Русановский мост, пожалуй, самый низкий из всех больших киевских мостов. Он расположен над одноименной протокой, которую часто называют Чертороем. Это один из рукавов Днепра, появившийся в результате слияния великой реки с притоком Десна. Свободолюбивая река с мощным течением после каждого весеннего разлива прокладывала свое русло все дальше и дальше. Поэтому в середине ХІХ века при возведении Цепного моста через Днепр, располагавшегося приблизительно на месте современного Моста метро, пришлось строить целых четыре деревянных моста через Черторой, которые вели в направлении Броварского шоссе. Регулярные разливы воды часто разрушали нестойкие конструкции. Были предприняты попытки отрегулировать поток с помощью специальной системы дамб. Но это не дало желаемого результата, и разрушения продолжались. Половодья приводили к значительным убыткам, а главное, — мешали движению, которое после каждой аварии замирало на довольно длительное время.
В начале ХХ века было принято решение строить капитальный мост через Русановскую протоку, на тот момент принявшую современные очертания. Проект взял на себя профессор Николай Белелюбский. В то время он уже имел репутацию опытного строителя мостов. В 1902 году инженер составил проект металлической конструкции, которая должна была выдерживать ударные потоки во время наводнений. Уважаемому профессору также помогали военный инженер Григорий Кривошеин и архитектор Владимир Апышков.
Русановский мост. Конец 1900-х годов
Запланированная смета составила около 500 тысяч рублей, но в итоге стоимость работ оказалось на 200 тысяч дороже. Из-за событий первой русской революции 1905 года строительство задержалось, мост закончили только в следующем году. Стоит отметить, что выглядел он великолепно. Впервые в практике отечественного мостостроения тут использовали в качестве основных опорных конструкций двухшарнирные металлические фермы. Кроме того, что мост обеспечивал бесперебойное движение, в Киеве он очень полюбился жителям левобережных селений, через некоторое время вошедших в состав столицы. Обитатели предместий с удовольствием ходили любоваться панорамами, открывавшимися с моста. Особенно он нравился молодым влюбленным романтикам, и задолго до известного сегодня Паркового моста Русановский начали называть Мостом поцелуев.
Общий вид Русановского моста. 1910-е годы
К сожалению, некоторое время спустя он прославился неприятным событием, продолжение которого имело даже скандальный характер. В 1908 году деревянная часть моста внезапно сгорела. На ее восстановление потратили значительную сумму, но как выяснилось потом, чиновники, ответственные за использование средств, разворовывали их без всякого страха. Для строительства брали самые дешевые материалы, частично просроченные, частично бракованные. Огласка коррупционных схем приобрела такие большие масштабы, что про виновников много писали в киевской прессе.
Наконец мост все-таки был восстановлен, и вскоре тут произошло еще одно громкое событие, на этот раз приятное. В 1912 году по мосту проложили рельсы экзотического трамвайного маршрута "Почтовая площадь – Бровары". Главной его особенностью было то, что трамвай работал на бензиновом двигателе. Маршрут успешно функционировал даже во время революционных событий. Но после подрыва поляками в 1920 году Цепного моста, Русановский тоже подвергся огромным разрушениям.
Взорванный поляками мост. 1920-е годы
Мост восстановили только через пять лет, одновременно с Цепным. Работами руководил известный мостостроитель Евгений Патон. Трамвайное движение также возобновилось. Точку в истории первого Русановского моста поставила Вторая мировая война. Конструкцию вместе со всеми остальными киевскими мостами подорвали отступающие советские войска, и трамвайный маршрут снова оказался прерванным. После завершения боевых действий к восстановлению не возвращались долгое время. Лебединой песней старого Русановского моста стала кинолента "Зигмунд Колосовский", посвященная антинацистскому польскому сопротивлению. Ради съемок кино, которые происходили в 1945 году, руины моста выстелили деревянными брусками.
Вид остатков моста после освобождения Киева от нацистов. 1943 год
Вскоре остатки старого Русановского моста разобрали. Строительство нового, балочной системы и без каких-то особенных украшений, состоялось только в середине 1960-х годов, когда на левый берег прокладывали линию метро. Новое сооружение является комбинированным — мост рассчитан на движение автомобилей, имеет неширокую пешеходную часть, а главное, — по нему движутся поезда метрополитена на перегоне между станциями "Гидропарк" и "Левобережная".
Строительство Русановского метромоста. 1962 год
Длина моста составляет 350 метров. В 2007 году обсуждался вариант реконструкции строения с созданием над ним специальной эстакады. Пока этого не произошло, очевидно, из-за недостатка средств.