Станция "Площадь Льва Толстого" пилонного типа, островная, вторая по глубине залегания (55 метров) на Оболонско-Теремковской ветке. Ее проектировал авторский коллектив в составе архитекторов Вадима Жежерина, Анатолия Крушинского, Николая Левчука и Тамары Целиковской. Станция состоит из трех залов — центрального и двух с посадочными платформами. Центральный зал, напоминающий настоящий дворец, с одной стороны тупиковый, с другой связан с поверхностью одномаршевым эскалатором на четыре полосы. Доступ к платформам организован через порталы, прорезанные в пилонах, которые удачно подчеркивают прямую линию платформ. Пилоны станции облицованы белым мрамором, а люстры и светильники с лампами, стилизованными под подсвечники, создают ощущение легкости конструкции.
Центральный зал станции. Февраль 1985 года
Говорят, что по замыслу авторов станция должна передавать атмосферу, которой проникнуто творчество писателя Льва Толстого. Эта история неожиданно пошла дальше и получила продолжение в киевской городской легенде. Именно благодаря роскошному оформлению и названию станции в честь классика, возникла байка про то, что ее интерьер скопирован с зала, где прошел первый бал Наташи Ростовой — героини романа Толстого "Война и мир". Эта выдумка приобрела широкое распространение не так давно. Ее в качестве шутки запустили исследователи киевского метрополитена, которые совсем не ожидали такого резонанса. Правда тут только в том, что неподалеку от современной станции метро гостил в 1879 году в семействе своих родственников Кузьминских русский писатель Лев Толстой. Кстати, жену хозяина дома исследователи часто отождествляют с образом Наташи Ростовой.
При строительстве станции был запланирован пересадочный узел на новую Сырецко-Печерскую ветку, которая на то время фактически только проектировалась. Тут следует отметить, что станцию "Площадь Льва Толстого" открыли в декабре 1981 года, пересадка же заработала только восемь лет спустя. Все это время переход на будущую ветку был закрыт деревянной перегородкой.
Строительство метро на площади Льва Толстого. Начало 1980-х годов
Для сооружения участка метрополитена и станции пришлось масштабно вмешаться в историческую застройку на площади Льва Толстого и снести старинный трехэтажный дом, про который следует рассказать отдельно. После Второй мировой войны на первом этаже этого дома некоторое время располагалась парикмахерская.
Слева дом с парикмахерской, где позже был ресторан "Кавказ". 1953 год
А потом здесь открылся популярный ресторан "Кавказ", фактически единственное тогда в городе заведение, где можно было попробовать блюда настоящей кавказской кухни — имеретинский сыр, сациви, лобио, суп-харчо, шашлык, люля-кебаб и другое. В небольшом уютном помещении был зал на 150 мест с эстрадой и танцевальной площадкой. Правда имел ресторан и недобрую славу: рассказывали, что его выбрали для своих посиделок известные киевские криминальные авторитеты.
Инженерный корпус Киевского метрополитена. Конец 1980-х годов
При строительстве станции метро старинный дом с рестораном снесли, а на его месте построили современный инженерный корпус Киевского метрополитена, в который встроили выход со станции. К тому же реконструировали и проезжую часть площади — под ней устроили огромный подземный переход.
Улица Красноармейская (сейчас Большая Васильковская), вход в подземный переход, ведущий к станции "Площадь Льва Толстого". 1983 год
Выход со станции "Площадь Льва Толстого" расположен неподалеку от Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, кинотеатра "Киев", улицы Терещенковской, на которой находятся Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, Киевская национальная картинная галерея, Музей-квартира Павла Тычины. Не выходя со станции на поверхность, можно попасть на подземную "улицу" с рядом элитных бутиков, которая выводит на центральную магистраль столицы — Крещатик. Последние несколько лет наблюдается снижение пассажиропотока на станции, что может быть связано с экономическими процессами в обществе. Пик по количеству пассажиров пришелся на 2013 год — 30,7 тысяч человек в сутки.