Все знают легенду про основателей Киева братьев Кия, Щека, Хорива и сестру их Лыбедь, давших имена трем городским холмам и реке. Эти летописные персонажи отражены в современных киевских памятниках — визитных карточках столицы Украины.
Памятник-фонтан на Майдане Незалежности
Специалисты до сих пор спорят о том, где в Киеве находится исток Лыбеди. Часть ученых считает, что это — место выхода реки на поверхность недалеко от железнодорожной станции Киев-Волынский, другие называют озеро в парке Отрадный, где даже установлен памятный камень.
Камень в парке Отрадный, напоминающий об одном из истоков Лыбеди. 2012 год
Во времена Киевской Руси Лыбедь была южным рубежом города. Река фигурировала во многих исторических событиях. Одно из самых ранних упоминаний в древнеславянской летописи "Повести временных лет" связано с нашествием половцев на Киев: "и нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди".
Уже с ХIV–ХV веков на реке стали возводить дамбы, мельницы, создавать системы орошения полей. Со временем мельничные плотины превратили ее в цепочку соединенных между собой прудов. Первые неудобства городу Лыбедь начала приносить в середине XVIII века: мельницы и плотины уже тогда оказывали пагубное влияние на ее русло. Возник вопрос о восстановлении естественного тока Лыбеди. Генерал фон Люберас, который отвечал за все инженерные и фортификационные сооружения империи, предложил решение. Он хотел спустить Святое озеро у Лысой горы, берега реки обложить камнями и обсадить деревьями, а плотины перенести.
С 1830-х годов началось активное освоение территорий вдоль лыбедских берегов. При строительстве Новой Печерской крепости жителей домов, попавших в эспланадную зону, переселяли с Печерска на так называемое Новое Строение. Это местность, где недалеко от русла Лыбеди распланировали улицы — современные Большую Васильковскую, Саксаганского, Антоновича и другие.
Коллектор левого притока Лыбеди в Ботаническом саду возле станции метро "Университет". 2008 год
Еще в 1850 году были разработаны первые проекты очистки Лыбеди. Но вместо их реализации в 1866–1870 годах в долине реки проложили железную дорогу, и тогда же впервые заговорили о превращении реки в канал. Из-за близости железной дороги потребовались меры по предотвращению возможных разливов реки. В 1870 году для постройки киевского вокзала и двух запасных путей русло сильно спрямили и отвели в канал с каменными стенками вблизи Полицейской (Федорова) улицы, а и через реку перекинули мостик. Второй участок забрали в канаву в районе железнодорожного депо в 1908–1910 годах. Здесь Лыбедь имела большую ширину, так что пришлось построить бетонные берега высотой в несколько метров.
Лыбедской канал в районе вокзала. 1902 год
К середине 1930-х годов практически на всем течении Лыбедь оказалась в бетоне. Но во время весеннего паводка 1937 года загубленная река вышла из берегов. Вода залила территорию от Евбаза (площадь Победы) до шоссе Героев Стратосферы (Воздухофлотский проспект) и держалась 12 дней. Чтобы в будущем избежать затопления улиц, расположенных в пойме Лыбеди, в 1938–1939 годах провели работы по выпрямлению, очистке и закреплению русла. Однако и по сей день во время сильных летних дождей подземная река напоминает о себе и выходит на поверхность.
Вода, залившая после дождя бульвар Шевченко. 1977 год
Летописное упоминание о том, что негде на Лыбеди коня напоить, сейчас опять актуально, но в другом контексте. Новые враги реки — расположенные в ее пойме промышленные предприятия и автотранспортные предприятия, а также горожане, загрязняющие русло отходами жизнедеятельности. Кроме того, находясь в коллекторе, река полностью утратила способность к самоочищению. Так что, к сожалению, согласно данным управления экоресурсов в 1990 году река Лыбедь была признана самой грязной в Европе.