"Арсенальная" — одна из интереснейших станций Киевского метрополитена. Ее название происходит от завода "Арсенал", расположенного в непосредственной близости от единственного выхода из подземки. В 1918 году на площади, где сейчас наземный вестибюль, шли бои между бойцами Центральной Рады и восставшими большевиками-заводчанами. Именно поэтому при советской власти завод получил громкую славу и стал символом борьбы за социализм. Когда пришло время строить первую ветку метро в городе, станцию решили расположить прямо напротив входа на предприятие и дали ей соответствующее название.
Строительство наземного вестибюля. 1959 год
Мощный завод "Арсенал" работал на оборонную промышленность, на предприятии трудилось более 10 тысяч работников. Довольно долго именно они и были основными пассажирами станции. Кстати, миллионным пассажиром киевского метрополитена стал работник завода. Долгое время станцию украшал сделанный из оргстекла барельеф с изображением восставших арсенальцев. После получения Украиной независимости в начале 1990-х годов началась первая волна декоммунизации, тогда барельеф демонтировали.
Демонтированный барельеф
Верхний вестибюль станции, сейчас внесенной в список памятников архитектуры, находится на историческом месте. Когда-то здесь был деревянный дворец последнего гетмана Запорожской сечи Кирилла Разумовского, потом его перенесли в Яготин. Со временем это место превратилось в центральную площадь одной из самых больших в Европе крепостей — Новой Печерской. Во время Первой мировой войны сюда проложили железнодорожную ветку, соединившую завод "Арсенал" с современной станцией "Выдубичи". На месте вестибюля "Арсенальной" тогда находилось поворотное кольцо. В конце 1950-х годов при выполнении подготовительных работ для строительства метро рельсы демонтировали.
Рабочий поезд на станции "Арсенальная" до начала регулярного движения. Октябрь 1960 года
Характерным признаком подземного вестибюля станции является то, что при обычной длине платформ в 100 метров средний зал значительно укорочен. Ближе к соседней станции "Днепр" платформы соединены между собой отдельным коридором, который, однако, не имеет прохода к выходу со станции. Эта особенность и наличие в туннелях за станцией странного с точки зрения рядовых пассажиров поворота вызвали массу слухов. Некоторые считают, что тут находятся тайные бункеры и какая-то специальная ветка метрополитена для высшего руководства страны. На самом деле поворот-тоннель за станцией — тупиковый, это пункт технического обслуживания поездов, что-то вроде подземной СТО.
Центральный зал станции. 2000-е годы
Планировка зала станции, которая относится к так называемому английскому типу, обусловлена сложными геологическими условиями строительства. Необходимость пробивать тоннель с открытого участка у берегов Днепра вглубь Печерского плато вынудила метростроителей работать на большой глубине. Сверху находились мощные отложения породы, насыщенной водой, и плывуны. По этой-то причине станция "Арсенальная" и имеет глубину залегания около 106 метров, что делает ее одной из самых глубоких в мире. Такие размеры, в свою очередь, привели к необходимости конструирования специального промежуточного вестибюля. Монтировали его очень интересным способом — гигантское бетонное сооружение постепенно погружалось в недра земли под собственным весом. Работники "Метростроя" выполняли подкоп, выгружали землю на поверхность, и за счет этого конструкция продвигалась вниз. Подобная практика использовалась впервые за всю историю советского подземного строительства. Говорят, горожане тогда окрестили конструкцию "стаканом".
Засыпка котлована над промежуточным вестибюлем станции. 1959 год
Затем были смонтированы двухмаршевые эскалаторы длиной 55 и 44 метра. Они — ветераны киевской подземки, действующие с 1960 года. "Арсенальную" одну из первых в городе оснастили камерами видеонаблюдения, которые работают и сейчас. Что касается архитектуры станции, то следует сказать, что она островного типа, пилонная. Авторы проекта — архитекторы Геннадий Гранаткин, Станислав Крушинский, Наталья Щукина, скульпторы Иван Макогон и Андрей Нименко.
Сейчас станция "Арсенальная" — важный транспортный пункт. Но пассажиропоток формируется уже не за счет арсенальцев, поскольку завод сейчас фактически не работает. Станция расположена по соседству с Киево-Печерской лаврой, Мариинским дворцом, Парком Славы и другими известными объектами, поэтому в основном ею пользуются туристы и паломники.