Рус  /  Укр

Язык:

Воздухофлотский путепровод

Вид на Воздухофлотский путепровод в сторону Брест-Литовского шоссе. 1966 год

Воздухофлотский путепровод расположен на перекрестке Воздухофлотского проспекта и проспекта Победы.

 

Воздухофлотский путепровод — необычайно важный транспортный узел на перекрестке двух мощных транспортных магистралей. Он обеспечивает также движение автомобильного транспорта и троллейбусов над железнодорожными путями, которые ведут от центрального железнодорожного вокзала. Под мостом, кроме железнодорожных, проходят еще рельсы скоростного трамвая и протекает река Лыбидь. Путепровод построен в конце 1950-х годов. Это яркий пример градостроительного сооружения, соответствовавшего архитектурному стилю, который появился на стыке десятилетий вследствие новых требований в советском строительстве того времени.

Узнайте историю от основания достопримечательности и по сегодняшний день в полной версии
14 грн
А хотели бы Вы узнать



  • Что было на этом месте полтора столетия назад?
  • Каким образом до конца 1970-х годов было организовано движение трамваев под мостом?
  • Какие украшения не смогли демонтировать в наше время?

Эта и другая информация с историческими фактами и фото из прошлого
доступна в полной версии аудио экскурсии
Также в полной версии Вам будет доступен расширенный текст и дополнительные фото

Анонс полного текста:

 Воздухофлотский путепровод сегодня один из самых перегруженных в городе, ведь тут сходятся две сверхмощные транспортные магистрали. Но еще каких-то 150 лет назад на этом месте Киев фактически заканчивался. Тут в 1857 году установили деревянную триумфальную арку, которая обозначала въезд. Ее открыли в ожидании визита правящего в то время российского императора Александра ІІ в столицу Юго-Западного края. На деревянных воротах справа и слева были изображены царские гербы, флаги и надписи "3 октября" и "1857 год", по центру — небесный покровитель города архангел Михаил. Возле арки располагалась небольшая будка для поста жандармов, которые контролировали въезд.

 Триумфальная          арка          на          въезде          в          город.          Открытка          1880-х          годов

Триумфальная арка на въезде в город. Открытка 1880-х годов

 На небольшом расстоянии за аркой начинался Галицкий базар (современная площадь Победы), а дальше в направлении центра простирался Шоссейный, или Университетский бульвар (современный бульвар Шевченко), аллею которого обозначали пирамидальные тополя. Устаревшие триумфальные ворота были разобраны, когда границы города существенно расширились и в начале ХХ века в направлении Святошина проложили трамвайные рельсы. Современный Воздухофлотский проспект имел тогда название Кадетское шоссе, ведь неподалеку было здание Кадетского корпуса. А современный проспект Победы назывался Киево-Брестским, или Брест-Литовским, шоссе. На то время на перекрестке двух шоссе сформировался уже довольно оживленный транспортный перекресток. Неподалеку проходила железная дорога, движение по которой началось в 1860-е годы. Над рельсами был переброшен деревянный мост, можно сказать предок современного. Где-то именно здесь зимой 1918-1919 годов произошел описанный Михаилом Булгаковым в "Белой гвардии" трагический бой, в котором погиб полковник Най-Турс.

 Деревянный мост служил переездом вплоть до начала оккупации Киева нацистами в 1941 году. Потом, по свидетельствам очевидцев, он погиб в пожаре. В послевоенный период началась активная застройка кварталов поблизости пересечения двух магистралей. Это потребовало их расширения, особенно с учетом дальнейшего развития города и организации движения автомобильного и общественного транспорта в сторону новых районов. Так что Брест-Литовское и Воздухофлотское шоссе (со временем переименованные в проспект Победы и Воздухофлотский проспект) оказались в центре внимания архитекторов.

 Завершение          строительства          развязки.          1958          год

Завершение строительства развязки. 1958 год

 Тогда и возникла необходимость строительства двухуровневой развязки. Ее создавали в два этапа, значительно разделенные по времени. На первом этапе, в 1956–1958 годах, построили мост 60 метров в длину и 25 метров в ширину, по которому было организовано автомобильное движение по трем полосам в двух направлениях, с двухметровыми пешеходными тротуарами по обе стороны. Высоту моста — немного больше, чем 6,5 метров — рассчитали так, чтобы под ним легко проходили троллейбусы.

