Рус  /  Укр

Язык:

Фуникулер

Киевский фуникулер. 2000-е годы

Нижняя станция фуникулера находится по адресу улица Сагайдачного, 3, верхняя станция — улица Десятинная, 1. 

Киевский фуникулер — одна из фирменных визиток города. Этот достаточно экзотический вид транспорта появился в Киеве в 1905 году. Целью создания фуникулера было соединение Верхнего города и Подола кратчайшим путем. Но только со временем на Почтовой площади был построен один из самых примечательных на ней объектов — нижняя станция с арочным входом. После начала работы метрополитена фуникулер во многом утратил свое значение как вид общественного транспорта. Однако он до сих пор пользуется спросом у киевлян, живущих на Подоле, а также у многочисленных туристов, приходящих в восторг он необычной конструкции и тех видов, который открываются с его крутой трассы.

А хотели бы Вы узнать



— Каково происхождение слова "фуникулер"?

— Кто был инициатором постройки фуникулера, и что являлось его прототипом?

— Когда удалось удлинить транспортную линию фуникулера, которая изначально была короче?

— Как в разные времена назывался киевский фуникулер?

Эта и другая информация с историческими фактами и фото из прошлого
доступна в полной версии аудио экскурсии
Также в полной версии Вам будет доступен расширенный текст и дополнительные фото

Анонс полного текста:

 Во многих мировых столицах есть свои транспортные изюминки. Это — монорельсы, двухэтажные автобусы, рикши и многое другое. Есть свой экзотический транспорт и в Киеве — фуникулер. Слово происходит от латинского funiculus, что переводится как "канат". Многим известно, что именно в нашем городе впервые в Российской империи появился электрический трамвай. Это было вызвано необходимостью связать Старый город и Подол, перепад высот между которыми составляет почти 100 метров. Но появление "рогатого чудища" на рельсах проблему соединения районов так и не решило. Нужен был прямой путь, проложенный прямо по крутым приднепровским склонам.

 Киевоведы утверждают, что впервые о создании фуникулера заговорили еще в далеком 1883 году, то есть больше чем за 10 лет до появления в городе электрического трамвая. Инициатором постройки нового вида транспорта стал перебравшийся из Швейцарии в Киев инженер-путеец Артур Адольфович Абрагамсон. Этот выдающийся конструктор родился в украинской Одессе, однако позже переехал в Цюрих для продолжения обучения. Именно в высоких, заснеженных Альпах он впервые увидел прототипы будущего киевского фуникулера.

 Долгие годы идею никак не могли реализовывать. Вот тут-то как раз и помог недавно проложенный трамвай. Возникла мысль соединить для пассажиров нагорную трамвайную ветку в Старом городе с равнинной Подольской. Было решено пустить по крутым склонам два вагончика, курсирующих с помощью мощных металлических тросов. Запчасти были закуплены в Швейцарии, а проектировать киевское чудо взялся инженер Абрагамсон. Работы по сооружению двух станций — верхней, близ Михайловской площади, и нижней, возле Почтовой площади, — взял на себя петербургский архитектор Александр Барышников, будущий член Госдумы. Всего в проект вложили около 160 тысяч рублей.

 Верхняя          станция          фуникулера.          1900-е          годы

Верхняя станция фуникулера. 1900-е годы

 Строительство такого полезного городу вида транспорта, как это часто бывает, на определенном этапе натолкнулось на серьезные препятствия. Ко времени создания фуникулера, в начале ХХ века, земля на Почтовой площади стоила уже больших денег. Местные домовладельцы в предвкушении еще большего роста цен на недвижимость и участки очень неохотно с ними расставались. Именно поэтому трассу фуникулер удалось дотянуть только до улицы Боричев Ток, где оборудовали нижнюю станцию на земле гражданки Надежды Заботиной. Остальной путь — более чем 200 метров до улицы Александровской (ныне Сагайдачного) — после открытия фуникулера пассажирам пришлось преодолевать пешком или по специальной подведенной сюда трамвайной ветке, частично проходившей по Андреевскому спуску.

 Первая          нижняя          станция          фуникулера          на          Боричевом          Току.          1910-е          годы

Первая нижняя станция фуникулера на Боричевом Току. 1910-е годы

 После успешной апробации фуникулера было назначено его открытие, пришедшееся на май 1905 года. Первым наименованием нового транспорта, которое сразу оценили как чудо науки и техники, стало "Михайловский подъем", или "Михайловский подъемник". Теперь всего за несколько минут можно было покорить крутые киевские кручи и с Подола быстро и без физических усилий попасть к окрестностям Михайловского монастыря. А , кроме того, с трассы фуникулера открывались захватывающие панорамы Левобережья.

