В наш век цифровых технологий — интернета, мобильных телефонов, социальных сетей и всевозможных приложений — отправленное сообщение может в доли секунды обогнуть весь земной шар. А ведь еще сравнительно недавно людям приходилось довольствоваться пересылкой обыкновенных бумажных писем. На их доставку могли уходить долгие месяцы. И киевляне тут, конечно, не были исключением.
Скромное, одноэтажное здание на Почтовой площади — одно из немногих на Подоле, дошедших до нашего времени с середины ХІХ века. Благодаря ему площадь, которую зачастую называют "воротами Подола", и получила свое название. Небольшой сохранившийся домик — самая старая в Киеве почтово-дилижансная станция. Дилижансы тогда использовались не только для перевозки пассажиров, но и для доставки почты. Однако появлению станции на этом месте предшествовала достаточно долгая история.
Почтовый дилижанс возле станции на Почтовой площади. 1900-е годы
Во времена Магдебургского права управление городом осуществлялось из магистрата, который также находился на Подоле. Именно возле него в здании на Контрактовой площади поначалу размещалась одна из первых в Киеве служб, отвечавших за прием и доставку переписки. Дом этот сильно пострадал во время разрушительного подольского пожара 1811 года. Время шло, Киев разрастался, в город прибывало все больше и больше людей. Когда в середине ХІХ столетия стал быстро застраиваться Крещатик, туда перевели и почтовую службу. В 1849 году она заняла старинный каменный дом, на месте которого сегодня находится здание Государственной телерадиокомпании Украины (Крещатик, 26).
Еще за год до переезда почтовой станции с Подола на Крещатик началось строительство первого капитального моста через Днепр в Киеве. Возведение стратегической переправы курировал лично император Николай І. Он и решил построить в Киеве новую почтовую станцию в непосредственной близости от будущего моста. В 1852 году был составлен проект станции, и его отправили в Петербург. Однако вскоре оттуда пришел отказ — здание показалось императору не слишком солидным. Новый проект разработали придворные архитекторы из Петербурга. Они отправили в Киев копию чертежей для исполнения, а оригинал оставили в местных архивах. Благодаря этому сегодня нам известно, каким изначально задумывалось здание Почтовой станции на Подоле.
Начавшаяся вскоре Крымская война полностью остановила строительство. Вместо этого для военных оборудовали телеграфом башню № 6 Новой Печерской крепости. К сожалению, это историческое здание не так давно было разрушено. По окончанию боевых действий работы на Почтовой площади возобновились, но вскоре специальная комиссия вдруг решила, что выбранная площадка не совсем соответствует параметрам, необходимым для почтовой станции. Однако местный инженер Бенземан все же смог адаптировать постройку под необходимые стандарты, и в 1865 году почтовая станция перебралась с Крещатика на Подол.
Почтовая станция на Подоле. 1896 год
Постепенно достроили и всевозможные вспомогательные сооружения. Тут были склады, гаражи для почтовых и транспортных дилижансов, конюшни. На самой станции находилось что-то вроде временной гостиницы для путешественников. Кроме того, для местных служащих соорудили отдельный дом. В 1912 году почтовый комплекс сильно пострадал от пожара, но вскоре был отремонтирован. Станция работала вплоть до 1919 года, когда утратила свое первоначальное значение. Появились более быстрые методы коммуникации, и комплекс зданий стали использовать для самых разных целей. В 1930-е годы про станцию вспомнили, когда площади официально присвоили название Почтовая.
Спустя почти полвека после закрытия почтовой станции пришел черед строительства тоннелей метрополитена. Тогда старинное здание оказалось под угрозой разрушения. К счастью, власти ограничились лишь сносом близлежащих вспомогательных построек. Более того, старинной почтовой станции присвоили статус памятника архитектуры и начали его реставрацию. Именно тогда, подняв старые чертежи, реставраторы обнаружили, что согласно первоначальному замыслу автора окна имели арочную форму, тогда как на всех старинных снимках здание изображено с квадратными оконными проемами. Исторические черты дома были восстановлены. После окончания работ бывший почтовый домик отдали под нужды общества филателистов, и они устроили при нем постоянно действовавшую выставку марок.
Бывшая почтовая станция в застройке Почтовой площади. 1950-е годы
После развала СССР выставка прекратила свое существование. В дальнейшем здание с переменным успехом пытались приспособить под различные культурные нужды. В 2012 году во время реконструкции Почтовой площади и строительства подземного автомобильного тоннеля памятник вновь оказался под угрозой уничтожения. На старинных стенах появилась трещины. Но вовремя вмешавшиеся реставраторы смогли спасти ценное здание. Сегодня почтовая станция находится в состоянии консервации, власти обещают открыть здесь музей.