В комплексе Дальних пещер самой древней является Варяжская пещера, которой, вероятно, пользовались норманны по пути "из варяг в греки". Варяжские пещеры представляют собой подземный лабиринт длиной около 200 метров с коридорами и монашескими кельями, сохранившимися практически в первозданном виде. В настоящее время они закрыты для посещения. Рядом с Варяжскими пещерами и поселились в свое время основатели Печерского монастыря. В дальнейшем Варяжские пещеры были соединены подземным переходом с Дальними пещерами.
Вход в галерею, ведущую к Дальним пещерам. Литография В. Тимма. 1859 год
Ближние и Дальние пещеры Киево-Печерской лавры. Литография 1860-х годов
Ближние и Дальние и пещеры Киево-Печерской лавры. Открытка конца ХІХ века
Первое расширение Дальних пещер началось, когда вокруг основателя подземного монастыря Антония собралось 12 иноков. Антоний перешел в уединенное место, что дало начало Ближним пещерам, оставив игуменом на Дальних преподобного Феодосия. Феодосий выкопал себе пещеру в 1058 году, там же он впоследствии и был похоронен. Когда спустя 18 лет после его смерти монахи открыли захоронение, останки оказались нетленными и их с почестями перенесли в Успенский собор. Во время нашествия Батыя святые мощи преподобного были спрятаны, а в дальнейшем место утрачено. Келья же преподобного прекрасно сохранилась до наших дней. Около нее находится подземная церковь Феодосия на Дальних пещерах. Ныне это самый просторный из подземных храмов, высота потолка равна трем метрам. Есть еще две подземные церкви: Благовещенская и Рождества Христова. Здесь в ХІ веке совершалась братская служба. Во всех трех храмах сохранились поздние медные чеканные иконостасы XVIII–XIX веков. В начале XIX столетия полы подземных церквей были вымощены чугунными плитами с простым орнаментом.
Дальние и Ближние пещеры Киево-Печерской лавры. Открытка 1910-х годов
Аркада церкви Рождества Богородицы. 1914 год
Церковь Рождества Богородицы. 1914 год
Недалеко от входа в церковь Феодосия находится ниша с застекленными шкафами. Здесь хранятся мироточивые главы — черепа почивших праведников, сами по себе источающие миро. Главы находятся в стеклянных и серебряных сосудах, где собирается благоуханное масло для таинства миропомазания. Еще средневековые источники писали о том, что главы в пещерах сверхъестественным образом источают миро (или елей), причем не простое, а "имеющее дарование исцеления недугов каждого, кто с верой приходит и помазывается тем миром". При советской власти главы оставались в атеистическом музее, в который был превращен комплекс Лавры. Тогда мироточение прекратилось, но после возрождения действующего монастыря открылось вновь. С конца XIX века считается, что в пещерах находится глава современника апостолов св. Климента Римского. Кроме известных по именам, поклоняются тридцати безымянным святым угодникам, чьи главы почитаются как мироточивые и хранятся в Дальних пещерах.
Атеисты исследуют мироточивые главы с Дальних пещер. 1930-е годы
Дом игумена Дальних пещер. 1959 год
В Дальних пещерах в раках (ящиках в форме гроба) покрытые облачениями хранятся нетленные мощи 49 святых. Кисти рук некоторых праведников открыты. В соответствии с монастырским уставом захоронения открывали через три года после смерти, когда разложение должно было прекратиться. Потом кости переносили в костницы, а затем — в крипты-пещеры и замуровывали. Нетленные же останки одевали в парчовые ризы, укладывали в кипарисовые гробницы и устанавливали в коридорах подземелий для поклонения.
Могила П.С. Кайсарова на кладбище Дальних пещер. 1962 год
Киворий на Дальних пещерах. 1980 год
Еще "Киево-Печерский Патерик" — сборник житий лаврских подвижников — сообщает, что в пещерах соседствуют как высохшие тела, так и костные останки, хотя и те и другие находились в одинаковых условиях. Это опровергает попытки объяснить нетленность каким-то особым природным микроклиматом пещер. Да и современные экстрасенсы не фиксируют энергетику мертвых людей возле нетленных мощей. В мощах и мироточивых главах содержатся высокоочищенные масла, не имеющие ни жирных кислот, ни неорганических фосфатов, антисептиков, ни следов бальзамирования, запрещенного в православии. Нетленность может объясняться особой структурированностью организма, что позволяло воде беспрепятственно испаряться через мембраны клеток даже после полного прекращения обмена веществ, то есть после смерти.
Колокольня на Дальних пещерах. 1982 год
Длина лабиринта Дальних пещер без примыкающих с юга Варяжских пещер равна 293 метрам. Высота подземных коридоров составляет до двух с половиной, а ширина около полутора метров. Лабиринты освещены электричеством, стены оштукатурены. В пещерном комплексе проводятся богослужения, он открыт как для паломников, так и экскурсантов. В настоящее время подземный город Дальние пещеры имеет два входа. Один — из Аннозачатьевского храма. Длинная крутая лестница спускается к развилке подземной галереи. Налево идет так называемая улица Затворников, а справа расположен вход в Варяжскую пещеру. Другой, более пологий спуск в Дальние пещеры проходит через деревянную галерею с каменной башней над входом и приводит на центральную подземную улицу Дальних пещер. Вдоль прохода в нишах и ответвлениях стоят раки-саркофаги, в стенах видны окошки из келий затворников. Возле саркофагов с нетленными мощами горят неугасимые лампады, размещены описания жития святого и посвященная ему икона. Иконы в основном относятся к ХІХ веку. Внутри в неприметных нишах дежурят иноки действующего монастыря. Они могут дать совет или проконсультировать индивидуального паломника или посетителя. Организованные экскурсии проводят специалисты Национального историко-культурного заповедника и монахи действующего Киево-Печерского монастыря.
Вид на Дальние пещеры. 2000-е годы