Фридрих Густавович Михельсон вошел в историю Киева не только как один из десяти богатейших жителей города, "кирпичный" миллионер и один из обладателей наибольшего количества недвижимости в Киеве, но и как создатель известных Караваевских бань. Это заведение долгое время позитивно влияло на санитарное состояние города. При отсутствии нормального водоснабжения и канализации бани для киевлян были спасением от эпидемий и болезней. То есть Караваевские бани, или как их еще называли бани Михельсона, не только приносили прибыль собственнику, но и в некоторой степени спасали человеческие жизни. Недаром официальным названием бань было "Народные бани Ф. Г. Михельсона".
Фридрих Михельсон
Бани Михельсона были построены в 1876 году. Это одно из первых капитальных зданий, появившихся на Шулявской площади (сейчас Льва Толстого). Для предприимчивого бизнесмена бани стали своеобразным "стартапом". Со временем его бизнес расширился, он открыл несколько винокурен, кирпичных и стеклотарных заводов. Неподалеку от Караваевских бань, на улице Елизаветинской (Пушкинской) Фридриху Михельсону также принадлежала большая усадьба, со временем застроенная комплексом шикарных доходных домов. Они сохранились, и сейчас находятся в состоянии реконструкции.
Здание бань Михельсона проектировал известный архитектор Александр Шиле. Интересно, что заведение могло обслуживать разные слои населения. Тут находились отделения для лиц с разным уровнем доходов — первого, второго и третьего классов, конечно, раздельные для мужчин и женщин. Цена посещения колебалась от 5 до 40 копеек. Интересно, что эти парилки для среднего класса почему-то назывались дворянскими. Один визит "дворян" сюда стоил 15 копеек.
Реклама бань Ф. Михельсона. 1898 год
Кроме обычной парилки, были предусмотрены и разные дополнительные услуги. Капризный клиент мог воспользоваться бассейном с холодной водой, душем, а также побриться, сделать прическу и заказать напитки. В рекламе хозяин подчеркивал, что все ванны сделаны из мрамора. Со временем бизнес расширялся все больше, и к относительно небольшой изначальной бане Михельсон пристроил трехэтажный корпус. Заведение работало четыре дня в неделю — по вторникам, четвергам, пятницам и субботам, за исключением христианских и государственных праздников.
Не обходилось и без жалоб. Несколько раз бани пытались закрыть по причине загрязнения ими окружающей среды. Все отходы отсюда стекали в воды ручья Клов (приток Лыбеди), поэтому на Михельсона поступали жалобы. Вполне возможно, что это были и козни конкурентов, поскольку в то время подобная организация стока была обычным явлением, и другие бани работали таким же образом. К сожалению, кое-где подобная практика сохранилась и до сегодня. Жизнь Фридриха Михельсона закончилась в 1908 году. Дело продолжили его наследники. После прихода к власти большевиков бани, как не сложно догадаться, были национализированы, но сохранили свое функциональное назначение. Тут расположилась коммунальная баня, куда ходили мыться киевляне, жившие на близлежащих улицах.
Баня (на втором плане) попала на полосы газеты "Вести". 1935 год
После Второй мировой войны баня продолжила свою долгую историю и была очень востребована, поскольку привычные для нас сегодня удобства в виде ванной комнаты в собственной квартире, тогда были редкостью. Киевляне-старожилы вспоминают, что в трудные послевоенные времена тут даже ютились люди, лишенные крыши над головой. Поговаривают, что эти несчастные жили на чердаке вплоть до 1970-х и ходили домой через баню. Старшее поколение помнит и парикмахерскую в доме, а также удобную прачечную.
Коммунальная баня № 2 на улице Пушкинской, 42/2. 1980-е годы
В конце 1980-х устаревшее заведение закрыли. Планировалось снести бани Михельсона и возвести на их месте новый банно-прачечный комбинат. После развала СРСР это стало не очень актуально, взамен тут вырос один из первых в столице Украины бизнес-центров "Киев-Донбасс". Интересно, что его строительство попало в кадры киноленты "Дикая любовь" — также своего рода кинодебюта молодой независимой страны. Строительство бизнес-центра, возведенного по проекту архитектора Вадима Жежерина, закончилось в 1996 году.
Строительство бизнес-центра "Киев-Донбасс". 1996 год
Сегодня тут находится центральный офис одного из банков. Интересно, что во дворе установлен небольшой памятник, который называют "Возвращение Архипенко". Это увеличенная копия скульптуры сидящей женщины, работы художника Александра Архипенко — талантливого мастера, основателя кубизма в скульптуре, родившегося в Киеве, но вынужденного искать счастья на чужбине.