В конце ХІХ века в Киеве сформировалась целая прослойка богатых людей, в частности, средний класс, представленный в основном купечеством. Не в последнюю очередь из-за этого в городе стал быстро увеличиваться спрос на предметы быта, подчеркивавшие статус таких киевлян и соответствовавшие их финансовому положению. Так что киевские богачи начали негласное соревнование за обладание предметами роскоши, щеголяя друг перед другом новыми приобретениями. Давно известно, что мебель помогает формировать интерьер любого здания. Сложилось так, что главным поставщиком мебели для киевской аристократии и купечества стала известная фабрика Кимаера, офис и производственные мощности которой с 1897 года находились на современной улице Архитектора Городецкого.
Центральная улица "киевского Парижа" Николаевская. 1910-е годы
История зданий коммерческого предприятия на территории "киевского Парижа", как раньше часто называли этот район, тождественна всей окружающей застройке. Она ведет отсчет с того времени, когда потомки известного киевского профессора Меринга согласились продать свои земли городу. Именно тогда тут начали быстро возводить роскошные здания, к проектированию и строительству которых приложили руку лучшие киевские мастера. "Киевский Париж" с главной улицей Николаевской (современная Архитектора Городецкого) стремительно заполнялся суперсовременными многоэтажными домами. Они вызывали восторг у жителей относительно провинциального города, на глазах превращавшегося в настоящую европейскую жемчужину.
В одном из таких домов, построенном в 1895–1897 годах, и расположился центральный офис мебельной фабрики Иосифа Кимаера. Известные зодчие Владислав Городецкий и Мартин Клут возвели настоящий шедевр архитектуры в стиле неоренессанс. Учитывая специфику производства, фасад украсили изображениями античного бога Меркурия, который, согласно легенде, способствовал успешной торговле. Дом, выходящий на красную линию улицы, использовался как контора и магазины, в нем же жил и сам хозяин. Стоит подчеркнуть, что тут находился именно офис. Производственные же корпуса и сборочный цех, где работали несколько десятков опытных мастеров, были во дворе в глубине участка, а изготовление заготовок из древесины выполнялось многочисленными работниками на городских окраинах во вспомогательных мастерских.
Фронтон здания с датой "1884". 1970-е годы
Интересно, что на фронтоне здания на улице Городецкого выложена дата "1884", часто сбивающая с толку неопытных краеведов. Ведь известно, что в тот год никакого "киевского Парижа" еще не существовало, более того, был жив профессор Меринг, при котором тут не планировалось никаких сооружений, кроме собственных домов владельца. На самом деле это — дата основания фабрики Иосифа Кимаера, успешного австрийского предпринимателя, который поселился в Киеве и создал тут одну из самых известных фабрик мебели.
Иосиф Кимаер
Он был одним из многочисленных венских мастеров, в поисках лучшей судьбы уехавших на чужбину. На момент открытия предприятия в Киеве у Кимаера было довольно много конкурентов, но благодаря своему таланту и качеству продукции он смог оставить их далеко позади. До строительства собственного дома мебельщик арендовал под магазин и офис часть доходного дома Павла Исаевича на углу улиц Большой Васильковской и Рогнединской, 15/2. Это здание в значительно перестроенном виде дошло до нашего времени.
Фабрика Кимаера на углу улиц Большой Васильковской и Рогнединской. Конец ХІХ века
Успешность австрийского фабриканта вошла даже в киевскую легенду, которая приписывает ему победу в "тендере" по оснащению мебелью Оперного театра благодаря довольно необычному тесту. Якобы киевские мебельщики согласились проверять свою продукцию на прочность, сбрасывая ее с галерки театра просто вниз. И именно в этом "соревновании" Кимаер завоевал право обустроить Оперу собственной продукцией.
Фабрика Кимаера была укомплектована новейшим оборудованием, а сырье поставлялось из многих стран Европы и проходило тщательный отбор. Постепенно предприниматель завоевал почти весь местный рынок. Именно его мебелью была обставлена Киевская контора Государственного банка, и поговаривают, что она там используется до сих пор. Также у Кимаера заказывали обстановку для отеля предпринимателя Гладынюка на углу улиц Пушкинской и Фундуклеевской (сейчас Богдана Хмельницкого) и огромного количества квартир и домов богатых киевлян. В число покупателей вошли даже представители царской семьи. Клиентом фабрики был и ее сосед по "киевскому Парижу" — один из лучших отелей города "Континенталь".
Стоит упомянуть, что Иосиф Кимаер оставался гражданином Австро-Венгерской империи, так что с началом Первой мировой войны должен был сделать определенный выбор — уехать или остаться в Российской империи. Известно, что он отдал предпочтение Киеву, который стал для него родным. После революции 1917 года и прихода к власти большевиков предприятие было национализировано и превращено в Киевскую обувную фабрику № 8. Во время Второй мировой войны дом сгорел, как почти вся окружающая застройка. В дальнейшем его удалось восстановить. Правда, сохранился только чудесный фасад, а вот всю внутреннюю часть пришлось делать заново, в том числе, и перекрытия дома. Большинство вспомогательных строений фабрики Кимаера на улице Городецкого восстанавливать не стали.
Начало послевоенного восстановления улицы Карла Маркса. 1946 год
В 1970 году в нижней части дома был открыт один из выходов станции метрополитена "Крещатик". При этом промежуточный вестибюль тактично встроили в фасад с полным сохранением шедевра архитектуры. Сейчас бывший офис мебельной фабрики используется Министерством юстиции Украины.