Рус  /  Укр

Язык:

Северный (Московский) мост

Первый год работы Московского (сейчас Северного) моста. 1977 год

Северный мост соединяет проспект Степана Бандеры (на правом берегу) с проспектом генерала Ватутина (на левом берегу). 

 

Северный мостовой переход — сложная инженерная конструкция, общая длина всех частей которой с учетом подъездных трасс составляет около девяти километров. Высота А-образного пилона равна 120 метрам. По мосту организовано движение машин и общественного транспорта — автобусов, троллейбусов, маршруток. Также здесь предусмотрена велосипедная/пешеходная дорожка, отделенная специальным ограждением от автомобильной части. В последние десятилетия из-за высокой загруженности мост превратился в один из самых аварийных участков города.

Узнайте историю от основания достопримечательности и по сегодняшний день в полной версии
14 грн
А хотели бы Вы узнать



  • Какой символ был установлен на верхушке пилона?
  • Как проходили испытания Северного моста?
  • Чем мистики объясняют большую аварийность на этом участке?

Эта и другая информация с историческими фактами и фото из прошлого
доступна в полной версии аудио экскурсии
Также в полной версии Вам будет доступен расширенный текст и дополнительные фото

Анонс полного текста:

 Северный мостовой переход — сложное инженерное сооружение, мощный транспортный узел, соединяющий два берега Днепра: районы Почайну (бывшую Петровку), Оболонь, остров Муромец, урочище Черторой, массивы Выгуровщина-Троещина, Радужный и другие крупные жилые районы Левобережья. Сооружение моста стало важным событием не только в Украине и тогдашнем СССР, но и на территории всей Европы. Уникальную сложную конструкцию возвели с применением вантовой системы и длинных пролетов.

 Строительство начали в 1970 году после проведения тщательной инженерной подготовки. На землях тогда еще девственной Оболони, среди пойменных лугов проложили насыпь, по которой и собирались построить дорогу к мосту. Так поступили и на левом берегу: между деревнями Выгуровщина и Троещина и только построенной Северной Воскресенкой прошел будущий проспект Ватутина.

 Монтаж          пилона          моста.          1974          год

Монтаж пилона моста. 1974 год

 Проект составил известный архитектор, "отец" послевоенного восстановления Крещатика Анатолий Добровольский. Именно он начертил на бумаге пилоны будущего моста, напоминающие букву ''А''. Как отмечают люди, причастные к строительству, архитектор выполнил проект совершенно бесплатно. Проектным названием моста было "Северный мостовой переход".

 Материалы для строительства привозили из разных уголков страны, отдельные конструкции доставляли в готовом виде и монтировали прямо на месте. Так, все железные части были изготовлены в городе Воронеж (тогда РСФСР). С помощью толстых вантовых канатов установили самый длинный на то время в Советском Союзе пролет для прохода судов. Его длина составила почти 300 метров. Интересно, что общая длина вантовых канатов моста превышает 50 километров. Еще одним ноу-хау мирового масштаба стала уникальная практика монтажа балок главных пролетов — их надвигали при помощи специальных домкратов. Предполагалось, что мост будет выдерживать сильные автомобильные нагрузки, поэтому запланировали сразу шесть полос. В дальнейшем их количество увеличили до восьми, и к тому же отдельную полосу выделили для реверса. Как и планировалось, мост смог обеспечить также троллейбусное сообщение через Днепр.

 Советский          герб          Киева,          который          был          на          пилоне          моста

Советский герб Киева, который был на пилоне моста

 Строительство завершили в 1976 году. Верхушку моста украсили огромным гербом советского Киева, изготовленным из меди. Его создали талантливые скульпторы Борис Довгань и Флориан Юрьев. К сожалению, в дальнейшем он был демонтирован. Интересно, что сама конструкция моста получилась несколько асимметричной. Пилоны располагаются ближе к левому берегу города. Эта особенность связана с географией фарватера Днепра, который также тяготеет к Левобережью. Дальше за островом Муромец мост имеет продолжение: отдельная конструкция перекинута через староречье Днепра Черторой (Десенку).

