Рус  /  Укр

Язык:

Станция метро «Арсенальная»

Верхний вестибюль станции «Арсенальная». 1961 год

Станция метро "Арсенальная" расположена на Святошинско-Броварской линии метрополитена (красной) между станциями "Днепр" и "Крещатик". 

 

Станция метро "Арсенальная", считающаяся едва ли не самой глубокой в мире, находится на историческом Печерске — одном из старейших районов Киева. Выход из наземного вестибюля организован на Арсенальную площадь. "Арсенальная" открыла свои двери для пассажиров в ноябре 1960 года. Неподалеку от станции располагаются такие важные культурные, сакральные, туристические и исторические объекты, как Мариинский дворец, здание Верховной Рады Украины, Парк Славы, Мыстецкий Арсенал, Киево-Печерская лавра, Музей истории Украины во Второй мировой войне и многие другие.

 

Узнайте историю от основания достопримечательности и по сегодняшний день в полной версии
18 грн
А хотели бы Вы узнать



  • Что изначально находилось на месте верхнего вестибюля станции?
  • Чем до начала 1990-х годов был украшен средний зал станции?
  • Почему станция "Арсенальная" одна из самых глубоких в мире?

Эта и другая информация с историческими фактами и фото из прошлого
доступна в полной версии аудио экскурсии
Также в полной версии Вам будет доступен расширенный текст и дополнительные фото

Анонс полного текста:

 "Арсенальная" — одна из интереснейших станций Киевского метрополитена. Ее название происходит от завода "Арсенал", расположенного в непосредственной близости от единственного выхода из подземки. В 1918 году на площади, где сейчас наземный вестибюль, шли бои между бойцами Центральной Рады и восставшими большевиками-заводчанами. Именно поэтому при советской власти завод получил громкую славу и стал символом борьбы за социализм. Когда пришло время строить первую ветку метро в городе, станцию решили расположить прямо напротив входа на предприятие и дали ей соответствующее название.

 Строительство          наземного          вестибюля.          1959          год

Строительство наземного вестибюля. 1959 год

 Мощный завод "Арсенал" работал на оборонную промышленность, на предприятии трудилось более 10 тысяч работников. Довольно долго именно они и были основными пассажирами станции. Кстати, миллионным пассажиром киевского метрополитена стал работник завода. Долгое время станцию украшал сделанный из оргстекла барельеф с изображением восставших арсенальцев. После получения Украиной независимости в начале 1990-х годов началась первая волна декоммунизации, тогда барельеф демонтировали.

 Демонтированный          барельеф

Демонтированный барельеф

 Верхний вестибюль станции, сейчас внесенной в список памятников архитектуры, находится на историческом месте. Когда-то здесь был деревянный дворец последнего гетмана Запорожской сечи Кирилла Разумовского, потом его перенесли в Яготин. Со временем это место превратилось в центральную площадь одной из самых больших в Европе крепостей — Новой Печерской. Во время Первой мировой войны сюда проложили железнодорожную ветку, соединившую завод "Арсенал" с современной станцией "Выдубичи". На месте вестибюля "Арсенальной" тогда находилось поворотное кольцо. В конце 1950-х годов при выполнении подготовительных работ для строительства метро рельсы демонтировали.

 Рабочий          поезд          на          станции          Арсенальная          до          начала          регулярного          движения.          Октябрь          1960          года

Рабочий поезд на станции "Арсенальная" до начала регулярного движения. Октябрь 1960 года

 Характерным признаком подземного вестибюля станции является то, что при обычной длине платформ в 100 метров средний зал значительно укорочен. Ближе к соседней станции "Днепр" платформы соединены между собой отдельным коридором, который, однако, не имеет прохода к выходу со станции. Эта особенность и наличие в туннелях за станцией странного с точки зрения рядовых пассажиров поворота вызвали массу слухов. Некоторые считают, что тут находятся тайные бункеры и какая-то специальная ветка метрополитена для высшего руководства страны. На самом деле поворот-тоннель за станцией — тупиковый, это пункт технического обслуживания поездов, что-то вроде подземной СТО.

