Рус  /  Укр

Язык:

Дарницкий мост

Дарницкий железнодорожный мост. 2000-е годы

Дарницкий железнодорожный мост соединяет Надднепрянское шоссе (на правом берегу) с Днепровской набережной (на левом берегу). 

 

Дарницкий железнодорожный мост был первым в Киеве мостом, обеспечившим возможность движения поездов через Днепр. Его автором стал Аманд Струве, а строительство закончили еще в 1870 году. К сожалению, этот предшественник современного моста был полностью разрушен во время боев за Киев в сентябре 1941 года. После окончания Второй мировой войны старые искалеченные конструкции разобрали, а новая конструкция выросла несколько южнее. Ее закончили лишь в 1951 году, до этого поезда двигались по деревянному наплавному мосту. Уже во времена независимой Украины Дарницкий мост продублировали мостом им. Георгия Кирпы.

Узнайте историю от основания достопримечательности и по сегодняшний день в полной версии
14 грн
А хотели бы Вы узнать



  • Что напоминает о существовании старого моста?
  • Кто такой Аманд Струве и чем он отличился в Киеве?
  • Какую технологию использовали при строительстве быков? 

Эта и другая информация с историческими фактами и фото из прошлого
доступна в полной версии аудио экскурсии
Также в полной версии Вам будет доступен расширенный текст и дополнительные фото

Анонс полного текста:

 Одним из важнейших факторов превращения Киева из обычного губернского города в мощный промышленный и экономический центр тогдашней империи стало появление железной дороги. Регулярное движение поездов открыли в 1870 году. Но этому предшествовало строительство железнодорожного моста — первой подобной конструкции в истории города — через широкий и мощный Днепр.

 Прибытие          первого          рабочего          поезда          на          киевский          вокзал.          23          августа          1868          года

Прибытие первого рабочего поезда на киевский вокзал. 23 августа 1868 года

 Если прокладка железнодорожных рельсов и строительство станций началось весной 1866 года, то за обустройство моста взялись только два года спустя. Конструкцию проектировал молодой, но уже опытный инженер Аманд Струве, имевший чин капитана и руководивший корпусом военных специалистов по инженерным работам. Свой первый мост вблизи города Коломна он построил в 27-летнем возрасте. Затем продолжил плодотворно работать как мостостроитель в России, а в 1867 году получил назначение в Киев.

 Аманд          Егорович          Струве

Аманд Егорович Струве

 Очевидно, руководству хотелось как можно быстрее открыть железную дорогу. И уже летом 1869 года по ней началось движение поездов. Но пассажиры, среди которых были первые лица империи, смогли добраться только до территории современного жилого массива Березняки, а тогда — Кухмистерской слободки. Активная фаза строительства железнодорожного моста через Днепр еще продолжалась, поэтому делегацию в сопровождении оркестра привезли в Киев пароходом.

 Мост монтировали из крупных железнодорожных ферм. По распоряжению Струве непосредственно на месте, по соседству с Выдубицким монастырем, были устроены специальные цеха, где развернулось производство. Общая длина моста составила более одного километра, общий вес — около 4000 тонн. Строительство проходило в сложнейших условиях, в первую очередь, это было обусловлено неустойчивым дном Днепра. Поэтому опоры моста — огромные быки монтировали с использованием пневматики. Специальные камеры — кессоны погружали в воду, вытесняя ее путем нагнетания сжатого воздуха. Этот метод впервые был апробирован в Российской империи именно мостостроителем Амандом Струве.

 Железнодорожный          мост          Струве.          1870-е          годы

Железнодорожный мост Струве. 1870-е годы

 Мост закончили в феврале 1870 года, через него проложили однорельсовое полотно. Испытания проходили при участии министра путей сообщения Российской империи Владимира Бобринского. По мосту на скорости прогнали шесть тяжелых паровозов. 13 февраля новую стратегическую конструкцию освятили, а Аманд Струве, фактический "отец" моста, получил награду — минуя промежуточные чины, он стал сразу полковником. По поводу знаменательного события в здании Дворянского собрания, находившемся на современном Майдане Незалежности, был устроен торжественный обед, на котором произносили хвалебные речи в честь моста и его автора. Так, один из гостей сказал, что Струве, без всяких сомнений, "построил себе вечный памятник этим сооружением". В день освящения моста инженер получил новое задание — ему поручили обустроить в городе газовое освещение. В целом, благодаря этому талантливому человеку в Киеве появилось немало необходимых вещей, без которых невозможно представить современный город. Именно он занимался созданием водопровода и электрического трамвая.

