В конце XIX века католическая община Киева насчитывала более 30 тысяч верующих, и все они были вынуждены довольствоваться одним единственным костелом св. Александра возле Владимирской горки. Так что не удивительно, что в 1896 году несколько сотен киевских католиков обратились к генерал-губернатору с просьбой позволить строительство еще одного храма. "Наверху" ничего против не имели, и довольно быстро комитет по строительству объявил конкурс проектов. Проходил он довольно странно: лучший проект из-за формальной ошибки оставили без премии, а тот, который выиграл, не понравился комитету, и строительство начали по проекту, занявшему второе место. При этом автору, Станиславу Воловскому, по причине его неопытности — он был еще студентом — руководить работами не позволили. Возведение костела возглавил известный архитектор Владислав Городецкий.
Вид на Николаевский костел. Открытка конца 1900-х годов
Романтические и причудливые творения Городецкого до сих пор популярны среди киевлян, и Николаевский костел не стал исключением. Взяв за основу проект Воловского, Городецкий добавил к нему элементы из других конкурсных работ, а также собственные идеи. В конструкции и декоре здания он использовал непривычные для того времени материалы: железобетон для перекрытий и искусственный камень на основе того же бетона для архитектурного оформления и скульптурных композиций — замечательных произведений искусства итальянского скульптора Элио Саля.
Южный боковой фасад Николаевского костела. Открытка 1910-х годов
Трудно представить, но вся эта красота могла и не появиться на свет, поскольку костел возводили на участке, насыщенном грунтовыми водами. Положение спасли набивные бетонные сваи — изобретение киевского инженера Антона Страуса, который первым в Европе применил новую технологию именно при строительстве Николаевского костела. Потом Городецкий использовал это изобретение при сооружении своего знаменитого Дома с химерами.
Нижняя часть фасада Николаевского костела. 1980-е годы
Результат был блестящий: легкое и утонченное здание костела, насыщенное лепкой и другим декором, увенчанное двумя 64-метровыми башнями и шпилем в восточной части действительно поражает. С башен и со шпиля звучали колокола, самый большой из которых весил 2,5 тонны. Рассказывают, что в интерьер, кроме скульптур Саля, входили 40 прекрасных витражей, которые не сохранились. Католическая община с таким нетерпением ждала открытия храма, что освятила его и начала править службы уже в 1909 году, еще до окончания внутреннего оформления, более того, — еще даже до получения прав на участок земли, где стоял храм. Тут же на участке, возле костела, Городецкий возвел трехэтажный дом причта.
Костел на Красноармейской улице. Конец 1920-х годов
Впрочем, наслаждаться этой гармонией киевским католикам суждено было недолго. Репрессии 1930-х годов фактически уничтожили католическое духовенство Киева, и костел закрыли под лицемерным предлогом "отсутствия служителя культа". Храм был разграблен, во время Второй мировой войны поврежден во время советского артобстрела, а после войны отремонтирован и переоборудован под областной архив. В 1950-е годы между башнями костела появилась система проводов и антенн — так называемая "глушилка", которая должна была глушить вещание западных "голосов", то есть антикоммунистических радиостанций.
Интерьер бывшего костела перед реставрацией. Конец 1970-х годов
В конце 1970-х годов костел отреставрировали, и в 1980 году в нем открыли Дом органной и камерной музыки. Существует городская легенда, будто деньги на это завещала польская коммунистка и советская писательница Ванда Василевская. Но нельзя сказать, что судьба здания изменилась к лучшему: неправильная эксплуатация подвальных помещений привела к появлению плесени, внешняя отделка потрескалась, а сейчас слушать концерты мешает грохот поездов линии метро, проходящей точно под Большой Васильковской улицей. Белые пятна, сплошь покрывающие стены костела, — скорее всего, следы незаконченной реставрации, на которую в свое время не хватило средств.
Орган для концертного зала изготовили чешские мастера фирмы "Ригер-Клосс". Инструмент имеет 55 регистров и почти 4000 труб высотой до 6 метров, а по звучанию, по некоторым оценкам, входит в десятку лучших в Европе. Именно из-за этого органа возник ожесточенный спор между музыкальным коллективом и возрожденной католической общиной. После краха СССР они совместно используют помещение. Причем, как не странно, тут нельзя однозначно принять чью-то сторону. Католики настаивают на своем праве использовать храм по назначению, и он действительно освящен и действует с начала 1990-х, а в 2001 году в нем отслужил мессу папа римский Иоанн Павел II. Но тогда придется убрать орган, который установлен в алтаре, что запрещено канонами, поскольку он должен быть на хорах. С другой стороны, музыканты категорически против транспортировки органа в какое-либо другое место, так как его создали и настроили именно под конкретные акустические условия Николаевского костела, и в другом зале звучание ухудшится.