 Центральный          зал          станции.          2000-е          годы

Центральный зал станции. 2000-е годы

 Планировка зала станции, которая относится к так называемому английскому типу, обусловлена сложными геологическими условиями строительства. Необходимость пробивать тоннель с открытого участка у берегов Днепра вглубь Печерского плато вынудила метростроителей работать на большой глубине. Сверху находились мощные отложения породы, насыщенной водой, и плывуны. По этой-то причине станция "Арсенальная" и имеет глубину залегания около 106 метров, что делает ее одной из самых глубоких в мире. Такие размеры, в свою очередь, привели к необходимости конструирования специального промежуточного вестибюля. Монтировали его очень интересным способом — гигантское бетонное сооружение постепенно погружалось в недра земли под собственным весом. Работники "Метростроя" выполняли подкоп, выгружали землю на поверхность, и за счет этого конструкция продвигалась вниз. Подобная практика использовалась впервые за всю историю советского подземного строительства. Говорят, горожане тогда окрестили конструкцию "стаканом".

 Засыпка          котлована          над          промежуточным          вестибюлем          станции.          1959          год

Засыпка котлована над промежуточным вестибюлем станции. 1959 год

 Затем были смонтированы двухмаршевые эскалаторы длиной 55 и 44 метра. Они — ветераны киевской подземки, действующие с 1960 года. "Арсенальную" одну из первых в городе оснастили камерами видеонаблюдения, которые работают и сейчас. Что касается архитектуры станции, то следует сказать, что она островного типа, пилонная. Авторы проекта — архитекторы Геннадий Гранаткин, Станислав Крушинский, Наталья Щукина, скульпторы Иван Макогон и Андрей Нименко.

 Сейчас станция "Арсенальная" — важный транспортный пункт. Но пассажиропоток формируется уже не за счет арсенальцев, поскольку завод сейчас фактически не работает. Станция расположена по соседству с Киево-Печерской лаврой, Мариинским дворцом, Парком Славы и другими известными объектами, поэтому в основном ею пользуются туристы и паломники.

...

Попробуйте наше приложение

Прямо здесь и сейчас. Нажмите на карту, выберите понравившуюся достопримечательность и послушайте о ней.

Скачать его можно в App Store и Google Play. Или пользуйтесь без скачивания

Экскурсии с этим местом
Другие экскурсии по Киеву
Курсы стрельбы Киев
Подземная от вокзала до Лукьяновки
Тир лазерный Киев
Подземная Тюрьма НКВД
Аудио экскурсия Почтовая площадь
София Киевская
По улице Терещенковской
Киево-Печерская Лавра - часть 2
Муралы - верхний город
Киево-Печерская Лавра - часть 1
От площади Льва Толстого по Большой Васильковской
Подземная река Кадетская роща
Подземная река Глубочица
Подземные реки Клов и Крещатик
Аскольдовая дренажная система
Никольская дренажная система
По улице Владимирской (Площадь Льва Толстого - Софийская площадь)
От Майдана на Бессарабку через Липки
От Крещатика до Лавры по Грушевского
Майдан - Контрактовая площадь
Пятидневная поездка в Чернобыльскую Зону отчуждения из Киева
Групповые поездки в Чернобыльскую Зону отчуждения из Киева
Автобусный тур в Чернобыльскую зону из Киева
Индивидуальные однодневные поездки в Чернобыльскую Зону
От Золотых ворот на Крещатик
Правительственный квартал
От Бессарабской площади на Андреевский спуск
От ЖД вокзала на Андреевский спуск
Обзорная - от Золотых ворот к Верховной раде
Обзорная - от Золотых ворот на Бессарабку
Обзорная – от центра на Андреевский спуск
Обзорная - от центра на Подол
От ЖД вокзала до Подола на фуникулере
От ЖД вокзала до Софии Киевской
От ЖД вокзала на Майдан
От Крещатика до Лавры через Липки
От Крещатика до Лавры через парки
От Андреевского спуска на Подол
От Майдана до Липок
От Бессарабки до Мариинского парка
История Контрактовой площади
Показать все экскурсии
Квартиры посуточно можно выбрать здесь

Индивидуальные экскурсии по Киеву

Лучшие экскурсоводы Киева проведут для Вас индивидуальную экскурсию на русском, украинском, английском, польском, французском и других языках