Мост Патона — старейший автомобильный мост через Днепр в районе Киева. Его проектировали еще перед Второй мировой войной. Интересно, что место для строительства мостового перехода выбрали возле древней Наводницкой переправы. Раньше через широкую реку с мощным течением перебирались по временным наводным мостам. Это в дальнейшем и дало название местности.
Переправа через Днепр. Рисунок В. Штернберга. 1837 год
Первый мост на сваях тут удалось построить только во время Первой мировой войны, тогда это, очевидно, было продиктовано необходимостью перемещать большие армейские группировки. Стратегический Наводницкий мост был возведен в 1916 году, то есть в самый разгар боевых действий. Конструкция опиралась на деревянные опоры и почти вся была выполнена из дерева. Исключениями стали только две тяжелые металлические фермы. В последующие несколько лет Наводницкий мост неоднократно разрушался во время весеннего ледохода, когда гигантские льдины наносили урон слабым конструкциям.
Мост постоянно восстанавливали до тех пор, пока он не был полностью уничтожен в июне 1920 года. Отступающие польские войска взорвали его вместе с Цепным и всеми остальными мостами Киева. После прихода большевиков и установления в городе советской власти одной из главных задач стало восстановление переправ через Днепр. Наводницкий мост отстроили довольно быстро, на четыре года раньше Цепного, и открыли уже весной 1921 года. После этого неоднократно повторялись события 1910-х годов, когда лед сильно повреждал конструкции.
В конце 1930-х годов возникла идея создания нового капитального Наводницкого моста на месте старого. Вдохновителем строительства важного сооружения стал опытный мостостроитель, известный киевский инженер Евгений Оскарович Патон. До этого он около десяти лет вынашивал идею создания цельносварного моста. Именно в те годы гениальный инженер разработал метод промышленной автоматической электросварки, который в дальнейшем стал известен как "патоновский". После соответствующих научных обоснований и обсуждения на самом "высоком уровне", наконец-то, запланировали начало строительства. Но дело продвигалось довольно медленно — строителям пришлось получать разрешение на снос частных домов с обеих сторон Днепра, а властям заниматься расселением жителей.
Строительство моста Рейхенау. 1942 год
Вскоре и без того неспешное строительство было прервано началом новой разрушительной войны. Нацистские оккупанты удачно использовали опоры недостроенного моста и навели на них свой. После окончания строительства, проводившегося в основном силами венгерских специалистов и солдат, новый переход через Днепр назвали в честь генерал-фельдмаршала вермахта Вальтера фон Райхенау, который умер незадолго до начала восстановительных работ.
Конструкция была опять уничтожена во время операции советских войск по освобождению Киева от оккупантов. Почти сразу практически на месте старого моста военные инженеры навели низководный временный мост для перемещения войск. Затем довольно быстро рядом возвели временный высоководный мост. Работы выполнил мостоотряд № 2 НКПС (Народного комиссариата путей сообщения). Его возглавил Исаак Баренбойм — опытный специалист, перед войной принимавший участие в работах по созданию секретных тоннелей под руслом Днепра.
Строительство высоководного Наводницкого моста. 1944–1945 годы
После окончательной победы над нацизмом из этих высококвалифицированных специалистов создали мостовой отряд "Мостострой-1", которому и суждено было возвести первый в мире цельносварной мост-красавец. Выполнение работ носило грандиозный характер. Часть строительных материалов, таких как земля для насыпи, железобетон, привозили с местных месторождений и заводов, грани для облицовки въездной конструкции доставляли из других регионов. Львиную долю металлических частей изготовили на столичном заводе "Ленинская кузница", о чем и сейчас напоминают многочисленные маркировки. Значительное внимание планировали уделить идеологическому наполнению новостроя, и поначалу хотели установить по обе стороны моста гигантские статуи пролетарских вождей Ленина и Сталина. В дальнейшем от идеи отказались, вместо этого въездную группу оформили пропилеями и колоннами с коммунистической символикой.
Евгений Оскарович Патон
Открытие моста, по тогдашней традиции, приурочили к очередной годовщине Октябрьской революции. К сожалению, гениальный инженер Евгений Патон так и не увидел окончательного воплощения своей самой заветной мечты. Он умер всего за несколько месяцев до этого на 84 году жизни. 5 ноября 1953 года после торжественного митинга по мосту двинулась колонна автомобилей. С того времени он может пропускать около 80–100 тысяч машин ежесуточно. Кроме автомобильного движения, через мост проложили трамвайный маршрут. Его рельсы обеспечили сообщение между обеими частями города этим удобным видом транспорта. Интересно, что до сооружения в 1965 году моста Метро тут по трамвайным колеям перегоняли вагоны для киевской подземки. Их привозили в Киев железной дорогой, после устанавливали на трамвайные рельсы, которыми они шли от Дарницы до Днепра и переезжали мост, а потом вдоль набережной следовали до станции метро "Днепр".
Мост Патона. 1959 год
В 1968 году на мосту Патона установили специальное защитное ограждение. Это был первый прецедент подобного рода во всем Советском Союзе. Поводом стала трагедия, когда в 1967 году в реку упал пассажирский автобус, и погибло несколько десятков людей. Ограду украсили декоративно-художественным литьем. В 2004 году движение трамвая было приостановлено, а со временем под предлогом расширения проезжей части моста рельсы демонтировали и таким образом разорвали трамвайное сообщение между левым и правым берегами города. Сейчас мост Патона требует значительной реставрации.