В 1810 году, когда Крещатую долину только начинали застраивать, большой кусок ее западного склона неподалеку от городского театра (сейчас на его месте Украинский дом) получила семья неких мещан по фамилии Галкины. В середине XIX века усадьбу Галкиных и землю под ней вдоль Трехсвятительской и до Костельной приобрел подрядчик Кондрат Ховалкин. Позже он стал известен своими махинациями во время возведения Владимирского собора. Необустроенная территория с остатками древних валов — фактически мусорная свалка при строительстве Александровского костела досталась Ховалкину почти бесплатно. Он построил тут несколько кирпичных зданий, но в конце 1860-х годов был вынужден продать усадьбу. Так участок № 6 на Крещатике стал собственностью купца Федора Кейля, построившего на ней трехэтажный дом по проекту Ромуальда Тустановского. Кстати, в соседней части усадьбы, на участке № 4 многие годы действовала фабрика самого знаменитого из киевских ювелиров — Иосифа Маршака.
Вид начала Крещатика до возведения дома И. Закса. 1900-е годы
В 1909 году участок Кейля приобрел Илья Закс, сын известного сахарозаводчика-миллионера Маркуса Закса. За четыре года на месте старых зданий выросло самое современное по тем временам сооружение, спроектированное Иосифом Зекцером и Дмитрием Торовым.
Один из самых высоких домов на Крещатике представлял собой квадрат с лифтовой шахтой в центре и рабочими и жилыми помещениями по периметру. Чем выше был этаж, тем меньше комнаты — от больших парадных залов на первом этаже до прачечной в мансарде. Снаружи это можно было определить по размеру оконных проемов. В доме располагались шести-семикомнатные квартиры, конторы торговых, промышленных, финансовых, страховых и других учреждений, табачные магазины, магазины одежды, аптека.
Барельефная композиция "Индустрия" на центральном фронтоне дома. 1980 год
Центральный фронтон украсила барельефная композиция "Индустрия" — копия известного произведения бельгийского художника Константина Менье, который специализировался на теме труда и образах рабочих. Видим, что первое в Киеве произведение монументального искусства пролетарской тематики появилось задолго до победы пролетариата. Более того, "Памятник труду" в Брюсселе, для которого, собственно, Менье и создавал "Индустрию" и другие композиции, установили только в 1930 году, через 17 лет после киевской копии. Конечно, сам барельеф был известен еще при жизни скульптора, умершего в 1905 году.
В 1919 году, скорее всего, во время большевицкого штурма Киева в феврале, дом сгорел. Михаил Булгаков в очерке "Киев-город" приводит другую версию пожара, бытовавшую среди киевлян: "Было в этом здании учреждение хозяйственно-продовольственного типа. И был, как полагается, заведующий. И, как полагается, дозаведывался он до того, что или самому ему пропасть, или канцелярии его сгореть". А дальше каким-то удивительным образом вместе с канцелярией сгорело и все здание. Так или иначе, обгоревший каркас дома простоял до 1927 года, произведя впечатление не только на Булгакова, но и на Осипа Мандельштама, который писал про "остов семиэтажной громады, зияющей сквозными пролетами как Колизей".
Восстановленный "дом трестов". 1930 год
Восстановлением дома занялись архитекторы Исаак Коган и Михаил Аничкин. За год ударного труда, который продолжался даже зимой, сооружению вернули первоначальный вид и назвали "домом трестов". В нем действительно разместились советские тресты — фарфоро-фаянсовый, табачный, спиртовый, кожаный, суконный, а также несколько банковских отделений.
Часть Крещатика, уцелевшая после пожара 1941 года. 1953 год
Дом, как и вся эта часть улицы, оказался среди немногих уцелевших во время пожара Крещатика в сентябре 1941 года. После войны и в наше время он сохраняет офисно-общественное назначение. Ныне по адресу Крещатик, 6 зарегистрированы несколько десятков юридических лиц, а на первом этаже работают рестораны.
Сберегательная касса на первом этаже дома. 1980-е годы