 Сложности строительству добавляло еще и то, что его осуществляли почти в пойме речек Кадетский Гай и Лыбидь, так что пришлось спрятать в коллектор около 200 метров летописной Лыбеди. Движение трамваев, направлявшихся из Святошина, вывели под мост на заключительную часть улицы Жилянской.

 Трамвай          под          Воздухофлотским          путепроводом.          1960-е          годы

Трамвай под Воздухофлотским путепроводом. 1960-е годы

 Строительство путепровода пришлось на времена упрощения архитектуры. После выхода печально известного постановления ЦК КПСС "Об излишествах в архитектурном творчестве", вероятно, от некоторых украшений пришлось отказаться. Тем не менее, путепровод вышел достаточно помпезным, чего нельзя сказать про совсем обедненные, возведенные немного позже мосты на Нивках и Шулявке. Мостовые тумбы облицевали гранитом, на углах возле насыпи установили барельефы с советской символикой.

 Только          открытый          Воздухофлотский          путепровод.          Июль          1958          года

Только открытый Воздухофлотский путепровод. Июль 1958 года

 В конце 1970-х годов после введения в эксплуатацию скоростного трамвая, для которого проложили отдельную огороженную линию, сделали въезд на мост для автомобильного транспорта, который двигался со стороны Никольской Борщаговки. Перед мостом можно стало свернуть в сторону Воздухофлотского проспекта, а проехав под мостом, повернуть направо и попасть на мост в направлении Лукьяновки и Подола.

 Транспортная          развязка          после          постройки          линии          скоростного          трамвая.          1978          год

Транспортная развязка после постройки линии скоростного трамвая. 1978 год

 В независимой Украине, после принятия закона о декоммунизации, советские украшения на конструкциях путепровода пытались демонтировать. Но оказалось, что они конструктивно вписаны в основание моста. Так что их просто перекрасили в цвета флага Украины. По причине своей моральной устарелости, Воздухофлотский путепровод уже не способен обеспечивать устойчивое движение большого количества транспорта и требует расширения. Обсуждение его реконструкции идет не один год, но это достаточно сложно реализовать, тем более, что под мостом проходит железная дорога и скоростной трамвай.

...

Попробуйте наше приложение

Прямо здесь и сейчас. Нажмите на карту, выберите понравившуюся достопримечательность и послушайте о ней.

Скачать его можно в App Store и Google Play. Или пользуйтесь без скачивания

Другие экскурсии по Киеву
Курсы стрельбы Киев
Подземная от вокзала до Лукьяновки
Тир лазерный Киев
Подземная Тюрьма НКВД
Аудио экскурсия Почтовая площадь
София Киевская
По улице Терещенковской
Киево-Печерская Лавра - часть 2
Метро Арсенальная - Родина Мать
Муралы - верхний город
Киево-Печерская Лавра - часть 1
От площади Льва Толстого по Большой Васильковской
Подземная река Кадетская роща
Подземная река Глубочица
Подземные реки Клов и Крещатик
Аскольдовая дренажная система
Никольская дренажная система
По улице Владимирской (Площадь Льва Толстого - Софийская площадь)
От Майдана на Бессарабку через Липки
От Крещатика до Лавры по Грушевского
Майдан - Контрактовая площадь
Пятидневная поездка в Чернобыльскую Зону отчуждения из Киева
Групповые поездки в Чернобыльскую Зону отчуждения из Киева
Автобусный тур в Чернобыльскую зону из Киева
Индивидуальные однодневные поездки в Чернобыльскую Зону
От Золотых ворот на Крещатик
Правительственный квартал
От Бессарабской площади на Андреевский спуск
От ЖД вокзала на Андреевский спуск
Обзорная - от Золотых ворот к Верховной раде
Обзорная - от Золотых ворот на Бессарабку
Обзорная – от центра на Андреевский спуск
Обзорная - от центра на Подол
От ЖД вокзала до Подола на фуникулере
От ЖД вокзала до Софии Киевской
От ЖД вокзала на Майдан
От Крещатика до Лавры через Липки
От Крещатика до Лавры через парки
От Андреевского спуска на Подол
От Майдана до Липок
От Бессарабки до Мариинского парка
История Контрактовой площади
Показать все экскурсии
Квартиры посуточно можно выбрать здесь

Индивидуальные экскурсии по Киеву

Лучшие экскурсоводы Киева проведут для Вас индивидуальную экскурсию на русском, украинском, английском, польском, французском и других языках