Рус  /  Укр

Язык:

Речной вокзал

Строительство здания Киевского речного вокзала. 1960 год

Речной вокзал находится по адресу Почтовая площадь, 3.

 

Киевский речной вокзал еще в недалеком прошлом являлся водными воротами города. Красивое здание, напоминающее своими формами пассажирский лайнер, является истинным украшением Почтовой площади. Его строительство было закончено лишь в 1961 году, хотя становление и развитие днепровского пароходства имеет очень длинную и интересную историю, уходящую корнями в глубину веков. Оно начиналось с утлых рыбацких суденышек, купеческих караванов из далеких стран, казацких чаек, а во второй половине ХХ века получило развитие в виде огромных круизных кораблей, курсировавших до Черного моря. К сожалению, сегодня окна речного вокзала заколочены. Но киевляне верят, что однажды его двери вновь распахнутся, полноценное водное движение по Днепру восстановится, и вновь можно будет за пару часов под бьющим в лицо ветерком домчаться до Канева на скоростном катере.

Узнайте историю от основания достопримечательности и по сегодняшний день в полной версии
14 грн
А хотели бы Вы узнать



  • Что такое бечевник?
  • Как назывался первый киевский речной вокзал?
  • Какие маркетинговые ходы применяли собственники пароходов в борьбе за клиента?
  • Почему из проекта современного здания убрали декор?

Эта и другая информация с историческими фактами и фото из прошлого
доступна в полной версии аудио экскурсии
Также в полной версии Вам будет доступен расширенный текст и дополнительные фото

Анонс полного текста:

 Киев располагается на берегах Днепра — широкой и мощной водной артерии. Исследователи считают, что именно соседство с рекой обусловило возникновение и дальнейший расцвет будущей столицы Украины. Днепр являлся важной составляющей великого торгового пути "из варяг в греки", на котором Киев был одним из ключевых пунктов. С давних времен в нижней части города обустраивали причалы для кораблей. Еще в летописные времена на Подоле упоминается так называемая Притыка — пристань, где останавливались суда. 

 Примерно с середины ХІХ столетия по Днепру начали осуществлять регулярные перевозки пассажиров. Немного позже появились первые пристани для пассажирских судов с деревянными вокзалами. В 1899 году закончили работы по созданию киевской гавани, названной в честь императора Николая. Но только в 1930-е годы было построено капитальное здание вокзала. В начале 1960-х годов его сменило то здание, которое и сегодня украшает Почтовую площадь.

 Согласно поправкам в Устав путей сообщения, принятым в 1857 году, вдоль всех судоходных рек империи положено было создать прибрежную полосу отчуждения, так называемый бечевник, шириной в 21 метр. Название произошло от бечевы — веревок, с помощью которых наемные бурлаки или рабочие лошади тащили корабли, как правило, против течения. В тогдашнем Киеве изрядная часть бечевника приходилась на низинную территорию Подола. Долгое время эта полоса использовалась только для разгрузки торговых суден, швартовки небольших парусников и лодок, принадлежавших в основном киевлянам. Вскоре на Подоле появился и первый буксировочный пароход, находящийся в частных руках. А с начала 1860-х годов широкое распространение получили пароходные перевозки пассажиров от Подола до Труханова острова и назад.

 Набережная          возле          Почтовой          площади.          1900-е          годы

Набережная возле Почтовой площади. 1900-е годы

 Вскоре пароходов на реке стало так много, что между их владельцами разгорелась конкуренция. По рассказам современников, в пылу соперничества предприниматели постоянно снижали цены на билеты, доходя порой до абсурда. Одна из днепровских пароходных контор в борьбе за клиентов в качестве бонуса выдавала каждому пассажиру своих рейсов по булке. Фарватер реки просто кишел судами различного размера и водоизмещения. Стало ясно, что для приема и посадки пассажиров необходимо создание речного вокзала. Поскольку еще продолжало действовать правило, запрещающее застраивать полосу бечевника, архитекторы совместно с владельцами судов хитрили и проектировали плавучие дебаркадеры. Постепенно Подольская набережная приобретала все более цивилизованный европейский вид. Вдоль нее проложили улицу, а с 1912 года от Почтовой площади до Броваров поехал мототрамвай. Так что для складов вдоль набережной места оставалось все меньше.

 Серьезные перемены в речном пароходстве начались после 1919 года. Тогда советская власть в принудительном порядке национализировала имущество всех перевозчиков, таким образом полностью покончив с конкуренцией. Но из-за затяжного финансового кризиса первый капитальный вокзал на Почтовой площади смогли построить только в 1930-е годы. Назывался он Приплавом и был рассчитан на суточное обслуживание 25 тысяч пассажиров. А устроен был так, что, пройдя сквозь здание, человек попадал… на дебаркадер, и лишь потом с его платформы непосредственно на судно.

