История этого здания полна загадок. Вокруг него сложилось множество домыслов, часть из которых особенно культивировалась в советское время. С уверенностью можно сказать только одно — это один из старейших приватных домов Липок и Печерска, дошедший до нашего времени. По мнению некоторых исследователей, его построили еще в 1819 году по проекту первого киевского городского архитектора Андрея Меленского. Согласно городской легенде, здание принадлежало генералу Николаю Раевскому, русскому полководцу, герою Отечественной войны 1812 года, особо отличившемуся в Бородинской битве, сражении под Лейпцигом и взятии Парижа. После окончания войны с Наполеоном Раевский переехал в Киев. Тут, в приписываемом ему особняке якобы собирались декабристы и масоны. Имя Раевского действительно связано с декабристами — к ним принадлежал его брат Василий Давыдов и мужья двух дочерей. Но большинство исследователей начисто отметают "декабристкую" историю здания, поскольку в биографии генерала дом на современной улице Грушевского, 14 не упоминается. Называют только Царский дворец, где он проживал с семьей с 1819 по 1821 годы, и два других адреса. Однако это совершенно не исключает возможности того, что декабристы использовали дом на Липках для своих тайных встреч. В 1925 году на нем была установлена мемориальная доска революционерам-декабристам. Она сама по себе является интересным артефактом, поскольку неповрежденной пережила Вторую мировую войну.
Мемориальная доска А. С. Пушкину
Вторая легенда связывает здание на углу улиц Грушевского и Садовой с Александром Сергеевичем Пушкиным, который, как известно, в определенной степени симпатизировал декабристам. Известно, что в феврале 1821 года поэт гостил в Киеве у Раевских. Пребывание его в доме, который никоим образом не принадлежал генералу, не подтверждено никакими документами. Но киевским властям очень захотелось в 1949 году отметить юбилей 150-летия Пушкина мемориальной таблицей. И на здании, уже отмеченном доской декабристам, установили еще один памятный знак. Именно поэтому здание часто упоминается в путеводителях как дом, где останавливался Пушкин. Скорее всего, для создания мифа был выбран именно этот объект, поскольку дом подходил по времени постройки. В 1970 году мраморную памятную доску Пушкину заменили бронзовой, существующей и ныне.
Обе эти не подтвержденные архивными фактами истории были очень популярны во второй половине ХХ века. Иногда даже озвучивают мнение, что советские исследователи Киева специально придумали историю про Пушкина и развили легенду о декабристах, чтобы спасти дом, над которым при отстройке центра после Второй мировой войны нависла угроза сноса.
"Домик Пушкина". 1950-е годы
Большинство современных историков склоняются к версии, что дом когда-то принадлежал графу Самойлову, а позже — его потомкам. Также архивные разыскания указывают на то, что изначально он был новым отделением "казенной аптеки Приказа общественной опеки", построенным возле старой деревянной аптеки.
Достоверно известно, что в 1830-е годы здание подверглось значительной реконструкции по проекту известного архитектора Людвига Станзани. Тогда и были сооружены узнаваемые портал с колоннадой, купол-шатер над портиком и балкон. В конце ХІХ века фасад со стороны Садовой улицы обложили кирпичом и несколько переделали, придав дому ренессансные формы. Это, по всей вероятности, было связано с переводом аптеки на Крещатик и превращением дома в жилой. С 1909 года до национализации в 1919-м здание принадлежало братьям Леонтовичам, которые сдавали его в аренду. Как бы там ни было, после всех перестроек дом вполне вписался в сложившийся к началу ХХ века ансамбль Липок.
Современный вид здания по улице Грушевского, 14
В дальнейшем вплоть до середины ХХ века здание неоднократно подвергалось достройкам. Но, к счастью, в советское время оно не было изуродовано и дошло до наших дней практически в неизменном виде. Во дворе сохранились фрагменты старинного фруктового сада. Также до сегодняшнего времени уцелели старинный погреб и старая столярка дома, в том числе и дверь, выходящая на красную линию улицы. Боковой фасад сохранился в том виде, какой он имел в 1820-х годах. Внутри строение имеет достаточно сложную конфигурацию, по последним данным интерьеры практически не сохранились. В силу того, что здание интегрировано в комплекс правительственного квартала, центральный вход со стороны улицы Грушевского сейчас практически не используется.