Рус  /  Укр

Язык:

Станция метро «Шулявская»

Верхний вестибюль станции «Завод Большевик» (ныне «Шулявская»). 1964 год

Станция метро "Шулявская" расположена на Святошинско-Броварской линии метрополитена (красной) между станциями "Политехнический институт" и "Берестейская". 

 

Станция метро "Шулявская" открыта в 1963 году в составе второй очереди Киевского метрополитена. Она считается одной из самых глубоких в мире. В проектировании станции принимал участие знаменитый архитектор Анатолий Добровольский, автор восстановления послевоенного Крещатика. "Шулявская" — одна из немногих станций метро, которые были переименованы в Киеве в начале 1990-х годов. Тут сохранилась цветная мозаика, произведение монументального искусства советской эпохи. Вблизи станция расположены несколько крупных промышленных предприятий и мощная автотранспортная развязка.

Узнайте историю от основания достопримечательности и по сегодняшний день в полной версии
14 грн
А хотели бы Вы узнать



  • В тройку каких киевских станций входит "Шулявская"?
  • Когда был составлен первый проект?
  • Какой стратегический подземный объект расположен неподалеку?

Эта и другая информация с историческими фактами и фото из прошлого
доступна в полной версии аудио экскурсии
Также в полной версии Вам будет доступен расширенный текст и дополнительные фото

Анонс полного текста:

 "Шулявская" входит в тройку самых глубоких в Киеве — глубина залегания станции составляет 92 метра. Опережают ее в этом списке только "Крещатик" и "Арсенальная" (соответственно 102 и 105 метров). Интересно, что, как и в случае упомянутой "Арсенальной", изначально станция была названа по имени промышленного предприятия, расположенного неподалеку. До 1993 года она называлась "Завод Большевик" в честь завода-гиганта, на котором трудилось около 10 000 человек. Это предприятие ведет свою историю еще со времен Российской империи, и изначально называлось заводом Гретера и Криванека в честь хозяев, отечественных предпринимателей чешского происхождения, основавших и развивавших его на протяжении многих лет. Новое название станция метро получила в соответствии с местным топонимом. Шулявка — один из исторических районов Киева, жители которого в свое время славились отчаянными нравами.

 Строительство          промежуточного          вестибюля          станции          Завод          Большевик.          Март          1961          года

Строительство промежуточного вестибюля станции "Завод Большевик". Март 1961 года

 Станция "Шулявская" — островного типа, пилонная, трехсводчатая со стандартными платформами 100 метров в длину и 20 в ширину. Авторы станции архитекторы Анатолий Добровольский, Борис Приймак, Александр Малиновский и Анатолий Черкасский. Интересно, что проект был создан еще в начале 1950-х годов, но реализован только в 1960-е, к тому же в измененном виде.

 Оформление          лестницы          возле          наземного          вестибюля.          Июль          1963          года

Оформление лестницы возле наземного вестибюля. Июль 1963 года

 Станция метро "Завод Большевик" была открыта 5 ноября 1963 года и таким образом стала седьмой в списке станций Киевского метрополитена. Вместе с соседней "Политехнический институт" они составляли так называемую вторую очередь метро. Интересно, что расстояние между этим дуэтом около полутора километров, но если с платформы "Шулявской" внимательно всматриваться во тьму тоннеля в направлении центра города, то можно увидеть, как прибывает и отправляется поезд со станции "Политехнический институт". Дело в том, что между двумя станциями нет ни одного поворота, так как подземная транспортная магистраль на этом участке проходит параллельно прямому, как стрела, проспекту Победы. Кстати, поблизости от станции "Шулявская" расположен специальный объект для очищения загрязненного воздуха на случай ядерной войны.

 Учитывая, что вторую очередь метро строили во времена тотальной экономии на стройматериалах, понятно, почему станция оформлена без использования дорогих материалов. Пилоны и стены центрального зала облицованы цветной керамикой, а стены платформенных залов — кафелем. Торец центрального зала украшает панно из металла и керамики "Прогресс советского труда". Тут изображены инженерно-технический работник и рабочий на фоне заводских корпусов "Большевика". У каждого из них в правой руке символы их профессии, а левыми они удерживают древко огромного красного флага. Это работа известных художников-монументалистов Ивана и Марии Литовченко. В левом углу зала, под панно оборудован спуск в помещение под платформами. Это специальные комнаты для отдыха работников метрополитена, и пассажирам сюда вход воспрещен.