 Общий          вид          Михайловского          подъема.          1910-е          годы

Общий вид Михайловского подъема. 1910-е годы

 При советской власти такой нужный транспорт продолжал выполнять свои функции. Достаточно забавным моментом, как нельзя лучше характеризующим ту эпоху, было переименование фуникулера в 1929 году в честь руководителя Январского восстания, большевика Андрея Иванова. Как и при большинстве таких переименований, к фуникулеру этот человек, понятное дело, никакого отношения не имел.

 В конце 1920-х годов на фуникулере случилась серьезная авария — сорвался и разбился один из вагонов. Вместе с тем, после принудительной национализации удалось, наконец, продолжить линию в самый низ, до Почтовой площади. Так, спустя 23 года от момента открытия фуникулера была реализована изначальная задумка. При этом практически ни одно здание на площади не было снесено, а нижнюю станцию оборудовали прямо в жилом доме.

 В середине 1980-х годов фуникулер капитально отреставрировали. Вместо неброской нижней станции соорудили красивый арочный вестибюль, получивший высокую оценку архитекторов. Время шло, менялась цена на проезд в фуникулере. С символических 2 копеек советских времен она значительно подросла и уровнялась со всеми другими видами киевского транспорта. На Почтовой площади появилась станция метро, трамвай был демонтирован, а фуникулер стал, скорее, экзотикой, чем повседневным видом транспорта.

 Общий          вид          Почтовой          площади,          в          центре          —          арочный          вход          на          нижнюю          станцию          фуникулера.          1991          год

Общий вид Почтовой площади, в центре — арочный вход на нижнюю станцию фуникулера. 1991 год

 В эпоху новой строительной лихорадки нижнюю станцию фуникулера на Почтовой площади со всех сторон задавили новостройки. Пожалуй, трудно найти в Киеве иное место, где в свое время было бы столько представителей самых разных видов транспорта. Через Почтовую ходили электрические, паровые и бензиновые трамваи. Отсюда отчаливали речные пароходы, регулярно перевозящие пассажиров по Днепру, от почтового домика отправлялись в далекие странствия конные дилижансы. Постепенно, один за другим все они ушли в прошлое, и только фуникулер, отметивший не так давно свое 110-летие, продолжает функционировать.

...

Попробуйте наше приложение

Прямо здесь и сейчас. Нажмите на карту, выберите понравившуюся достопримечательность и послушайте о ней.

Скачать его можно в App Store и Google Play. Или пользуйтесь без скачивания

Экскурсии с этим местом
Другие экскурсии по Киеву
Киево-Печерская Лавра - часть 2
Метро Арсенальная - Родина Мать
Муралы - верхний город
Киево-Печерская Лавра - часть 1
От площади Льва Толстого по Большой Васильковской
Подземная река Кадетская роща
Подземная река Глубочица
Подземные реки Клов и Крещатик
Аскольдовая дренажная система
Никольская дренажная система
По улице Владимирской (Площадь Льва Толстого - Софийская площадь)
От Майдана на Бессарабку через Липки
От Крещатика до Лавры по Грушевского
Пятидневная поездка в Чернобыльскую Зону отчуждения из Киева
Групповые двухдневные поездки в Чернобыльскую Зону отчуждения из Киева
Однодневная групповая поездка в Чернобыльскую Зону
Индивидуальные однодневные поездки в Чернобыльскую Зону
От Золотых ворот на Крещатик
Правительственный квартал
От Бессарабской площади на Андреевский спуск
От ЖД вокзала на Андреевский спуск
Обзорная - от Золотых ворот к Верховной раде
Обзорная - от Золотых ворот на Бессарабку
Обзорная – от центра на Андреевский спуск
От ЖД вокзала до Софии Киевской
От ЖД вокзала на Майдан
От Крещатика до Лавры через Липки
От Крещатика до Лавры через парки
От Андреевского спуска на Подол
От Майдана до Липок
От Бессарабки до Мариинского парка
История Контрактовой площади
Показать все экскурсии
Квартиры посуточно можно выбрать здесь

Фуникулер

Такую интересную достопримечательность как фуникулер можно встретить лишь в некоторых городах, поэтому, если вы оказались в Киеве – стоит непременно прокатиться на этом необычном виде транспорта. Особенно, учитывая тот факт, что киевский фуникулер – явление историческое. Он – один из трех первых, возведенных в Украине, включая, кстати говоря, и очень популярный Одесский. В какое бы время года вы не решили прокатиться на фуникулере в столице – панорамы города всегда удивят своей красотой, будь то пышные зеленые кроны деревьев, опадающая золотая листва или занесенный снегом город. Вообще, Почтовая площадь в своем актуальном виде, собственно, то самое место, где и находится фуникулер, заслуживает отдельных красноречивых слов, ведь именно то, как она выглядит сейчас, превращает ее в настоящий магнит для гостей мегаполиса. Впрочем, местные тоже не прочь прогуляться по уютной набережной, любуясь непоколебимым спокойствием и красотою Днепра, а завершить свою прогулку (впрочем, как и начать ее) посредством катания на фуникулере – милое дело. 