 Испытания          Московского          моста.          1976          год

Испытания Московского моста. 1976 год

 Испытания моста проходили следующим образом: через новое сооружение прогнали 150 мощных грузовиков марки КрАЗ, доверху нагруженных песком. Не обошлось без казусов. Во время одного из испытаний лопнули скобы на одном из канатов, и чуть не погиб участник событий. В январе 1976 года началось автомобильное движение по новому сооружению, вопреки проекту получившему название Московский мост. При этом прямая дорога к одноименной трассе построена так и не была. В 1981 году авторский коллектив получил премию Совета Министров СССР.

 Торжественное          открытие.          Ленточку          перерезает          Председатель          Верховного          Совета          УССР          Александр          Ляшко.          3          декабря          1976          года

Торжественное открытие. Ленточку перерезает Председатель Верховного Совета УССР Александр Ляшко. 3 декабря 1976 года

 После появления на левом берегу гигантского жилого массива Выгуровщина-Троещина, как и предполагалось, нагрузка на мост возросла. Соответственно возросло и количество автомобильных аварий. Некоторые суеверные киевляне считают эту местность "нечистой", говорят, что возле нее находится самое глубокое место на Днепре. Другие верят, будто во время строительства погиб страшной смертью один из строителей — провалился в опору и так и не был оттуда извлечен. Мистические слухи подогревает также близость урочища с мрачным названием Черторой. Еще одна распространенная легенда: якобы дорогу к мосту проложили прямо по старому сельскому кладбищу. Это абсолютная неправда, поскольку до начала строительства здесь были только временные летние дачи киевлян.

 Вид          на          северную          часть          Труханова          острова          и          Черторой          с          открытой          площадки          на          пилоне          моста

Вид на северную часть Труханова острова и Черторой с открытой площадки на пилоне моста

 Как бы там ни было, но никто не станет сейчас отрицать, что это один из самых красивых мостов через Днепр. В 2018 году киевские власти приняла решение поменять название конструкции. Московскому вернули историческое проектное имя — Северный мостовой переход. Как все другие вантовые мосты города, он просто притягивает экстремалов. Ради живописной панорамы, открывающейся сверху, они готовы рисковать жизнью, взбираясь по железным канатам.

...

Попробуйте наше приложение

Прямо здесь и сейчас. Нажмите на карту, выберите понравившуюся достопримечательность и послушайте о ней.

Скачать его можно в App Store и Google Play. Или пользуйтесь без скачивания

Другие экскурсии по Киеву
Курсы стрельбы Киев
Подземная от вокзала до Лукьяновки
Тир лазерный Киев
Подземная Тюрьма НКВД
Аудио экскурсия Почтовая площадь
София Киевская
По улице Терещенковской
Киево-Печерская Лавра - часть 2
Метро Арсенальная - Родина Мать
Муралы - верхний город
Киево-Печерская Лавра - часть 1
От площади Льва Толстого по Большой Васильковской
Подземная река Кадетская роща
Подземная река Глубочица
Подземные реки Клов и Крещатик
Аскольдова дренажная система
Никольская дренажная система
По улице Владимирской (Площадь Льва Толстого - Софийская площадь)
От Майдана на Бессарабку через Липки
От Крещатика до Лавры по Грушевского
Майдан - Контрактовая площадь
Пятидневная поездка в Чернобыльскую Зону отчуждения из Киева
Групповые поездки в Чернобыльскую Зону отчуждения из Киева
Автобусный тур в Чернобыльскую зону из Киева
Индивидуальные однодневные поездки в Чернобыльскую Зону
От Золотых ворот на Крещатик
Правительственный квартал
От Бессарабской площади на Андреевский спуск
От ЖД вокзала на Андреевский спуск
Обзорная - от Золотых ворот к Верховной раде
Обзорная - от Золотых ворот на Бессарабку
Обзорная – от центра на Андреевский спуск
Обзорная - от центра на Подол
От ЖД вокзала до Подола на фуникулере
От ЖД вокзала до Софии Киевской
От ЖД вокзала на Майдан
От Крещатика до Лавры через Липки
От Крещатика до Лавры через парки
От Андреевского спуска на Подол
От Майдана до Липок
От Бессарабки до Мариинского парка
История Контрактовой площади
Показать все экскурсии
Квартиры посуточно можно выбрать здесь

Индивидуальные экскурсии по Киеву

Лучшие экскурсоводы Киева проведут для Вас индивидуальную экскурсию на русском, украинском, английском, польском, французском и других языках