Станция "Майдан Незалежности", расположенная под главной площадью страны, колонного типа, островная, глубокого залегания — 75 метров под землей, длина платформы 102 метра, ширина 10 метров. Авторский коллектив, работавший над ее созданием, состоял из архитекторов Игоря Масленкова, Николая Коломийца, Михаила Сыркина, Федора Зарембы и художника Ивана Марчука. Станция была спроектирована как пересадочный узел со Святошинско-Броварской линии на Оболонско-Теремковскую, которая раньше имела название Куреневско-Красноармейской. Строительство станции началось в 1971 году параллельно с двумя другими станциями так называемой синей ветки. Ради возведения новой подземной остановки метрополитена пришлось полностью перекрывать центральную часть площади Калинина (сейчас Майдан Незалежности), которая находится ближе к нечетной стороне Крещатика.
Строительство метро на площади. 1971 год
В дальнейшем для обустройства выхода со станции был создан один из первых не только в городе, но и во всей стране подземных залов-конкорсов. Длина этой конструкции под Майданом около 100 метров. На момент строительства она была одной из самых современных в Европе. Ее стены украсили цветными керамикой и майоликой с народными орнаментами. Некоторое время тут располагалась часть экспозиции Музея истории Киева, где демонстрировался фундамент древних Печерских ворот, найденных в процессе перестройки площади.
Знаменитая "труба" под Майданом. Вторая половина 1970-х годов
В 1980-1990-е годы этот переход получил народное название "труба". Так его именовала неформальная молодежь, представители которой любили проводить тут время. Из "трубы" осуществляется непосредственный переход в распределительный зал станции метро "Майдан Незалежности". Это единственный вход на станцию. За стеклянными дверями в зале расположены кассы и турникеты. Сама станция состоит из трех залов — центрального и двух посадочных платформ. Пилоны и путевые стены облицованы белым мрамором типа Коелга. Интересно, что такое оформление путевых стен выполнено тут впервые, одновременно с такой же отделкой станции Контрактовая площадь (тогда Красная площадь).
Подземные залы станции
За счет удачного использования колонн-пилонов все три подземных зала как будто сливаются воедино, что визуально очень увеличивает станцию. Посредине платформы расположен вход в пешеходный переход-тоннель, ведущий на станцию "Крещатик". Из-за большой протяженности он получил у работников метрополитена ироничное название "тропа здоровья". В противоположном от входа конца платформы устроен маршевый эскалатор, также обеспечивающий переход на станцию "Крещатик".
Кроме упомянутого мрамора, центральный зал первоначально украсили огромным бронзовым барельефом работы скульптора Александра Скобликова — профилем Михаила Калинина, в честь которого первоначально называлась станция и площадь над ней. Их переименовали в октябре 1977 года, когда площадь полностью реконструировали к юбилейной дате Октябрьской революции. После смены названия на "Площадь Октябрьской революции" барельеф "всесоюзного старосты" перенесли на территорию теперь уже бывшего завода им. Калинина на улице Щекавицкой. Очередное переименование площади и станции произошло 26 августа 1991 года, когда они и получили современное название "Майдан Незалежности". Кстати, это придало станции некоторую уникальность, ведь она единственная во всем метро Киева, менявшая название дважды.
Станция в день пуска Куреневско-Красноармейской линии. 17 декабря 1976 года
В интерьере станции привлекают внимание боковые двери с числовыми надписями — 1917, 1929, 1945, 1976. Современному рядовому пассажиру тяжело понять их суть, некоторые даже думают, что это просто какие-то четыре номера, важные для внутренней работы работников метрополитена. Но на самом деле каждое число имело символическое значение. Первое — год Октябрьской революции, второе — начало индустриализации и коллективизации в СССР, третье — победа во Второй мировой войне, а последнее число — дата открытия станции.
Вариант реконструкции системы освещения на станции "Майдан Незалежности"
На станции "Майдан Незалежности" полностью сохранилась первоначальная схема освещения, хотя специалисты подвергли ее критике сразу после начала работы. В 1980-е годы "Киевметропроект" разрабатывал варианты реконструкции освещения, но они не были воплощены в жизнь.