"Шулявская" входит в тройку самых глубоких в Киеве — глубина залегания станции составляет 92 метра. Опережают ее в этом списке только "Крещатик" и "Арсенальная" (соответственно 102 и 105 метров). Интересно, что, как и в случае упомянутой "Арсенальной", изначально станция была названа по имени промышленного предприятия, расположенного неподалеку. До 1993 года она называлась "Завод Большевик" в честь завода-гиганта, на котором трудилось около 10 000 человек. Это предприятие ведет свою историю еще со времен Российской империи, и изначально называлось заводом Гретера и Криванека в честь хозяев, отечественных предпринимателей чешского происхождения, основавших и развивавших его на протяжении многих лет. Новое название станция метро получила в соответствии с местным топонимом. Шулявка — один из исторических районов Киева, жители которого в свое время славились отчаянными нравами.
Строительство промежуточного вестибюля станции "Завод Большевик". Март 1961 года
Станция "Шулявская" — островного типа, пилонная, трехсводчатая со стандартными платформами 100 метров в длину и 20 в ширину. Авторы станции архитекторы Анатолий Добровольский, Борис Приймак, Александр Малиновский и Анатолий Черкасский. Интересно, что проект был создан еще в начале 1950-х годов, но реализован только в 1960-е, к тому же в измененном виде.
Оформление лестницы возле наземного вестибюля. Июль 1963 года
Станция метро "Завод Большевик" была открыта 5 ноября 1963 года и таким образом стала седьмой в списке станций Киевского метрополитена. Вместе с соседней "Политехнический институт" они составляли так называемую вторую очередь метро. Интересно, что расстояние между этим дуэтом около полутора километров, но если с платформы "Шулявской" внимательно всматриваться во тьму тоннеля в направлении центра города, то можно увидеть, как прибывает и отправляется поезд со станции "Политехнический институт". Дело в том, что между двумя станциями нет ни одного поворота, так как подземная транспортная магистраль на этом участке проходит параллельно прямому, как стрела, проспекту Победы. Кстати, поблизости от станции "Шулявская" расположен специальный объект для очищения загрязненного воздуха на случай ядерной войны.
Учитывая, что вторую очередь метро строили во времена тотальной экономии на стройматериалах, понятно, почему станция оформлена без использования дорогих материалов. Пилоны и стены центрального зала облицованы цветной керамикой, а стены платформенных залов — кафелем. Торец центрального зала украшает панно из металла и керамики "Прогресс советского труда". Тут изображены инженерно-технический работник и рабочий на фоне заводских корпусов "Большевика". У каждого из них в правой руке символы их профессии, а левыми они удерживают древко огромного красного флага. Это работа известных художников-монументалистов Ивана и Марии Литовченко. В левом углу зала, под панно оборудован спуск в помещение под платформами. Это специальные комнаты для отдыха работников метрополитена, и пассажирам сюда вход воспрещен.
Панно "Прогресс советского труда" в торце центрального зала. Ноябрь 1963 года
Выход на поверхность со станции организован в виде одного наземного двухэтажного вестибюля. Из-за большой глубины заложения существует еще один, подземный промежуточный вестибюль, из него устроен дополнительный эвакуационный выход, но на поверхности он заложен бетонными плитами. В двухэтажном верхнем вестибюле закругленной формы изначально находилось кафе "Ласточка", которое киевляне старшего поколения помнят по его новациям. Заказ там нужно было делать по телефону, опустив к столику трубку, закрепленную на длинном проводе. Кафе давно не работает, но сейчас здесь действуют несколько заведений общественного питания, аптека и другое. Интересно, что сооружение этого цилиндрического наземного вестибюля было изображено на марке Почты СССР стоимостью 6 копеек.
Станция "Завод Большевик" на марке Почты СССР. 1965 год
Возвращаясь к оформлению подземной части станции, отметим, что тут использована керамика разных цветов: кассовый зал и промежуточный вестибюль темно-зеленые, эскалаторный зал оранжевый, а пилоны напоминают пестрые полосатые одеяла. На карнизе, прикрывающем светильники в центральном зале, изначально были надписи на украинском и русском языках: "Мир", "Труд", "Свобода", "Равенство", "Братство", "Счастье", "Коммунизм". В начале 1990-х годов последнюю надпись убрали. Но сделали это неудачно, так что следы от букв хорошо видны и сейчас, поэтому их остатки получили у киевлян ироничное название "призрак коммунизма".
Зал кафе "Ласточка". 1968 год
Станцию окружают преимущественно промышленные и гражданские объекты — оставшиеся корпуса завода "Большевик", прославленная киностудия имени Александра Довженко, завод безалкогольных напитков "Росинка", а также образовательное учреждение — Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетьмана (бывший Институт народного хозяйства). Неподалеку от верхнего вестибюля расположен памятник — установленный на постаменте танк Т-34 времен Второй мировой войны. Именно на такой машине в ноябре 1943 года в Киев въехал один из первых советских экипажей, возглавляемый гвардии-старшиной Никифором Шолуденко. Нацисты подбили машину и герой погиб. В честь Никифора Шолуденко названа одна из улиц Шулявки неподалеку от станции метро.