Рус  /  Укр

Язык:

Станция метро «Крещатик»

Открытие станции метро «Крещатик». 6 ноября 1960 года

Станция метро "Крещатик" расположена на Святошинско-Броварской линии метрополитена (красной) между станциями "Театральная" и "Арсенальная". 

 

Станция метро "Крещатик" — мощный пересадочный узел между Святошинско-Броварской и Теремковско-Оболонской линиями Киевского метрополитена. Не удивительно, что станция является одной из важнейших в городе, ведь ее главный вестибюль расположен на центральной улице столицы Украины, а два других выходят на улицы Архитектора Городецкого и Институтскую. Каждый день через станцию "Крещатик" проходят сотни тысяч киевлян и гостей, которые направляются в центр или хотят воспользоваться пересадкой. Эта станция принадлежит к пяти старейшим в Киеве остановкам синих подземных экспрессов, она была открыта в 1960 году.

Узнайте историю от основания достопримечательности и по сегодняшний день в полной версии
14 грн
А хотели бы Вы узнать



  • Какие материалы использованы при отделке станции?
  • Сколько наземных вестибюлей и выходов у станции?
  • Где находится и чем был известен ресторан "Метро"?

Эта и другая информация с историческими фактами и фото из прошлого
доступна в полной версии аудио экскурсии
Также в полной версии Вам будет доступен расширенный текст и дополнительные фото

Анонс полного текста:

 Станция метро "Крещатик" одноименная с центральной улицей Киева. Одна из пяти старейших в городе, она относится к так называемой первой очереди метрополитена. Открыли ее 6 ноября 1960 года. Сама станция пилонного типа. Сооружение велось силами предприятия "Киевметрострой". В разработке проекта, строительстве и отделке станции принимал участие большой авторский коллектив. Это знаменитый Анатолий Добровольский, один из главных авторов возрожденного из пепла войны Крещатика, архитекторы Николай Коломиец, Виктор Елизаров, Геннадий Гранаткин, Игорь Масленков, Станислав Крушинский и другие известные специалисты.

 Доска          почета          на          месте          будущей          станции.          1957          год

Доска почета на месте будущей станции. 1957 год

 Стоит заметить, что при послевоенном возрождении главной улицы, для строения, где со временем разместили станцию метро, заранее предусмотрели место напротив нынешней улицы Прорезной. И когда во второй половине 1950-х годов Крещатик уже был застроен, эта площадка стояла свободной и была спрятана от глаз киевлян за огромной районной доской почета.

 Понимая важность и центральное расположение станции, авторы украсили ее в национальном украинском стиле. Станционный зал отделан золотисто-красными майоликовыми коврами с растительными орнаментами, сверху смонтированы металлические латунные карнизы с изображениями подсолнечников и кукурузы. За карнизами прячутся большие лампы, которые подсвечивают станцию. Кабельные коллекторы, выходящие на пути, находятся за красивыми металлическими дверьми, на которых написана дата открытия станции — 1960 год. Высокохудожественно выполнены даже вентиляционные решетки на платформах, тут использовано художественное литье из алюминия.

 Строительство          метро          на          Крещатике.          Март          1959          года

Строительство метро на Крещатике. Март 1959 года

 Самый качественный белый мрамор для облицовки пилонов и конструкций привезли из Прохоро-Баландинского месторождения, одного из лучших карьеров Южного Урала, который сегодня исчерпан и заброшен. Из этого мрамора на станции "Крещатик" сделали даже лавочки для пассажиров, на которые можно присесть в ожидании поезда. Тут удачно сочетаются мрамор и дерево. Изначальные путевые стены станции были одеты в обычную кафельную плитку, которую для создания единой композиции со временем тоже заменили мрамором.

 У станции метро "Крещатик" рекордное количество наземных вестибюлей, которые ведут в разных направлениях, — их целых три. Главный расположен непосредственно на Крещатике с небольшим отступом от красной линии застройки. Это большое здание, удачно вписанное в общий ряд домов центральной улицы города. Интересно, что изначально про размещение станции метро тут речь не шла. Здание проектировалось для наибольшего тогда в Киеве ресторана. И со временем три верхних этажа занял ресторан с названием "Метро", который открыли в 1963 году. Здесь насчитывалось почти полтора десятка залов, которые вмещали около 1600 посетителей. На верхнем этаже работали большой зал в помещении и отличная летняя открытая площадка на балконе с видом на Крещатик. Вход из левого крыла здания вел в магазин кулинарии, закусочную и кафе-кондитерскую. Кстати, в ресторане предлагали и собственные фирменные блюда — большую котлету "Метро" из мяса индейки с маслом внутри и салат "Метро". Сейчас ресторан уже не существует, а большое здание превращено в бизнес-центр "Крещатик-Плаза". При этом первый этаж в левом крыле занимает один из популярных фаст-фудов.