История возникновения фуникулера в Киеве

Вы когда-то задумывались о том, как выглядел Киев, допустим, лет сто назад? Ну, например, возьмем дороги. Сейчас едва ли не каждый второй готов высказать свое мнение относительно качества дорожного покрытия в столице. А каким оно было раньше? Как вообще люди передвигались по городу, который уже тогда был далеко не маленьким?! Любители истории и те, кто просто обожает Киев и все, что с ним связано, просто обязаны знать, как все было раньше. И одна из достопримечательностей мегаполиса, которая действительно заслуживает внимания как местных, так и гостей – это, собственно, тот самый фуникулер на Почтовой. Его непременно стоит включить в список мест, которые обязательны для посещения. И вам непременно нужно это сделать если:

  • Вы гуляете по городу с маленькими детьми. Уж поверьте, их восторгу не будет предела. И хоть катание не займет много времени, но впечатлений будет уйма, можете даже не сомневаться.
  • Вы живете в Киеве и не разу не катались на фуникулере? Такое вообще возможно? Это как не пройтись по Крещатику, когда центральная дорога перекрыта. Ну, come on ;) Собирайтесь и езжайте.
  • Вы устраиваете «романтик» с любимым человеком. Классных мест в Киеве «в тему» – немало, но это – одно из них.

Возвращаясь к истории: фуникулер в Киеве появился в 1905 году. Ранее вместо него использовались деревянные лестницы, которые отнюдь не облегчали подъем в Верхний город. В то время на улицах Киева уже ходили трамваи, но ввиду узости и крутизны Андреевского спуска, соединяющего верхнюю и нижнюю точки города, проложить трамвайные пути там не представлялось возможным. Кстати, первый трамвай на улицах Киева появился в 1892 году, по совместительству он стал и первым трамваем в огромной империи. 

Ввиду описанных сложностей, было принято решение о строительстве фуникулера, который на тот момент был назван Михайловским механическим подъемом или электрической канатной дорогой. Автором идеи стал Артур Адольфович Абрагамсон – гениальный, по высказываниям современников, инженер, занимавшийся вопросами железнодорожного строительства. Воплощен же проект в жизнь был Николаем Константиновичем Пятницким и Александром Александровичем Барышниковым. Все три инженера являлись выпускниками Петербургского университета путей сообщения разных лет – 1879, 1895 и 1898, соответственно. Н. К. Пятницким на тот момент уже был создан первый фуникулер в Одессе, в 1902 году. Разрешение на строительство киевского фуникулера было получено благодаря связям Абрагамсона. Стоит отметить, что идея создания фуникулера в Киеве – это превосходное конструктивное решение, которое и по сей день активно внедряется в местностях со сложным рельефом. 

Технические особенности, которыми характеризуется киевский фуникулер

Всего за полтора года проект был реализован и в мае 1905 года подъемник впервые был запущен. Канатная дорога простиралась на 198 метров, хотя изначально должна была стать на 50 метров длиннее. Причиной этого послужил частный дом на Подоле, договориться о сносе которого строителям не удалось. 

В строительстве принимали участие представители Бельгийского акционерного общества, которое тогда было монополистом в сфере строительства железных дорог и конки. Комплектующие для фуникулерной системы были заказаны в Швейцарии, стальной трос доставлен из Германии. Интересная особенность, которая сейчас отличается киевский фуникулер – в строительстве впервые был задействован железобетон, который активно внедрял в строительство А. А. Барышников. В 1905 году фуникулерная система представляла собой два вагона. Каждый из них вмещал порядка 70 пассажиров. 

Преодолевал путь вагон всего за три минуты, несмотря на перепад высот почти в 70 метров и двадцатиградусный уклон. Дорога была однопутной с возможностью разъехаться на середине дороги, над разъездом был возведен пешеходный мост, который пользовался большой популярностью у жителей города. Работу фуникулера обеспечивала электростанция с несколькими двигателями мощностью по 65 лошадиных сил. С тех пор канатная дорога многократно подвергалась модернизации, но в целом сохранила свои исконные черты, заложенные создателями. 

Уже готовы ехать в Киев? Фуникулер посетите обязательно! Немного о нынешнем состоянии.

Сегодня фуникулер соединяет Подол и Верхний город. И та, и другая локации достойны внимания гостей. Многие достопримечательности, сконцентрировавшиеся в этих районах – ключевые, имеющие особенное значение с точки зрения историзма. Станция наверху выходит на Владимирскую горку, неподалеку расположен Михайловский собор – одна из самых знаменитых достопримечательностей Киева, популярность которой приравнивают к величественной Киево-Печерской Лавре. Верхний город необыкновенно красив и спорить с этим фактом не возьмутся даже те, кто считает себя равнодушным к Киеву. Фуникулер только прибавит впечатлений от прогулки по городу. 