 Приплав.          1936          год

"Приплав". 1936 год

 Вскоре после перевода столицы УССР в Киев правительство приняло решение обновить водные ворота города. Был объявлен конкурс на лучшее здание вокзала, в котором приняли участие шесть видных московских и киевских зодчих. Однако все планы по постройке нового здания оборвала Вторая мировая война. В ходе боевых действий старый речной вокзал был серьезно поврежден, после войны его восстановили и ввели в строй в 1950-е годы. А в середине того же десятилетия объявили новый конкурс. Именно в этот период в стране началась борьба с архитектурными излишествами, поэтому количество декора в экстерьере и интерьерах свели к минимуму. Но все равно речной вокзал, строительство которого закончили в 1961 году, получился очень нарядным и красивым.

 Проект здания разрабатывал большой авторский коллектив известных киевских архитекторов. Внешне речной вокзал напоминает огромный корабль, украшенный башенкой с мачтой наверху. Башенка похожа на капитанский мостик. Это, на первый взгляд, украшение выполняло важную функцию — мачта была радиовышкой, обеспечивавшей связь на фарватере реки. Интерьер вокзала украсили произведения монументально-декоративного искусства исторической тематики. Кроме того, в здании работал хороший ресторан, который был открыт и зимой, когда заканчивалась навигация и теплоходы временно переставали курсировать по Днепру.

 Речной          вокзал          на          Почтовой          площади.          1970-е          годы

Речной вокзал на Почтовой площади. 1970-е годы

 В теплое время года от речного вокзала отправлялись теплоходы, речные трамваи и даже большие круизные суда. Киевлянам запомнились "Ракеты" и "Метеоры" на подводных крыльях. За пару часов быстроходные корабли покрывали расстояние в две сотни километров. Любой киевлянин в выходные мог отправиться вверх по реке в братскую Беларусь, или, наоборот, вниз по течению сплавать в Канев.

 В наше время регулярное пассажирское сообщение по Днепру прекратилось. Имущество вновь стало приватным, и владельцы немногих уцелевших "Ракет" используют их по своему усмотрению. Речной вокзал тоже перешел в частные руки. Его закрыли на ремонт, который тянется уже несколько лет. Когда закончится реконструкция неизвестно, понятно только, что после открытия целевое назначение здания, к сожалению, уже не будет прежним.

...

Попробуйте наше приложение

Прямо здесь и сейчас. Нажмите на карту, выберите понравившуюся достопримечательность и послушайте о ней.

Скачать его можно в App Store и Google Play. Или пользуйтесь без скачивания

Экскурсии с этим местом
Другие экскурсии по Киеву
Курсы стрельбы Киев
Подземная от вокзала до Лукьяновки
Тир лазерный Киев
Подземная Тюрьма НКВД
София Киевская
По улице Терещенковской
Киево-Печерская Лавра - часть 2
Метро Арсенальная - Родина Мать
Муралы - верхний город
Киево-Печерская Лавра - часть 1
От площади Льва Толстого по Большой Васильковской
Подземная река Кадетская роща
Подземная река Глубочица
Подземные реки Клов и Крещатик
Аскольдова дренажная система
Никольская дренажная система
По улице Владимирской (Площадь Льва Толстого - Софийская площадь)
От Майдана на Бессарабку через Липки
От Крещатика до Лавры по Грушевского
Пятидневная поездка в Чернобыльскую Зону отчуждения из Киева
Групповые поездки в Чернобыльскую Зону отчуждения из Киева
Автобусный тур в Чернобыльскую зону из Киева
Индивидуальные однодневные поездки в Чернобыльскую Зону
От Золотых ворот на Крещатик
Правительственный квартал
От Бессарабской площади на Андреевский спуск
От ЖД вокзала на Андреевский спуск
Обзорная - от Золотых ворот к Верховной раде
Обзорная - от Золотых ворот на Бессарабку
Обзорная – от центра на Андреевский спуск
От ЖД вокзала до Софии Киевской
От ЖД вокзала на Майдан
От Крещатика до Лавры через Липки
От Крещатика до Лавры через парки
От Андреевского спуска на Подол
От Майдана до Липок
От Бессарабки до Мариинского парка
История Контрактовой площади
Показать все экскурсии
Квартиры посуточно можно выбрать здесь

Индивидуальные экскурсии по Киеву

Лучшие экскурсоводы Киева проведут для Вас индивидуальную экскурсию на русском, украинском, английском, польском, французском и других языках

