Станция "Днепр" открывает наземную часть Святошинско-Броварской линии, ведущей на левый берег столицы Украины. В этом месте голубые поезда со стометровой глубины вдруг "выныривают" на поверхность. Станция расположена в живописной местности на приднепровских холмах. Отличные пейзажи, открывающиеся с платформы, сделали "Днепр", без преувеличения, самой живописной станцией в городе. Тут находится прекрасная смотровая площадка с видом на Днепр, Гидропарк и Днепровские холмы. Название станции напрямую связано с местом расположения, открытые посадочные платформы выполнены на базе эстакады. Для удобства пассажиров часть платформы накрыта большим козырьком, защищающим от непогоды. Стоит предостеречь от ошибки, которую часто допускают несведущие туристы: на открытых платформах киевского метро запрещено курить.
Прибытие поезда из тоннеля. 1965 год
Станция "Днепр" стала первой открытой станцией метро в городе. Она вступила в строй 6 ноября 1960 года вместе с четырьмя другими остановками столичной подземки. Вместе они составили так называемую первую очередь Киевского метрополитена. Совсем короткая тогда ветка заканчивалась сразу возле береговой линии. Интересно, что изначально со станции можно было выйти как сразу на Набережную через два выхода, обустроенных в конце платформы, так и непосредственно через вестибюль, вписанный в приднепровские холмы. Недействующие ныне выходы встроены непосредственно в пилоны станции, которые ее функционально поддерживают на весу. Кроме этого, пилоны служат пьедесталом для двух огромных скульптур — мужчины и женщины. Их фигуры повернуты к реке и как бы приветствуют поезда, прибывающие с левого берега. Согласно идее скульпторов женщина символизирует Мир, а мужчина — Труд. Интересно, что "спутник", который сейчас мужчина держит в вытянутой вверх руке, сначала был у него подмышкой.
Авторами станции "Днепр" стали известный киевский мостостроитель Георгий Фукс, архитекторы Геннадий Гранаткин, Анатолий Игнащенко, Петр Красицкий, Станислав Крушинский, а также большая группа инженеров и скульпторов.
Лестница на Набережную от скульптуры "Труд". Лето 1960 года
Пока строили Метромост, с 1960 до 1965 года вагоны метро, прежде чем попасть в тоннели, проходили довольно долгий путь. Обычной железной дорогой их доставляли к трамвайным рельсам неподалеку от Дарницкого вокзала. Дальше по трамвайным путям они двигались через мост Патона до Набережной, а потом до станции "Днепр". Тут их устанавливали на поворотное кольцо и с помощью специальной подъемной эстакады поднимали непосредственно на станцию. Таким же образом вагоны опускали с платформы, чтобы отправить на техосмотр или ремонт в первое временное депо, которое располагалось рядом на Набережной. Это здание сохранилось, но выполняет сейчас совсем другую функцию: его переоборудовали в ресторан. Изначальный вид станции "Днепр" и действующий макет поворотного круга воссозданы в диораме, которую можно увидеть в ведомственном Музее метро на проспекте Победы (в административном здании Киевского метрополитена над станцией "Политехнический институт"). Эту эстакаду разобрали после 1965 года, когда сдали в эксплуатацию Мост метро, но остатки конструкции существовали вплоть до 2011 года.
Поворотный круг под платформой станции. 1961 год
Станция метро "Днепр" принадлежит к эстакадному типу и имеет две береговые платформы. Поэтому вход и выход пассажиров из вагонов осуществляется через правые двери, что часто сбивает с толку людей, пользующихся станцией впервые. Следует отметить, что пассажиропоток на станции небольшой, а в зимнее время он снижается до минимума. Поэтому в холодное время года один из выходов из нижнего вестибюля закрывают.
Рыбаки возле станции "Днепр" во время паводка. Апрель 1970 года
Вообще же станцией больше всего пользуются или отдыхающие, которые хотят прогуляться вдоль набережной, или рыбаки, так как неподалеку находится специализированный рынок, где можно купить все необходимое для рыбалки — от снастей до спецкостюмов. У киевлян эта торговая площадка получила название "Бухара".
Также на станции "Днепр" часто можно увидеть паломников, направляющихся в Киево-Печерскую лавру, поскольку по Набережному шоссе пролегает путь к нижнему входу в святыню.
Вестибюль станции "Днепр". 1960-е годы
Напоследок стоит сказать несколько слов об отделке станции. Материалы, из которых конструировались ее элементы, перекликаются с цветом находящегося рядом Днепра. Тут использованы разноцветные витражи, голубая керамическая плитка, светлый камень из Инкерманских месторождений. Станция метро "Днепр" — одна из самых романтических в Киеве, и на платформе всегда есть люди, любующиеся прекрасными видами.