Станция "Золотые ворота" — настоящая жемчужина столичного метро. Она считается самой красивой не только в Киевском метрополитене, а и одной из лучших в мире. "Золотые ворота" открыли 31 декабря 1989 года вместе с еще двумя станциями — "Дворец спорта" и "Кловская" (тогда она называлась "Мечникова"). Таким образом, впервые была нарушена 40-летняя традиция перерезать "красную ленточку" в очередную годовщину Октябрьской революции. Начало работы этих станций ознаменовало собой запуск новой, Сырецко-Печерской (зеленой) линии киевского метро, которая стала третей по счету в Киеве. Линию взялись проектировать еще в середине 1970-х годов, закончили проект в сентябре 1981 года, а через год началось строительство. Но по разным причинам дело затянулось, и только за день до нового 1990 года киевляне наконец получили щедрый подарок от метростроевцев.
Митинг на станции "Золотые ворота" в день открытия. 31 декабря 1989 года
Главная из первых трех — пересадочная станция "Золотые ворота". Она расположена в самом центре города и получила свое название из-за близости выдающегося памятника истории и архитектуры — Золотых ворот. В седую старину они служили центральным въездом в Киев. Оригинальные ворота не сохранились, но внутри специального имитирующего их павильона можно увидеть аутентичные остатки, датируемые временами Киевской Руси.
Глубина залегания станции около 95 метров, что делает ее самой глубокой на "зеленой" ветке. Станция "Золотые ворота" трехсводчатая, колонная, островного типа с длиной платформы 102 метра. Интересно, что при проектировании "Золотых ворот" своды станции врезали в старые тоннели перегона "Крещатик" – "Университет", которые тогда уже не использовались по изначальному назначению. Но для поддержания свода тоннели на этом участке пришлось укреплять. Новая станция не только открыла собой Сырецко-Печерскую ветку, но и стала важным узлом для пересадки пассажиров на Святошинско-Броварскую (красную) линию. Кстати, некоторое время после запуска "Золотые ворота" работала только как пересадочная станция, поскольку выход с нее на поверхность не был готов.
Верхний вестибюль станции встроен в старый дом имперской эпохи, расположенный напротив Золотоворотского сквера, а боковой частью обращенный к Владимирской улице. Из верхнего вестибюля есть два выхода: один ведет на шумную Владимирскую, а другой — к Золотым воротам и одноименному скверу. Выходы обустроили максимально тактично, с сохранением старой архитектуры. Кроме этого, в доме, где расположен вестибюль, находится дирекция киевского метрополитена. Время от времени вестибюль станции используют для проведения показов и выставок.
Центральный зал станции "Золотые ворота"
Главным украшением "Золотых ворот", безусловно, являются многочисленные мозаики, сделанные вручную со стилизацией под старину. Интересно, что сначала станция планировалась с обычной стандартной для метрополитена тех времен отделкой. Но потом было решено переделать проект и создать фактически музей истории Киева под землей. Тут можно увидеть изображения выдающихся персонажей древнерусских времен и архитектурных шедевров Киева, созданных нашими предками тысячи лет назад. Это соборы Святой Софии, Успенский (в Киево-Печерской лавре) и Михайловский, а также церкви: Кирилловская, Богородицы Пирогощи, Десятинная, Ирининская, усыпальница князей — церковь Спаса на Берестове. Среди личностей, чьи изображения выложены из цветной мозаики, напоминающей смальту, можно увидеть первых Лаврских святых Антония и Феодосия, основателей Киева братьев Кия, Щека, Хорива и их сестру Лыбидь, лекаря Агапита, Нестора Летописца, зодчего Петра Милонега, древнерусских князей Владимира, Святослава, Ольгу, Игоря. Следует сказать, что до последнего дня перед открытием эти изображения не были согласованы с представителями власти, и считалось, что станцию будут украшать только древнерусские орнаменты. Так что архитекторы, изображая храмы, в значительной степени рисковали карьерой. Но к счастью, это были времена упадка СССР, и идеологическое наполнение уже не контролировалось так сурово, как раньше.
Авторы станции — архитекторы Вадим и Борис Жежерины, Федор Заремба, Анатолий Крушинский, художники Станислав Адаменко, Мария Ралко, Григорий Корень, Владимир Федько. После обретения Украиной независимости авторский коллектив станции "Золотые ворота" стал лауреатом Государственной премии Украины. Их имена увековечены на мемориальной табличке, установленной на одном из пилонов. Со времени открытия "Золотые ворота" не один раз входили в рейтинговые списки лучших станций метро в мире по версиям разных иностранных изданий.
Мемориальная табличка с именами архитекторов и художников
Из-за глубины залегания, как и на других подобных станциях, на "Золотых воротах" работают два эскалатора с промежуточным вестибюлем. Он тоже украшен мозаикой. Если подняться первым маршем эскалатора, остановиться и внимательно рассмотреть стену, то можно прочесть мозаичную надпись "Слава Украине", который тайком выложили строители.
Промежуточный вестибюль станции "Золотые ворота"
В 1989 году за подобный лозунг еще можно было получить неприятности, так что смельчаки в определенной степени опередили время. Главный архитектор станции Вадим Жежерин вспоминал, что когда после торжественного митинга в день открытия станции в центральный зал зашли первые пассажиры, то внезапно без предварительной договоренности они начали петь украинские песни.
Люстры станции, напоминающие паникадило Владимирского собора
Еще одной визиткой станции, конечно, является ее освещение. Его обеспечивают огромные металлические люстры, которые согласно замыслу должны ассоциироваться со светильниками в древнерусских храмах. Правда, тут художники допустили определенную ошибку, поскольку люстры, скорее, напоминают паникадило во Владимирском соборе, построенном в XIX веке. Но это уже не имеет значения, так как мягкий свет, падающий на облицованные мрамором своды, имитирующие древнюю плинфу, создает неповторимую атмосферу настоящего древнего сооружения.