Здание, которое принято называть бурсой, находится в нескольких десятках метров на север от Софийского собора. Построено оно было в середине XVIII века. Долгое время историки архитектуры и искусствоведы, занимавшиеся исследованием сооружений на Софийском подворье, не могли назвать имя архитектора. Довоенный директор Архитектурно-исторического музея (так тогда назывался заповедник) Олекса Повстенко, спасший Софию от взрыва в дни отступления советских войск осенью 1941 года, высказывал свое предположение. Он считал, что здание проектировал знаменитый архитектор Иван Григорович-Барский, а средства на него собрали запорожские казаки. Ученый в своей книге, изданной в США в 1954 году, привел точные даты строительства — 1763–1767 годы. Исследователи, работавшие после Второй мировой войны, смогли найти новые документы. В соответствии с ними авторство принадлежит зодчему Михаилу Юрасову, отметившемуся также работами на территории Выдубецкого и Михайловского монастырей.
Вход в Софийское духовное училище. 1914 год
Дом Софийской бурсы — длинное прямоугольное двухэтажное здание с двумя выступами-ризалитами на главном фасаде. Они служат входами и делят сооружение на три части. Архитектурное оформление выдержано в стиле украинского барокко: фасады украшены выступами-пилястрами с лепным орнаментом в виде звезд и пальмовых веток, пропорциональные окна имеют наличники, характерные для киевской архитектуры второй половины XVIII века, завершает здание очень высокая крыша с заломом. Интересно, что архитекторам пришлось выполнить фундаменты под стены бурсы уступами. Причину этого смогли прояснить археологи. Когда-то в древности по части территории, где позже появился монастырь, проходил овраг. Позже его засыпали, но еще в середине XVIII века в годы строительства бурсы северная часть подворья имела пересеченный рельеф. Так что глубина фундаментов здания в восточной части доходит до пяти метров, и под ним сделаны большие подвалы.
Первыми обитателями дома были монахи Софийского монастыря, а после его ликвидации помещения передали под духовное учебное заведение — бурсу. Несколько позже сюда были временно перенесены покои митрополита Евгения (Болховитинова), вероятно, в те годы, когда перестраивался Дворец митрополита. Затем бурса вернулась на свое место и вскоре была преобразована в Софийское духовное училище. Со временем потребовалось увеличение размеров здания, и в начале 1870-х годов оно подверглось значительным переделкам — тогда к северному фасаду сделали большую пристройку. Софийское училище известно именами многих выпускников, которые приобрели признание не только на духовной ниве. Например, в 1850-е годы его окончил будущий киевский врач-психиатр Иван Сикорский, отец знаменитого авиаконструктора Игоря Сикорского.
Центральный исторический архив УССР. 1959 год
В 1917 году Софийское духовное училище было закрыто, а уже через четыре года его корпус занял Государственный исторический архив. К середине ХХ века система внутренней планировки и ряда первоначальных элементов здания бурсы была утрачена из-за многочисленных перестроек. В конце 1960-х годов в Киеве построили большой архивный комплекс, и с 1970 года все фонды Исторического архива были переведены туда. Но еще в 1967 году в помещениях бывшей бурсы на территории архитектурного Софийского заповедника появилось новое учреждение. Здесь разместился первый в СССР Государственный архив-музей литературы и искусства, сейчас известный под аббревиатурой ЦГАМЛИ. Для его нужд в 1971–1975 годах была проведена реставрация старинного здания.
Идея создания ЦГАМЛИ была выдвинута во второй половине 1960-х годов творческими союзами УССР. Глава правления Союза писателей республики известный литератор Олесь Гончар обратился в Совет Министров УССР с письмом, в котором обосновал необходимость создания архива-музея. Он также говорил о том, что нужно передать учреждению здание на улице Владимирской, 22-а и оборудовать там помещения для хранения рукописного наследия известных авторов и читальные залы для работы исследователей. Соответствующее решение властей было принято в 1967 году, первоначальный штат сотрудников был немногочисленным. Принятое в этом же году количество необработанных архивистами документов было измерено в килограммах — 845, тогда же в фонды поступило более четырех тысяч книг.
Вид на территорию заповедника "София Киевская" с высоты птичьего полета. Здание бывшей бурсы в верхней части фото. 2000-е годы
По мере расширения учреждения здесь появился целый комплекс воссозданных рабочих мест выдающихся деятелей искусства и литературы: мастерская художника Николая Глущенко, кабинеты режиссера и писателя Александра Довженко, композитора Платона Майбороды, писателей Андрея Малышко, Михаила Стельмаха, Юрия Яновского и многих других. Значительная часть уникального хранилища отведена для личных фондов классиков украинской литературы — Тараса Шевченко, Ивана Франко, Ивана Нечуя-Левицкого, великой актрисы Марии Заньковецкой, знаменитого художника Ивана Ижакевича. Есть здесь и фонд историка архитектуры Ипполита Моргилевского. Он в 1920–1930-е годы занимался изучением формирования архитектурного облика Софийского собора, а жил тогда в Братском корпусе. В Музее можно услышать о еще одном авторе, проживавшем в первые годы советской власти на территории бывшего Софийского монастыря. Григорий Стрелец, публиковавшийся под псевдонимом Григорий Косынка, в 1920-е годы был одним из самых ярких украинских писателей. Он автор полутора десятков книг новелл и рассказов, публичные чтения которых собирали целые залы. Свободолюбивый литератор прожил недолгую жизнь. В 1934 году его убили в застенках НКВД по обвинению в причастности к "террористической организации украинских националистов". В 1979 году на доме возле Южной въездной башни, где когда-то жил писатель, посмертно реабилитированный в 1957 году, открыли посвященную ему мемориальную доску с бюстом работы Галины Кальченко.
Дом с мемориальной доской Григорию Косынке. 2000-е годы
Возвращаясь к рассказу о ЦГАМЛИ Украины, нужно отметить, что главная особенность и уникальность учреждения состоит в том, что оно соединяет в себе архив и музей. В настоящее время там сохраняется около двух десятков тысяч мемориальных предметов и музейных экспонатов. Здесь на литературно-музыкальных вечерах звучит рояль композитора и музыкального педагога Льва Ревуцкого, в экспозиции хранятся лира режиссера и актера Михаила Крушельницкого, баян поэта Андрея Малышко, гитара поэта Владимира Сосюры, фортепиано композитора Платона Майбороды.
После провозглашения независимости Украины, с 1991 года Архив-музей получил возможность пополнять свои коллекции документами представителей украинской диаспоры. За эти годы несколько десятков новых фондов сформированы на основе архивов выдающихся украинцев, живших и работавших вдали от родины в разных странах мира.