Объект          с          шутливым          названием          "летающая          тарелка"          широко          известен          в          городе,          и          каждый          киевлянин          с          радостью          показывает          его          приезжим.          Такое          название          острые          на          язык          горожане          дали          конференц-залу          Киевского          института          научно-технической          экспертизы          и          информации          за          оригинальность          архитектуры          и          схожесть          с          неопознанным          космическим          объектом.          А          "отец"          здания,          архитектор          Флориан          Юрьев          в          свое          время          за          нестандартный          подход          к          архитектуре          и          строительству          получил          награду          "За          новаторство          в          архитектуре".          Вообще          этот          всесторонне          одаренный          человек          заслуживает          отдельного          рассказа.          Он          не          только          архитектор,          который          принимал          участие          во          многих          проектах,          в          частности          в          проектировании          жилого          массива          Нивки,          а          еще          и          искусствовед          по          специальности,          художник,          поэт,          композитор.          К          тому          же,          Флориан          Юрьев          занимается          изготовлением          скрипичных          музыкальных          инструментов          и          является          автором          герба          Киева          образца          1995          года.
 
Флориан          Юрьев.          Фото          Я.          Веренко
 По          словам          самого          автора          необычного          сооружения,          это          здание          называется          "Светлозал".          Тут          с          помощью          объединения          внутри          пространства,          музыки          и          света          достигается          максимальная          гармония.          Этому          способствует          и          обтекаемость          форм          самого          строения.          Во          времена          серости,          обыденности          и          однообразия          в          архитектуре          Юрьеву          удалось          создать          настоящий          шедевр,          занявший          достойное          место          в          архитектурном          наследии          так          называемого          советского          модернизма.          Автор          отметил,          что          выбрать          такую          необычную          форму          здания          ему          пришлось          еще          и          из-за          нехватки          свободного          места          для          строительства.
 
Фрагмент          комплекса.          1970-е          годы
 Сто          лет          назад          место          будущей          "летающей          тарелки"          фактически          находилось          за          пределами          Киева.          Тут          начиналась          река          Лыбидь,          за          которой          было          село-предместье          Демиевка.          На          Лыбедской          площади,          приблизительно          на          месте,          где          сейчас          находится          комплекс          института,          тогда          была          конечная          трамвая,          маршрут          которого          вел          к          центру          города.          В          дальнейшем,          во          время          эпохи          индустриализации,          на          площади          стали          появляться          большие          предприятия.          Со          временем          грязная          площадка          на          окраине          превратилась          в          аккуратную          и          упорядоченную          площадь.          В          ее          центре          в          1967          году          установили          памятник          чекистам          (демонтирован          в          2016          году          в          соответствии          с          постановлением          о          декоммунизации),          а          площадь          назвали          в          честь          печально          известного          советского          чекиста          Феликса          Дзержинского.
 
Лыбедская          площадь.          Начало          ХХ          века
 Архитектурной          доминантой          площади          стал          16-этажный          корпус          НИИ          технической          информации          и          технико-экономических          исследований          Госплана          УССР          высотой          60          метров,          возведение          которого          закончили          в          1972          году.          В          целом          вся          композиция          включает          три          объема.          Первый —          высотный          корпус,          где          размещались          кабинеты,          отраслевые          лаборатории          института          и          справочно-информационный          фонд,          второй —          кинолекционный          зал,          именно          тот,          который          киевляне          прозвали          "летающей          тарелкой",          и          третий —          вытянутое          двухэтажное          здание          научно-технической          библиотеки          с          четырьмя          читальными          залами          и          книгохранилищем          на          один          миллион          единиц          хранения.          Вся          эта          гигантская          композиция          должна          была          символизировать          безостановочное          движение          научно-технической          революции.          Автором          оригинального          архитектурного          решения          комплекса          и          стал          Флориан          Юрьев          в          соавторстве          с          архитектором          А. Новиковым,          а          строительные          работы          выполнил          трест          "Киевгорстрой-4".
 Украинский          научно-исследовательский          институт          научно-технической          информации          и          технико-экономических          исследований          Госплана          УССР          был          создан          еще          в          1958          году.          В          дальнейшем          это          научное          учреждение          не          один          раз          реформировалось          и          только          в          начале          1970-х          годов          получило          огромные          собственные          помещения          на          площади,          которая          сейчас          носит          название          Лыбедская.          Кстати          комплекс          построили          впритык          к          киевскому          хладокомбинату          №          2,          где          в          то          время          как          раз          начали          изготовливать          фирменное          мороженое-эскимо          "Крещатик",          которое          пришлось          по          вкусу          нескольким          поколениям          жителей          украинской          столицы.
 
Троллейбус —          наследник          демиевского          трамвая          на          площади          Дзержинского.          Конец          1970-х          годов
 Что          же          касается          творения          Флориана          Юрьева,          то,          по          словам          автора,          он          добивался          реализации          своего          проекта          около          двадцати          лет.          Дело          в          том,          что          в          те          времена          вся          стилистика          архитектуры          очень          строго          контролировалась          партийной          верхушкой.          Понятно,          что          во          времена          хрущевской          борьбы          с          излишествами          в          1960-е          годы          о          существовании          подобных          зданий          не          могло          быть          и          речи.          Но          талантливый          архитектор          настаивал          на          своем          и          в          конце          концов          смог          реализовать          собственную          архитектурную          мечту.          "Летающая          тарелка"—          кинолекционный          зал,          вмещавший          одновременно          519          зрителей,          сразу          понравился          киевлянам.          Что          касается          административного          здания,          которое          появилось          в          тандеме          с          "тарелкой",          то          там          все          было          наоборот.          Его          построили          по          так          называемому          кубинскому          проекту,          внутри          сооружения          всегда          гулял          ветер,          и          температура          в          помещениях          зимой          была          весьма          некомфортной —          работникам          приходилось          сидеть          в          кабинетах          в          теплых          пальто          и          куртках.
 
Вид          площади          Дзержинского          с          высоты          птичьего          полета.          1980-е          годы
 На          протяжении          полутора          десятилетий          ХХІ          века          количество          сотрудников          института          постоянно          сокращалось,          а          в          последние          годы          тут          работали          только          около          100          человек,          которые          в          основном          занимались          систематизацией          научной          информации,          в          первую          очередь,          диссертаций.          Что          же          касается          самой          "тарелки",          то          по          причине          нехватки          средств          ее          отключили          от          отопления,          а          это          за          несколько          лет          привело          здание          к          аварийному          состоянию.          После          разрушения          комплекса          хладокомбината,          на          месте          которого          планируют          построить          огромный          торгово-развлекательный          центр,          "тарелка"          тоже          оказалась          под          угрозой          уничтожения.          Гражданские          активисты          начали          бить          тревогу,          требуя          сохранить          для          потомков          этот          шедевр          советского          модернизма.          Сейчас          планируется          переформатировать          здание          под          объект          коммерческого          назначения.