Нижняя станция – на Речной вокзал и Почтовую площадь, откуда можно полюбоваться на воды Днепра. Эта станция появилась только спустя 25 лет после открытия канатной дороги, когда осуществлялось ее продление.

Протяженность пути теперь составляет около 220 метров. Вместимости вагонов расширена до 100 человек, 30 из которых – сидячие места. Время в пути сокращено до 2,5 минут, а интервал между появлением вагонов составляет от 2 минут по утрам до 15 минут ближе к закрытию, благодаря чему в «час пик» долго ожидать транспорт не приходится. С информацией об интервале движения можно ознакомиться на станциях фуникулера, где находятся специальные таблички. У нынешнего фуникулера есть несколько минусов, которые отмечают как жители города, так и туристы – отсутствие в вагончиках прозрачной панорамной крыши, которая позволила бы лучше видеть открывающиеся панорамы и нехватка кондиционера, из-за чего летом становится довольно душно. 

Время работы киевского фуникулера и интересные факты

Фуникулер работает ежедневно с 7 утра до 22 часов вечера. В случае, если в Киеве проходят какие-то значительные мероприятия, время работы продлевается. Стоимость проезда оплатить можно как наличными, так и по карте, что очень удобно. Поток людей довольно большой, но каких-то масштабных очередей тут практически не бывает. Все очень оперативно расходятся. Зимой фуникулером активно пользуются горнолыжники и сноубордисты. Он доставляет их на Владимирскую горку, откуда они и осуществляют спуск, если выпадает достаточное количество снега. 

Как посетить фуникулер в Киеве

Киевский фуникулер является и способом передвижения горожан, и увлекательным аттракционом, а также городской достопримечательностью, словом, пользуется большой популярностью. Во время движения можно детально рассмотреть всю центральную часть Киева и это вызывает особенное ощущение восторга. При посещении украинской столицы, обязательно включите фуникулер в список мест, которые стоит посетить – самостоятельно или в составе экскурсии. Правда, стоит сказать, что желающих прокатиться и насладиться видами города может быть слишком много, особенно в летнее время года. Следует выбирать такое время, чтобы плотно загруженный людьми вагончик фуникулера не помешал получить удовольствие от поездки на фуникулере в Киеве. 

Если ваше время пребывания в Киеве ограничено одним днем, лучше взять экскурсию, в которую будет включено катание на фуникулере. Она будет составлена таким образом, чтобы посетить канатную дорогу в нейтральное время с минимумом посетителей, а опытный экскурсовод подскажет, с какого места будут открываться самые красивые панорамы исторической части Киева, а также сопроводит ваше путешествие интересным и увлекательным рассказом. Но если вы относитесь к категории самостоятельных туристов, или же просто не горите желанием отдавать немалую сумму денег за групповую и, тем более, индивидуальную экскурсию, у нас есть для вас хорошая новость. Вы можете воспользоваться нашим уникальным предложением и познакомиться с новинкой от команды okTV – аудиогидом. Уже распланировали все места, которые вы посетите в городе Киев? Фуникулер – одно из них? Тогда смело скачивайте аудиодорожки внизу страниц с достопримечательностями. Мы собрали в платных источниках, а также в старинных архивах, уйму полезного контента, которым хотим поделиться со всеми желающими знать больше. Четко структурированная и очень интересная информация – это ваша возможность узнать максимум и, при этом, не подвязываться под кого-либо и чьи-либо планы. Вам достаточно скачать на свое устройство платную или же бесплатную версию, а тогда, когда вам будет удобно – отправиться на прогулку. Под приятную музыку диктор будет рассказывать все те факты, с которыми с вами мог бы поделиться только профессиональный историк. Для тех, кто воспринимает информацию лучше визуально – есть еще лучшая новость. Хотите увидеть, как сто лет назад выглядел фуникулер в Киеве? Тогда скачивайте платную версию, ведь тут, помимо прочего, еще и изображения достопримечательностей, реальные фотографии, которые мы упорядочили по хронологии. И абсолютно все визуальные изменения вы будете видеть на фото, стоя рядом с фуникулером, любуясь им настоящим. 

Аудиогид – это отличное решение для тех, кто предпочитает самостоятельные прогулки. Чтобы воспользоваться им, вам нужно просто скачать любой из файлов на свое устройство, с которым вы планируете отправляться на прогулку. Это может быть смартфон, а может быть планшет – так будет удобнее. И как только вы доберетесь до фуникулера – смело доставайте наушники, надевайте их и запускайте аудиодорожку. Настало время слушать увлекательный рассказ (и смотреть фото), чтобы ваше воображение сложило пазл и осознало, как все было.

Фуникулер