Северный мостовой переход — сложное инженерное сооружение, мощный транспортный узел, соединяющий два берега Днепра: районы Почайну (бывшую Петровку), Оболонь, остров Муромец, урочище Черторой, массивы Выгуровщина-Троещина, Радужный и другие крупные жилые районы Левобережья. Сооружение моста стало важным событием не только в Украине и тогдашнем СССР, но и на территории всей Европы. Уникальную сложную конструкцию возвели с применением вантовой системы и длинных пролетов.
Строительство начали в 1970 году после проведения тщательной инженерной подготовки. На землях тогда еще девственной Оболони, среди пойменных лугов проложили насыпь, по которой и собирались построить дорогу к мосту. Так поступили и на левом берегу: между деревнями Выгуровщина и Троещина и только построенной Северной Воскресенкой прошел будущий проспект Ватутина.
Монтаж пилона моста. 1974 год
Проект составил известный архитектор, "отец" послевоенного восстановления Крещатика Анатолий Добровольский. Именно он начертил на бумаге пилоны будущего моста, напоминающие букву ''А''. Как отмечают люди, причастные к строительству, архитектор выполнил проект совершенно бесплатно. Проектным названием моста было "Северный мостовой переход".
Материалы для строительства привозили из разных уголков страны, отдельные конструкции доставляли в готовом виде и монтировали прямо на месте. Так, все железные части были изготовлены в городе Воронеж (тогда РСФСР). С помощью толстых вантовых канатов установили самый длинный на то время в Советском Союзе пролет для прохода судов. Его длина составила почти 300 метров. Интересно, что общая длина вантовых канатов моста превышает 50 километров. Еще одним ноу-хау мирового масштаба стала уникальная практика монтажа балок главных пролетов — их надвигали при помощи специальных домкратов. Предполагалось, что мост будет выдерживать сильные автомобильные нагрузки, поэтому запланировали сразу шесть полос. В дальнейшем их количество увеличили до восьми, и к тому же отдельную полосу выделили для реверса. Как и планировалось, мост смог обеспечить также троллейбусное сообщение через Днепр.
Советский герб Киева, который был на пилоне моста
Строительство завершили в 1976 году. Верхушку моста украсили огромным гербом советского Киева, изготовленным из меди. Его создали талантливые скульпторы Борис Довгань и Флориан Юрьев. К сожалению, в дальнейшем он был демонтирован. Интересно, что сама конструкция моста получилась несколько асимметричной. Пилоны располагаются ближе к левому берегу города. Эта особенность связана с географией фарватера Днепра, который также тяготеет к Левобережью. Дальше за островом Муромец мост имеет продолжение: отдельная конструкция перекинута через староречье Днепра Черторой (Десенку).
Испытания Московского моста. 1976 год
Испытания моста проходили следующим образом: через новое сооружение прогнали 150 мощных грузовиков марки КрАЗ, доверху нагруженных песком. Не обошлось без казусов. Во время одного из испытаний лопнули скобы на одном из канатов, и чуть не погиб участник событий. В январе 1976 года началось автомобильное движение по новому сооружению, вопреки проекту получившему название Московский мост. При этом прямая дорога к одноименной трассе построена так и не была. В 1981 году авторский коллектив получил премию Совета Министров СССР.
Торжественное открытие. Ленточку перерезает Председатель Верховного Совета УССР Александр Ляшко. 3 декабря 1976 года
После появления на левом берегу гигантского жилого массива Выгуровщина-Троещина, как и предполагалось, нагрузка на мост возросла. Соответственно возросло и количество автомобильных аварий. Некоторые суеверные киевляне считают эту местность "нечистой", говорят, что возле нее находится самое глубокое место на Днепре. Другие верят, будто во время строительства погиб страшной смертью один из строителей — провалился в опору и так и не был оттуда извлечен. Мистические слухи подогревает также близость урочища с мрачным названием Черторой. Еще одна распространенная легенда: якобы дорогу к мосту проложили прямо по старому сельскому кладбищу. Это абсолютная неправда, поскольку до начала строительства здесь были только временные летние дачи киевлян.
Вид на северную часть Труханова острова и Черторой с открытой площадки на пилоне моста
Как бы там ни было, но никто не станет сейчас отрицать, что это один из самых красивых мостов через Днепр. В 2018 году киевские власти приняла решение поменять название конструкции. Московскому вернули историческое проектное имя — Северный мостовой переход. Как все другие вантовые мосты города, он просто притягивает экстремалов. Ради живописной панорамы, открывающейся сверху, они готовы рисковать жизнью, взбираясь по железным канатам.