В начале 1880-х годов жена капитана Аделаида Сулимовская заложила в кредитном обществе усадьбу на Алексеевской улице с трехэтажным особняком (сейчас Терещенковская, 17), который за несколько лет до этого возвел Владимир Николаев. Погасить кредит капитанша не смогла, и без помощи Николы Терещенко были бы у нее большие неприятности — он оплатил ее долги и купил усадьбу. В 1888 году на свободной части участка появился еще один особняк (№ 15), который в большинстве справочников называют творением петербургского архитектора Роберта-Фридриха Мельцера. На самом деле это всего лишь вероятное предположение, поскольку авторские чертежи не обнаружены. Тогда же Никола Артемьевич купил и участок с домом № 13.
Богдан Ханенко
Варвара Ханенко
Все три дома стали собственностью дочерей Терещенко: № 13 — Ольги, № 17 — Ефросинии и ее супруга Владимира Сахновского, а № 15 — Варвары и ее мужа Богдана Ханенко, который руководил делами терещенковских заводов и был основателем Городского музея (сейчас Национальный художественный музей Украины). Особняк стал отличным подарком Богдану, неутомимому коллекционеру предметов европейского и азиатского искусства. Еще не переехав в особняк, чета Ханенко начала обустраивать тут большой частный музей, для которого даже не хватило места и пришлось расширять здание. Это сделал в 1891 году городской архитектор Александр Кривошеев.
Делфтская столовая
На фасаде пристройки появился лепной герб Ханенко. Такой же герб, только рисованный, работы Михаила Врубеля, украсил потолок Делфтской столовой — так называется одна из комнат особняка, обустроенная в стиле нидерландского искусства XVII века. Некоторые другие комнаты здания также имеют собственные названия — Красная гостиная с соответствующего цвета обоями или Золотой кабинет с позолоченными лепными карнизами. Пышные интерьеры особняка чудесно гармонировали с картинами, украсившими все стены. Вообще дом настолько сросся с коллекцией, что никому из будущих властей даже не пришло в голову переделать его подо что-то другое.
Вестибюль особняка
Богдан Ханенко в зале-галерее своего особняка. Конец ХІХ века
Чета Ханенко с самого начала планировала открыть коллекцию для публичного обзора или вообще подарить городу. С этой целью Богдан Иванович приобрел соседний участок № 13 и построил на нем шестиэтажный доходный "небоскреб", соединив его со своим жилищем. Два этажа нового дома, как и деньги от сдачи квартир, предназначались для дальнейшего расширения коллекции. После смерти мужа в 1917 году Варвара Ханенко действительно решила передать коллекцию Академии наук. Но революционные события этот процесс усложнили: большевики просто реквизировали коллекцию у собственницы, деникинцы потом вернули, а когда Академия все же официально приняла подарок, в Киеве уже закрепилась советская власть. В 1922 року Варвара Николовна, занимавшая тогда две крошечные комнаты своего особняка, умерла, и упоминание об основателях музея выбросили даже из его названия, а родовой герб на особняке уничтожили. Государственное культурное учреждение стало 2-м Государственным музеем, а улица еще в 1918 году получила имя в честь советского комиссара Григория Чудновского. Значительную часть экспонатов коллекции Ханенко распродали или распределили по другим музеям.
2-й Государственный музей на улице Чудновского (ныне Терещенковская). 1920-е годы
В 1943 году к разграблению приложили руку и нацисты, которые вывезли несколько тысяч произведений искусства, в частности, большую часть уникальной коллекции гравюр. После войны музей, первым среди освобожденных культурных учреждений СССР, снова заработал, но бывшая роскошь так до сих пор и не вернулась. Более того, из-за равнодушия и недомыслия "отцов города" чуть не погибли уцелевшие интерьеры — в 1980-е годы их деревянные элементы подлежали уничтожению по требованию пожарной охраны, поскольку охранный статус имела только коллекция, а не сам дом.
К счастью, после обретения Украиной независимости большинство проблем осталось в прошлом, и после продолжительной реконструкции Музей искусств продолжил работу. Ему вернули законное имя — теперь это Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, занимающий и дом № 17, который ранее принадлежал Сахновским. Тогда же восстановили и герб Ханенко на фасаде. Гордость коллекции — полное собрание офортов Франциско Гойи "Бедствия войны" и знаменитый "Портрет инфанты Маргариты". Интересно, что Богдан Ханенко купил его как "Портрет инфанты Марии" Диего Веласкеса, но тщательные исследования, проведенные с того времени, доказали, что и девочка на портрете другая, и автор картины не Веласкес, а его ближайший последователь Хуан дель Масо.