Речной вокзал в Киеве

Через Киев протекают воды Днепра, а потому, речной вокзал имеет большое культурно-историческое значение для города. Ранее он носил название Киевского речного порта и вокзала. Сегодня это – главная речная станция, от которой отправляются корабли и теплоходы, на которых можно совершить экскурсию по Днепру и увидеть Киев с другого ракурса. Мало кто из гостей столицы, приехав в этот мегаполис, не оказывается на Почтовой площади. Достопримечательности тут на каждом шагу. С недавнего времени открытая набережная оживлена вне зависимости от дня недели и времени суток. Огромное количество молодежи, танцующие под громкую музыку люди, рынок с аутентичными сувенирами и места, где можно вкусно поесть… В общем, пока дойдешь до речного вокзала в Киеве – уже можно и солнце садиться. Но это вам только на руку, ведь в свете умопомрачительного заката Киев по-особенному великолепен. 

Расположение и историческое значение

Речной вокзал находится, как уже было сказано, в исторической части Киева – на Почтовой площади Подола, который издавна является торговым центром этого мегаполиса. Все товары сюда попадали в основном по водному пути. Кто тут только не реализовывал свою продукцию: турки, греки, евреи… даже сами украинцы и коренные киевляне не были столь предприимчивыми, как заграничные гости. О Подоле, в принципе, можно говорить безумно много и это, без всяческих сомнений, будет увлекательная история. Но сейчас, все-таки, не о нем, а о речном вокзале. В XIX столетии на Днепре стало активно развиваться судоходство, по правой стороне начали возводиться пристани. В это самое время и возник порт в Киеве. Его постройка датируется 1897-м годом. Вокзал возник значительно позднее. 

Архитектурные особенности

Архитектором здания речного вокзала является пара советских архитекторов В. Гопкало и В.Ладного. По их проекту вокзал возводился с 1953 по 1961 год. Выглядит ли теперь это место так, как было запроектировано? Это вряд ли. Впрочем, убедиться в этом факте вы можете, используя новый продукт от компании okTV. Но об этом немного позже. Сегодня набережная и сам вокзал выглядят потрясающе, стильно и современно. Внешне башенка вокзала напоминает мачту парусного судна, покрытую позолотой. В целом, здание было нехарактерным для советской архитектуры. Оно имело причудливую форму, а его стены покрывал инкерманский известняк. Сегодня здание практически сохранило свой исконный вид, но отличия, все-так, имеют место быть. В советский период у вокзала появился бронзовый монумент, посвященный морякам Днепровской военной флотилии, отличившимся во время Второй Мировой войны. 

Историческая перспектива и интересные факты о речном вокзале в Киеве

Открывшийся в 1961 речной вокзал активно функционировал и мог одновременно обслуживать около 500 человек. Это, кстати, по тем временам, очень большое количество людей. И даже тот факт, что эти возможности были, свидетельствуют о том, что Киев развивался (что и продолжает делать) очень неплохими темпами. Судоходство активно развивалось вплоть до 90-х годов ХХ века. К этому времени перевозки начали сходить на нет, корабли и другие судна сдавали на металлолом и продавали за границу. К сожалению (или же к счастью) сейчас реалии таковы. 

Речной вокзал заключает в себе множество интересных моментов, о которых лучше всего сможет рассказать опытный экскурсовод. Но вам не обязательно обращаться именно к нему, поскольку есть классная альтернатива, аналогов которой не существует на рынке – аудиогид. А чтобы вам было еще более интересно посетить речной вокзал в Киеве – вот лишь малая толика интереснейших фактов о нем:

  • Киевская гавань – самая протяженная в Европе, она раскинулась более чем на 3 километра.
  • Вот уже 10 лет от вокзала отправляется настоящий речной трамвай, который соединяет берега Киева. Им активно пользуются гости и жители города. Правда, функционирует он только в летнее время.
  • На месте нынешнего порта еще в период Киевской Руси находилась пристань, к которой прибывали корабли с товарами. 

Хотите узнать больше? Тогда смелее листайте ниже. Специально для самых любознательных туристов, желающих проводить свой досуг не только активно, но и познавательно, мы реализовали такой продукт как аудиогид. Он представляет собой совокупность аудиодорожек для все (без исключения) достопримечательностях Киева и не только. Хотите изучить столицу? Хотите знать все и даже больше, чем сама старушка-википедия? Тогда скачивайте платные версии аудиогида. В бесплатной собрана сжатая, лаконичная, но уникальная и интересная информация о том или ином объекте (в данном случае о речном вокзале). А вот платная версия – это куда больше: больше фактов, больше той информации, которой вы вообще нигде не найдете (разве что, как мы, пойдете в архивы и платные библиотеки). А приятный бонус – наличие фотографий, что позволят вам окунуться в прошлом и осуществить небольшое путешествие во времени.

Речной вокзал в Киеве