 Справа          вход          в          ресторан          Метро.          Конец          1960-х          годов

Справа вход в ресторан "Метро". Конец 1960-х годов

 Второй наземный вестибюль, ведущий на Липки, расположен неподалеку от центрального здания Нацбанка на возвышении Печерского плато. Его открыли в 1965 году, и кстати, этот выход стал самым длинным в киевском метро — чтобы выйти на улицу Институтскую, нужно подняться двумя эскалаторам, между которыми находится большой промежуточный вестибюль.

 Верхний          вестибюль          станции          Крещатик          на          улице          Октябрьской          революции.          1960-е          годы

Верхний вестибюль станции "Крещатик" на улице Октябрьской революции (сейчас улица Институтская). 1960-е годы

 Именно из этого вестибюля в 1970 году сделали третий выход из станции. На этот раз отдельный павильон строить не стали, а оборудовали выход на первом этаже дома на улице Карла Маркса (ныне Архитектора Городецкого), 13, где до 1917 года размещалась мебельная фабрика Иосифа Кимаера. Необходимо отметить, что выход был сделан максимально тактично, без ущерба для важного памятника архитектуры, являющегося элементом так называемого киевского Парижа.

 Монтаж          эскалаторов          на          станции          Крещатик.          Январь          1960          года

Монтаж эскалаторов на станции "Крещатик". Январь 1960 года

 Станция метро "Крещатик" является еще и важным пересадочным узлом между Святошинско-Броварской (красной) и Теремковско-Оболонской (синей) ветками метрополитена. В штатном режиме между станциями "Крещатик" и "Майдан Незалежности" сообщение осуществляется при помощи четырех эскалаторов, работающих в обоих направлениях. В пиковые часы, когда количество пассажиров достигает десятков тысяч, эскалаторы работают только в режиме пересадки со станции "Майдан Независимости" на станцию "Крещатик". Для тех, кто хочет воспользоваться пересадкой в обратном направлении, существует специальный пешеходный тоннель длиной в несколько сотен метров. Работники метрополитена иногда довольно иронично называют его "тропой здоровья". Планировалось также строительство дополнительного горизонтального пересадочного узла, так называемого триелатора, которое до сегодняшнего дня так и не осуществлено.

 К 50-летию Киевского метрополитена в 2010 году выпустили серию жетонов, на которых изображены пять первых станций, среди которых есть и "Крещатик". Также очертания станции увековечены на нескольких сериях значков и другой сувенирной продукции. С 1986 года станция "Крещатик" входит в список памятников архитектуры местного значения. 

...

Попробуйте наше приложение

Прямо здесь и сейчас. Нажмите на карту, выберите понравившуюся достопримечательность и послушайте о ней.

Скачать его можно в App Store и Google Play. Или пользуйтесь без скачивания

Другие экскурсии по Киеву
Курсы стрельбы Киев
Подземная от вокзала до Лукьяновки
Тир лазерный Киев
Подземная Тюрьма НКВД
Аудио экскурсия Почтовая площадь
София Киевская
По улице Терещенковской
Киево-Печерская Лавра - часть 2
Метро Арсенальная - Родина Мать
Муралы - верхний город
Киево-Печерская Лавра - часть 1
От площади Льва Толстого по Большой Васильковской
Подземная река Кадетская роща
Подземная река Глубочица
Подземные реки Клов и Крещатик
Аскольдовая дренажная система
Никольская дренажная система
По улице Владимирской (Площадь Льва Толстого - Софийская площадь)
От Майдана на Бессарабку через Липки
От Крещатика до Лавры по Грушевского
Майдан - Контрактовая площадь
Пятидневная поездка в Чернобыльскую Зону отчуждения из Киева
Групповые поездки в Чернобыльскую Зону отчуждения из Киева
Автобусный тур в Чернобыльскую зону из Киева
Индивидуальные однодневные поездки в Чернобыльскую Зону
От Золотых ворот на Крещатик
Правительственный квартал
От Бессарабской площади на Андреевский спуск
От ЖД вокзала на Андреевский спуск
Обзорная - от Золотых ворот к Верховной раде
Обзорная - от Золотых ворот на Бессарабку
Обзорная – от центра на Андреевский спуск
Обзорная - от центра на Подол
От ЖД вокзала до Подола на фуникулере
От ЖД вокзала до Софии Киевской
От ЖД вокзала на Майдан
От Крещатика до Лавры через Липки
От Крещатика до Лавры через парки
От Андреевского спуска на Подол
От Майдана до Липок
От Бессарабки до Мариинского парка
История Контрактовой площади
Показать все экскурсии
Квартиры посуточно можно выбрать здесь

Индивидуальные экскурсии по Киеву

Лучшие экскурсоводы Киева проведут для Вас индивидуальную экскурсию на русском, украинском, английском, польском, французском и других языках