Объект с шутливым названием "летающая тарелка" широко известен в городе, и каждый киевлянин с радостью показывает его приезжим. Такое название острые на язык горожане дали конференц-залу Киевского института научно-технической экспертизы и информации за оригинальность архитектуры и схожесть с неопознанным космическим объектом. А "отец" здания, архитектор Флориан Юрьев в свое время за нестандартный подход к архитектуре и строительству получил награду "За новаторство в архитектуре". Вообще этот всесторонне одаренный человек заслуживает отдельного рассказа. Он не только архитектор, который принимал участие во многих проектах, в частности в проектировании жилого массива Нивки, а еще и искусствовед по специальности, художник, поэт, композитор. К тому же, Флориан Юрьев занимается изготовлением скрипичных музыкальных инструментов и является автором герба Киева образца 1995 года.
Флориан Юрьев. Фото Я. Веренко
По словам самого автора необычного сооружения, это здание называется "Светлозал". Тут с помощью объединения внутри пространства, музыки и света достигается максимальная гармония. Этому способствует и обтекаемость форм самого строения. Во времена серости, обыденности и однообразия в архитектуре Юрьеву удалось создать настоящий шедевр, занявший достойное место в архитектурном наследии так называемого советского модернизма. Автор отметил, что выбрать такую необычную форму здания ему пришлось еще и из-за нехватки свободного места для строительства.
Фрагмент комплекса. 1970-е годы
Сто лет назад место будущей "летающей тарелки" фактически находилось за пределами Киева. Тут начиналась река Лыбидь, за которой было село-предместье Демиевка. На Лыбедской площади, приблизительно на месте, где сейчас находится комплекс института, тогда была конечная трамвая, маршрут которого вел к центру города. В дальнейшем, во время эпохи индустриализации, на площади стали появляться большие предприятия. Со временем грязная площадка на окраине превратилась в аккуратную и упорядоченную площадь. В ее центре в 1967 году установили памятник чекистам (демонтирован в 2016 году в соответствии с постановлением о декоммунизации), а площадь назвали в честь печально известного советского чекиста Феликса Дзержинского.
Лыбедская площадь. Начало ХХ века
Архитектурной доминантой площади стал 16-этажный корпус НИИ технической информации и технико-экономических исследований Госплана УССР высотой 60 метров, возведение которого закончили в 1972 году. В целом вся композиция включает три объема. Первый — высотный корпус, где размещались кабинеты, отраслевые лаборатории института и справочно-информационный фонд, второй — кинолекционный зал, именно тот, который киевляне прозвали "летающей тарелкой", и третий — вытянутое двухэтажное здание научно-технической библиотеки с четырьмя читальными залами и книгохранилищем на один миллион единиц хранения. Вся эта гигантская композиция должна была символизировать безостановочное движение научно-технической революции. Автором оригинального архитектурного решения комплекса и стал Флориан Юрьев в соавторстве с архитектором А. Новиковым, а строительные работы выполнил трест "Киевгорстрой-4".
Украинский научно-исследовательский институт научно-технической информации и технико-экономических исследований Госплана УССР был создан еще в 1958 году. В дальнейшем это научное учреждение не один раз реформировалось и только в начале 1970-х годов получило огромные собственные помещения на площади, которая сейчас носит название Лыбедская. Кстати комплекс построили впритык к киевскому хладокомбинату № 2, где в то время как раз начали изготовливать фирменное мороженое-эскимо "Крещатик", которое пришлось по вкусу нескольким поколениям жителей украинской столицы.
Троллейбус — наследник демиевского трамвая на площади Дзержинского. Конец 1970-х годов
Что же касается творения Флориана Юрьева, то, по словам автора, он добивался реализации своего проекта около двадцати лет. Дело в том, что в те времена вся стилистика архитектуры очень строго контролировалась партийной верхушкой. Понятно, что во времена хрущевской борьбы с излишествами в 1960-е годы о существовании подобных зданий не могло быть и речи. Но талантливый архитектор настаивал на своем и в конце концов смог реализовать собственную архитектурную мечту. "Летающая тарелка"— кинолекционный зал, вмещавший одновременно 519 зрителей, сразу понравился киевлянам. Что касается административного здания, которое появилось в тандеме с "тарелкой", то там все было наоборот. Его построили по так называемому кубинскому проекту, внутри сооружения всегда гулял ветер, и температура в помещениях зимой была весьма некомфортной — работникам приходилось сидеть в кабинетах в теплых пальто и куртках.
Вид площади Дзержинского с высоты птичьего полета. 1980-е годы
На протяжении полутора десятилетий ХХІ века количество сотрудников института постоянно сокращалось, а в последние годы тут работали только около 100 человек, которые в основном занимались систематизацией научной информации, в первую очередь, диссертаций. Что же касается самой "тарелки", то по причине нехватки средств ее отключили от отопления, а это за несколько лет привело здание к аварийному состоянию. После разрушения комплекса хладокомбината, на месте которого планируют построить огромный торгово-развлекательный центр, "тарелка" тоже оказалась под угрозой уничтожения. Гражданские активисты начали бить тревогу, требуя сохранить для потомков этот шедевр советского модернизма. Сейчас планируется переформатировать здание под объект коммерческого назначения.