Одним из важнейших факторов превращения Киева из обычного губернского города в мощный промышленный и экономический центр тогдашней империи стало появление железной дороги. Регулярное движение поездов открыли в 1870 году. Но этому предшествовало строительство железнодорожного моста — первой подобной конструкции в истории города — через широкий и мощный Днепр.
Прибытие первого рабочего поезда на киевский вокзал. 23 августа 1868 года
Если прокладка железнодорожных рельсов и строительство станций началось весной 1866 года, то за обустройство моста взялись только два года спустя. Конструкцию проектировал молодой, но уже опытный инженер Аманд Струве, имевший чин капитана и руководивший корпусом военных специалистов по инженерным работам. Свой первый мост вблизи города Коломна он построил в 27-летнем возрасте. Затем продолжил плодотворно работать как мостостроитель в России, а в 1867 году получил назначение в Киев.
Аманд Егорович Струве
Очевидно, руководству хотелось как можно быстрее открыть железную дорогу. И уже летом 1869 года по ней началось движение поездов. Но пассажиры, среди которых были первые лица империи, смогли добраться только до территории современного жилого массива Березняки, а тогда — Кухмистерской слободки. Активная фаза строительства железнодорожного моста через Днепр еще продолжалась, поэтому делегацию в сопровождении оркестра привезли в Киев пароходом.
Мост монтировали из крупных железнодорожных ферм. По распоряжению Струве непосредственно на месте, по соседству с Выдубицким монастырем, были устроены специальные цеха, где развернулось производство. Общая длина моста составила более одного километра, общий вес — около 4000 тонн. Строительство проходило в сложнейших условиях, в первую очередь, это было обусловлено неустойчивым дном Днепра. Поэтому опоры моста — огромные быки монтировали с использованием пневматики. Специальные камеры — кессоны погружали в воду, вытесняя ее путем нагнетания сжатого воздуха. Этот метод впервые был апробирован в Российской империи именно мостостроителем Амандом Струве.
Железнодорожный мост Струве. 1870-е годы
Мост закончили в феврале 1870 года, через него проложили однорельсовое полотно. Испытания проходили при участии министра путей сообщения Российской империи Владимира Бобринского. По мосту на скорости прогнали шесть тяжелых паровозов. 13 февраля новую стратегическую конструкцию освятили, а Аманд Струве, фактический "отец" моста, получил награду — минуя промежуточные чины, он стал сразу полковником. По поводу знаменательного события в здании Дворянского собрания, находившемся на современном Майдане Незалежности, был устроен торжественный обед, на котором произносили хвалебные речи в честь моста и его автора. Так, один из гостей сказал, что Струве, без всяких сомнений, "построил себе вечный памятник этим сооружением". В день освящения моста инженер получил новое задание — ему поручили обустроить в городе газовое освещение. В целом, благодаря этому талантливому человеку в Киеве появилось немало необходимых вещей, без которых невозможно представить современный город. Именно он занимался созданием водопровода и электрического трамвая.
Между тем после пуска железнодорожного моста, который вскоре стали называть Дарницким, на доминирующей высоте в районе современной станции метро "Выдубичи" построили мощный Лысогорский форт. Одной из его задач было прикрытие Дарницкого железнодорожного моста артиллерией. К счастью, форт так и не сделал ни одного выстрела. История распорядилась иначе — мост был разрушен во время боевых действий в сентябре 1941 года. Его взорвали, чтобы задержать наступление гитлеровцев, отступающие советские войска. Но до сих пор на берегу Выдубицкого озера сохранилась водокачка, построенная одновременно с мостом.
Взорванный советскими войсками железнодорожный мост. 1941 год
Восстановлением стратегической конструкции занялись лишь в конце 1940-х годов. До того времени военные поезда передвигались по специально наведенному понтонерами временному низководному (чуть позже — высоководному) мосту. Старые конструкции Струве были практически полностью разобраны. Новый мост сделали уже двухпутным. Мощные быки смонтировали по модернизированной системе, которой когда-то пользовался и Струве, так называемого слепого кессона. Впоследствии быки облицевали гранитом, что придало сооружению суровый вид. Мост имеет асимметричную форму, состоит из трех больших судоходных пролетов, над которыми смонтированы мощные металлические фермы. Открытие моста состоялось в 1951 году
Дарницкий железнодорожный мост. 1959 год
В 2004 году параллельно Дарницкому железнодорожном мосту началось строительство единственного в Киеве комбинированного железнодорожно-автомобильного моста. Его возведение инициировал тогдашний глава Министерства транспорта Украины Георгий Кирпа, поэтому иногда конструкцию называют мостом Кирпы. Этот мост строили долго, открытие состоялось лишь в 2012 году.