем, при перспективном расширении Киевского метрополитена, на станции "Вокзальная" предусмотрено оборудование пересадочного узла на строящуюся сейчас четвертую ветку.

...

Попробуйте наше приложение

Прямо здесь и сейчас. Нажмите на карту, выберите понравившуюся достопримечательность и послушайте о ней.

Скачать его можно в App Store и Google Play. Или пользуйтесь без скачивания

Другие экскурсии по Киеву
Курсы стрельбы Киев
Подземная от вокзала до Лукьяновки
Тир лазерный Киев
Подземная Тюрьма НКВД
Аудио экскурсия Почтовая площадь
София Киевская
По улице Терещенковской
Киево-Печерская Лавра - часть 2
Метро Арсенальная - Родина Мать
Муралы - верхний город
Киево-Печерская Лавра - часть 1
От площади Льва Толстого по Большой Васильковской
Подземная река Кадетская роща
Подземная река Глубочица
Подземные реки Клов и Крещатик
Аскольдова дренажная система
Никольская дренажная система
По улице Владимирской (Площадь Льва Толстого - Софийская площадь)
От Майдана на Бессарабку через Липки
От Крещатика до Лавры по Грушевского
Майдан - Контрактовая площадь
Пятидневная поездка в Чернобыльскую Зону отчуждения из Киева
Групповые поездки в Чернобыльскую Зону отчуждения из Киева
Автобусный тур в Чернобыльскую зону из Киева
Индивидуальные однодневные поездки в Чернобыльскую Зону
От Золотых ворот на Крещатик
Правительственный квартал
От Бессарабской площади на Андреевский спуск
От ЖД вокзала на Андреевский спуск
Обзорная - от Золотых ворот к Верховной раде
Обзорная - от Золотых ворот на Бессарабку
Обзорная – от центра на Андреевский спуск
Обзорная - от центра на Подол
От ЖД вокзала до Подола на фуникулере
От ЖД вокзала до Софии Киевской
От ЖД вокзала на Майдан
От Крещатика до Лавры через Липки
От Крещатика до Лавры через парки
От Андреевского спуска на Подол
От Майдана до Липок
От Бессарабки до Мариинского парка
История Контрактовой площади
Показать все экскурсии
Квартиры посуточно можно выбрать здесь

Индивидуальные экскурсии по Киеву

Лучшие экскурсоводы Киева проведут для Вас индивидуальную экскурсию на русском, украинском, английском, польском, французском и других языках