 Между тем после пуска железнодорожного моста, который вскоре стали называть Дарницким, на доминирующей высоте в районе современной станции метро "Выдубичи" построили мощный Лысогорский форт. Одной из его задач было прикрытие Дарницкого железнодорожного моста артиллерией. К счастью, форт так и не сделал ни одного выстрела. История распорядилась иначе — мост был разрушен во время боевых действий в сентябре 1941 года. Его взорвали, чтобы задержать наступление гитлеровцев, отступающие советские войска. Но до сих пор на берегу Выдубицкого озера сохранилась водокачка, построенная одновременно с мостом.

 Взорванный          советскими          войсками          железнодорожный          мост.          1941          год

Взорванный советскими войсками железнодорожный мост. 1941 год

 Восстановлением стратегической конструкции занялись лишь в конце 1940-х годов. До того времени военные поезда передвигались по специально наведенному понтонерами временному низководному (чуть позже — высоководному) мосту. Старые конструкции Струве были практически полностью разобраны. Новый мост сделали уже двухпутным. Мощные быки смонтировали по модернизированной системе, которой когда-то пользовался и Струве, так называемого слепого кессона. Впоследствии быки облицевали гранитом, что придало сооружению суровый вид. Мост имеет асимметричную форму, состоит из трех больших судоходных пролетов, над которыми смонтированы мощные металлические фермы. Открытие моста состоялось в 1951 году

 Дарницкий          железнодорожный          мост.          1959          год

Дарницкий железнодорожный мост. 1959 год

 В 2004 году параллельно Дарницкому железнодорожном мосту началось строительство единственного в Киеве комбинированного железнодорожно-автомобильного моста. Его возведение инициировал тогдашний глава Министерства транспорта Украины Георгий Кирпа, поэтому иногда конструкцию называют мостом Кирпы. Этот мост строили долго, открытие состоялось лишь в 2012 году.

...

Попробуйте наше приложение

Прямо здесь и сейчас. Нажмите на карту, выберите понравившуюся достопримечательность и послушайте о ней.

Скачать его можно в App Store и Google Play. Или пользуйтесь без скачивания

Другие экскурсии по Киеву
Курсы стрельбы Киев
Подземная от вокзала до Лукьяновки
Тир лазерный Киев
Подземная Тюрьма НКВД
Аудио экскурсия Почтовая площадь
София Киевская
По улице Терещенковской
Киево-Печерская Лавра - часть 2
Метро Арсенальная - Родина Мать
Муралы - верхний город
Киево-Печерская Лавра - часть 1
От площади Льва Толстого по Большой Васильковской
Подземная река Кадетская роща
Подземная река Глубочица
Подземные реки Клов и Крещатик
Аскольдова дренажная система
Никольская дренажная система
По улице Владимирской (Площадь Льва Толстого - Софийская площадь)
От Майдана на Бессарабку через Липки
От Крещатика до Лавры по Грушевского
Майдан - Контрактовая площадь
Пятидневная поездка в Чернобыльскую Зону отчуждения из Киева
Групповые поездки в Чернобыльскую Зону отчуждения из Киева
Автобусный тур в Чернобыльскую зону из Киева
Индивидуальные однодневные поездки в Чернобыльскую Зону
От Золотых ворот на Крещатик
Правительственный квартал
От Бессарабской площади на Андреевский спуск
От ЖД вокзала на Андреевский спуск
Обзорная - от Золотых ворот к Верховной раде
Обзорная - от Золотых ворот на Бессарабку
Обзорная – от центра на Андреевский спуск
Обзорная - от центра на Подол
От ЖД вокзала до Подола на фуникулере
От ЖД вокзала до Софии Киевской
От ЖД вокзала на Майдан
От Крещатика до Лавры через Липки
От Крещатика до Лавры через парки
От Андреевского спуска на Подол
От Майдана до Липок
От Бессарабки до Мариинского парка
История Контрактовой площади
Показать все экскурсии
Квартиры посуточно можно выбрать здесь

Индивидуальные экскурсии по Киеву

Лучшие экскурсоводы Киева проведут для Вас индивидуальную экскурсию на русском, украинском, английском, польском, французском и других языках