"Арсенальная" — одна из интереснейших станций Киевского метрополитена. Ее название происходит от завода "Арсенал", расположенного в непосредственной близости от единственного выхода из подземки. В 1918 году на площади, где сейчас наземный вестибюль, шли бои между бойцами Центральной Рады и восставшими большевиками-заводчанами. Именно поэтому при советской власти завод получил громкую славу и стал символом борьбы за социализм. Когда пришло время строить первую ветку метро в городе, станцию решили расположить прямо напротив входа на предприятие и дали ей соответствующее название.
![Строительство наземного вестибюля. 1959 год](/img/article_photo/02metro_arsenalna.jpg)
Строительство наземного вестибюля. 1959 год
Мощный завод "Арсенал" работал на оборонную промышленность, на предприятии трудилось более 10 тысяч работников. Довольно долго именно они и были основными пассажирами станции. Кстати, миллионным пассажиром киевского метрополитена стал работник завода. Долгое время станцию украшал сделанный из оргстекла барельеф с изображением восставших арсенальцев. После получения Украиной независимости в начале 1990-х годов началась первая волна декоммунизации, тогда барельеф демонтировали.
![Демонтированный барельеф](/img/article_photo/03metro_arsenalna.jpg)
Демонтированный барельеф
Верхний вестибюль станции, сейчас внесенной в список памятников архитектуры, находится на историческом месте. Когда-то здесь был деревянный дворец последнего гетмана Запорожской сечи Кирилла Разумовского, потом его перенесли в Яготин. Со временем это место превратилось в центральную площадь одной из самых больших в Европе крепостей — Новой Печерской. Во время Первой мировой войны сюда проложили железнодорожную ветку, соединившую завод "Арсенал" с современной станцией "Выдубичи". На месте вестибюля "Арсенальной" тогда находилось поворотное кольцо. В конце 1950-х годов при выполнении подготовительных работ для строительства метро рельсы демонтировали.
![Рабочий поезд на станции Арсенальная до начала регулярного движения. Октябрь 1960 года](/img/article_photo/04metro_arsenalna.jpg)
Рабочий поезд на станции "Арсенальная" до начала регулярного движения. Октябрь 1960 года
Характерным признаком подземного вестибюля станции является то, что при обычной длине платформ в 100 метров средний зал значительно укорочен. Ближе к соседней станции "Днепр" платформы соединены между собой отдельным коридором, который, однако, не имеет прохода к выходу со станции. Эта особенность и наличие в туннелях за станцией странного с точки зрения рядовых пассажиров поворота вызвали массу слухов. Некоторые считают, что тут находятся тайные бункеры и какая-то специальная ветка метрополитена для высшего руководства страны. На самом деле поворот-тоннель за станцией — тупиковый, это пункт технического обслуживания поездов, что-то вроде подземной СТО.
![Центральный зал станции. 2000-е годы](/img/article_photo/05metro_arsenalna.jpg)
Центральный зал станции. 2000-е годы
Планировка зала станции, которая относится к так называемому английскому типу, обусловлена сложными геологическими условиями строительства. Необходимость пробивать тоннель с открытого участка у берегов Днепра вглубь Печерского плато вынудила метростроителей работать на большой глубине. Сверху находились мощные отложения породы, насыщенной водой, и плывуны. По этой-то причине станция "Арсенальная" и имеет глубину залегания около 106 метров, что делает ее одной из самых глубоких в мире. Такие размеры, в свою очередь, привели к необходимости конструирования специального промежуточного вестибюля. Монтировали его очень интересным способом — гигантское бетонное сооружение постепенно погружалось в недра земли под собственным весом. Работники "Метростроя" выполняли подкоп, выгружали землю на поверхность, и за счет этого конструкция продвигалась вниз. Подобная практика использовалась впервые за всю историю советского подземного строительства. Говорят, горожане тогда окрестили конструкцию "стаканом".
![Засыпка котлована над промежуточным вестибюлем станции. 1959 год](/img/article_photo/06metro_arsenalna.jpg)
Засыпка котлована над промежуточным вестибюлем станции. 1959 год
Затем были смонтированы двухмаршевые эскалаторы длиной 55 и 44 метра. Они — ветераны киевской подземки, действующие с 1960 года. "Арсенальную" одну из первых в городе оснастили камерами видеонаблюдения, которые работают и сейчас. Что касается архитектуры станции, то следует сказать, что она островного типа, пилонная. Авторы проекта — архитекторы Геннадий Гранаткин, Станислав Крушинский, Наталья Щукина, скульпторы Иван Макогон и Андрей Нименко.
Сейчас станция "Арсенальная" — важный транспортный пункт. Но пассажиропоток формируется уже не за счет арсенальцев, поскольку завод сейчас фактически не работает. Станция расположена по соседству с Киево-Печерской лаврой, Мариинским дворцом, Парком Славы и другими известными объектами, поэтому в основном ею пользуются туристы и паломники.