 Панно          Прогресс          советского          труда          в          торце          центрального          зала.          Ноябрь          1963          года

Панно "Прогресс советского труда" в торце центрального зала. Ноябрь 1963 года

 Выход на поверхность со станции организован в виде одного наземного двухэтажного вестибюля. Из-за большой глубины заложения существует еще один, подземный промежуточный вестибюль, из него устроен дополнительный эвакуационный выход, но на поверхности он заложен бетонными плитами. В двухэтажном верхнем вестибюле закругленной формы изначально находилось кафе "Ласточка", которое киевляне старшего поколения помнят по его новациям. Заказ там нужно было делать по телефону, опустив к столику трубку, закрепленную на длинном проводе. Кафе давно не работает, но сейчас здесь действуют несколько заведений общественного питания, аптека и другое. Интересно, что сооружение этого цилиндрического наземного вестибюля было изображено на марке Почты СССР стоимостью 6 копеек.

 Станция          Завод          Большевик          на          марке          Почты          СССР.          1965          год

Станция "Завод Большевик" на марке Почты СССР. 1965 год

 Возвращаясь к оформлению подземной части станции, отметим, что тут использована керамика разных цветов: кассовый зал и промежуточный вестибюль темно-зеленые, эскалаторный зал оранжевый, а пилоны напоминают пестрые полосатые одеяла. На карнизе, прикрывающем светильники в центральном зале, изначально были надписи на украинском и русском языках: "Мир", "Труд", "Свобода", "Равенство", "Братство", "Счастье", "Коммунизм". В начале 1990-х годов последнюю надпись убрали. Но сделали это неудачно, так что следы от букв хорошо видны и сейчас, поэтому их остатки получили у киевлян ироничное название "призрак коммунизма".

 Зал          кафе

Зал кафе "Ласточка". 1968 год

 Станцию окружают преимущественно промышленные и гражданские объекты — оставшиеся корпуса завода "Большевик", прославленная киностудия имени Александра Довженко, завод безалкогольных напитков "Росинка", а также образовательное учреждение — Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетьмана (бывший Институт народного хозяйства). Неподалеку от верхнего вестибюля расположен памятник — установленный на постаменте танк Т-34 времен Второй мировой войны. Именно на такой машине в ноябре 1943 года в Киев въехал один из первых советских экипажей, возглавляемый гвардии-старшиной Никифором Шолуденко. Нацисты подбили машину и герой погиб. В честь Никифора Шолуденко названа одна из улиц Шулявки неподалеку от станции метро.

...

Попробуйте наше приложение

Прямо здесь и сейчас. Нажмите на карту, выберите понравившуюся достопримечательность и послушайте о ней.

Скачать его можно в App Store и Google Play. Или пользуйтесь без скачивания

Другие экскурсии по Киеву
София Киевская
По улице Терещенковской
Киево-Печерская Лавра - часть 2
Метро Арсенальная - Родина Мать
Муралы - верхний город
Киево-Печерская Лавра - часть 1
От площади Льва Толстого по Большой Васильковской
Подземная река Кадетская роща
Подземная река Глубочица
Подземные реки Клов и Крещатик
Аскольдовая дренажная система
Никольская дренажная система
По улице Владимирской (Площадь Льва Толстого - Софийская площадь)
От Майдана на Бессарабку через Липки
От Крещатика до Лавры по Грушевского
Майдан - Контрактовая площадь
Пятидневная поездка в Чернобыльскую Зону отчуждения из Киева
Групповые поездки в Чернобыльскую Зону отчуждения из Киева
Автобусный тур в Чернобыльскую зону из Киева
Индивидуальные однодневные поездки в Чернобыльскую Зону
От Золотых ворот на Крещатик
Правительственный квартал
От Бессарабской площади на Андреевский спуск
От ЖД вокзала на Андреевский спуск
Обзорная - от Золотых ворот к Верховной раде
Обзорная - от Золотых ворот на Бессарабку
Обзорная – от центра на Андреевский спуск
Обзорная - от центра на Подол
От ЖД вокзала до Подола на фуникулере
От ЖД вокзала до Софии Киевской
От ЖД вокзала на Майдан
От Крещатика до Лавры через Липки
От Крещатика до Лавры через парки
От Андреевского спуска на Подол
От Майдана до Липок
От Бессарабки до Мариинского парка
История Контрактовой площади
Показать все экскурсии
Квартиры посуточно можно выбрать здесь

Индивидуальные экскурсии по Киеву

Лучшие экскурсоводы Киева проведут для Вас индивидуальную экскурсию на русском, украинском, английском, польском, французском и других языках