В 1870-е годы восточную часть большого пустыря, простиравшегося перед университетом, отдали под застройку в качестве продолжения Алексеевской улицы. Собственником одного из новых участков записал себя инженер Всеволод Чаплинский. Но со временем выяснилось, что это было мошенничеством, поскольку деньги за участок заплатил не он, а его жена Мария. Восстановив справедливость в городской думе, Мария Чаплинская заказала архитектору Владимиру Николаеву проект двухэтажного особняка. Но в 1880 году, когда здание было уже почти готово, продала участок Федору Артемьевичу Терещенко, как раз перебравшемуся в Киев из Москвы.
Федор Терещенко
Федор Терещенко, достойный конкурент своего знаменитого брата Николы в добрых делах и коллекционировании художественных шедевров, сразу начал расширять особняк под картинную галерею, которую собирал уже не первый год. Петербургский архитектор Андрей Гун спроектировал соответствующий интерьер, а также сделал здание значительно длиннее, добавив парадные ворота и парадное крыльцо с античными кариатидами. Городской думе во второй раз за несколько лет пришлось возиться с домом, поскольку на устройство крыльца, выходившего слишком далеко на тротуар, понадобилось специальное разрешение. К работам был причастен и первоначальный автор, Николаев, в 1884 году пристроивший помещение под стеклянной крышей во дворе — собственно, там и размещалась часть собрания, предназначенная для осмотра широкой публикой.
Кариатида возле входа в особняк (фрагмент). 1915 год
Коллекция эта вызывала пиетет у ценителей искусства того времени, а Федор Терещенко очень раздражал знаменитого московского коллекционера Третьякова, который из-за соперничества с Федором был вынужден увеличивать расходы на собственные приобретения. Сами же художники — и как их понять? — одновременно упрекали Терещенко за скупость и жалели, что никто другой не предложил больше. Но все радовались, что в Киеве зарождаются меценатские традиции. Что же касается традиций благотворительных и общественных, то тут Федор Артемьевич мало чем уступал брату, а звания почетного гражданина Киева был удостоен даже раньше Николы.
А вот сын и наследник Терещенко, тоже Федор, искусством интересовался мало. Он увлекся авиацией и достойно вошел в число первых русских пилотов и авиаконструкторов. Причем изобретения Терещенко-младшего касались не только конструкции самолетов, а и технологии их испытания и ремонта. Кстати, с его финансовыми возможностями он мог соорудить целый авиазавод и так и поступил в своем родовом имении Красном под Бердичевом. Правда, во время Первой мировой войны самолеты модели "Терещенко" на фронт так и не попали, зато значительно помог армии оборудованный Терещенко поезд-мастерская для ремонта самолетов и двигателей.
Федор Терещенко (младший)
Что же до галереи на Терещенковской, то она относительно спокойно пережила и Мировую войну, когда в здании располагался госпиталь, и революционные времена, когда ее занимали один за другим министерства УНР и Гетманата, штабы деникинцев и красноармейцев, польская пулеметная рота и даже большевистский ревтрибунал. Коллекциям других Терещенко — Николы и его сына Ивана — повезло меньше. Они были полностью разграблены, а их остатки пополнили галерею, как и предметы из других киевских собраний. С 1922 года галерею открыли для посетителей, а в 1936 году она получила статус Музея русского искусства.
Экскурсия в Киевской картинной галерее. 1920-е годы
Везение революционных времен, к сожалению, не повторилось в 1941 году. Тогда удалось эвакуировать только часть экспозиции. Присматривала за остальным сотрудница музея Полина Кульженко, вдова известного киевского фотомастера и издателя Василия Кульженко, оставшаяся в Киеве. Оккупанты назначили ее директором. При бегстве из Киева немцы вывезли и коллекцию. Кульженко согласилась ее сопровождать и оберегать, но ничем не смогла помочь, когда во время обстрелов Кенигсберга собрание полностью погибло в пожаре. Полина Аркадьевна за свои усилия получила от советской власти десять лет лагерей и публичную ложь, что она якобы помогала немцам воровать и прятать знаменитую Янтарную комнату.
Музей возродили после Второй мировой войны. Сейчас сложно сказать, когда с его крыльца исчезли кариатиды и вместо них появились гипсовые вазы. Но на фотографиях 1950-х годов именно эти популярные "украшения" сталинских времен можно увидеть при входе.
Музей русского искусства. 1950-е годы
В наше время музей получил статус национального, его официальное наименование Национальный музей "Киевская картинная галерея". А такие жемчужины как "Автопортрет" Николая Ге, "Крестьянин с уздечкой" Ивана Крамского, "Курсистка" Николая Ярошенко, "Девочка на фоне персидского ковра" Михаила Врубеля и десятки других полотен выводят его в число ценнейших собраний Украины.
В годы, когда Терещенковская называлась улицей Репина, перед музеем появился соответствующий памятник. Довольно скромный, он чудесно вписался в вид улицы и здания. Несмотря на многочисленные опровержения, по Киеву ходит легенда, что якобы во дворе музея сохранился и другой памятник — царю Николаю I, стоявший когда-то на месте Кобзаря в парке Шевченко. На самом деле это небольшая статуя другого царя — Александра II, созданная Марком Антокольским для Публичной (современной Парламентской) библиотеки; огромную же многометровую фигуру Николая не втащили бы ни в один двор.