При расширении границ Киева и появлении новых жилых массивов возникла проблема транспортного сообщения между центром города и окраинами. В связи с нехваткой денег на строительство дополнительных веток метро возник проект прокладки линии скоростного трамвая — первой в Советском Союзе. Этому проекту предшествовала застройка жилого массива Никольская Борщаговка, который появился на месте снесенного села и бывших полей, а со временем — распланировка огромного жилого района Южная Борщаговка.
Есть мнение, что идея создания скоростного трамвая в столице Украины была перенята у испанцев. В 1967 году украинские специалисты Василий Дьяконов и Владимир Веклич приняли участие в международном конгрессе Союза общественного транспорта, прошедшего в Барселоне. Говорят, что именно они предложили киевскому городскому совету использовать опыт Испании в Киеве и улучшить таким образом городскую инфраструктуру. Идею поддержали, но городу пришлось пройти довольно сложный путь, пока она получила практическое применение. Инициаторам строительства пришлось несколько раз ездить в командировки за границу для получения необходимого опыта. Проектирование стартовало в 1967-м, а строительство — в 1970 году.
Брошюра, посвященная первой в СССР линии скоростного трамвая. 1987 год
Полностью в эксплуатацию новая трамвайная линия была введена только в 1978 году. Согласно плану трамвай соединил Кольцевую дорогу (фактически границу города), массив Никольская Борщаговка и железнодорожный вокзал. Общая протяженность рельсов по оси улиц составила 9,25 километра. Для организации скоростного движения под трамвайную линию выделили отдельную огороженную полосу в средней части дороги. Там исключили перемещение наземного транспорта, и на этом уровне ее не пересекали другие улицы. Исключение составил только небольшой фрагмент от площади Победы до начала улицы Старовокзальной, где трамваю приходилось уступать обычному транспорту, что существенно тормозило движение.
Через некоторое время линию урезали, и конечной стала станция "Площадь Победы" в конце улицы Жадановского (сейчас Жилянская) в квартале между универмагом "Украина" и Воздухофлотским путепроводом.
Станция трамвая "Индустриальная" на Индустриальном путепроводе. Двухуровневое пересечение современных улицы Вадима Гетьмана и проспекта Любомира Гузара
Изначально на трассе было построено 5 транспортных развязок и 12 станций. На новой линии применили серию новых конструктивных решений, в частности, постанционное взимание платы, что немного напоминало метрополитен.
Оплата проезда и компостирование билетов на станции
В районе станции "Улица Гната Юры" обустроили разъезд, где линии разветвлялись. Планировалось дальнейшее развитие трамвая от вокзала в сторону моста Патона и дальше — до Ленинградской (сейчас Дарницкой) площади на левом берегу. Но этим амбициозным планам так и не суждено было воплотиться.
Заключительный участок трассы скоростного трамвая между станциями "Улица Гната Юры" та "Большая окружная"
Обслуживание линии трамвая обеспечило депо им. Тараса Шевченко, которое в начале 2000-х годов сменило место дислокации и переехало из центра на Борщаговку. Средняя скорость перемещения состава трамвая составляла около 25 километров в час. В первое десятилетие существования новый вид транспорта перевез более 40 миллионов пассажиров. В 1984 году трамвайные рельсы проложили к самой отдаленной точке — улице Булгакова (когда-то эта было село Михайловская Борщаговка). Расстояние между станциями скоростного трамвая в среднем составляет 800 метров, что приблизительно в два раза больше, чем расстояние между остановками обычного трамвая.
Сегодня сложно представить существование большей части западной окраины города без скоростного трамвая. В 1990-е годы опыт был применен и на Троещине, тоже задыхающейся без метро. Так в Киеве появилась вторая линия скоростного трамвая, которая существует отдельно от первой. Сегодня этот вид транспорта подвозит тысячи пассажиров к остановкам городской электрички, троллейбусов и автобусов.
В начале 2000-х годов началась масштабная реконструкция правобережной ветки. Были проложены новые рельсы, вдоль них отремонтировано или заменено защитное ограждение, установлены турникеты, отремонтированы или обновлены вестибюли станций. Несколько лет назад улучшили и подвижный состав: Киевпастранс получил современные трамвайные вагоны, где обеспечен доступ к сети интернет через ВайФай — польские PESA и отечественные Электрон. Стоимость поездки на скоростном трамвае равна обычной таксе в городском транспорте.
Организация транспортного движения в тыльной части универмага "Украина" в 1980-е годы
Проблемой остается фрагмент в районе универмага "Украина". Часто случается, что водители оставляют на парковку автомобили, мешающие перемещению трамваев, что вызывает транспортный коллапс. Решить эту проблему можно или продлением выделенной линии, или, наоборот, ее сокращением до бывшей конечной станции на Жилянской улице.