Западные ворота Софии Киевской со стороны Золотых ворот, расположенные в Георгиевском переулке, в честь знаменитого церковного деятеля и просвещенный человек своего времени называются Брамой Заборовского.
Рафаил Заборовский оказал большое влияние на развитие архитектуры и церковного образования в Киеве в середине XVIII века. Будущий митрополит родился в городке Зборове недалеко от Львова. Учился в Киевской духовной академии, потом перевелся в Московскую Заиконоспасскую. Там был пострижен в монахи и получил имя Рафаил. Затем служил в разных городах Российской империи и на флоте. В 1731 году продолжил служение в Киеве, став архиепископом Киевским и Галицким. Интересно, что киевская митрополия была к тому времени упразднена, но при Заборовском восстановлена. Большое внимание митрополит уделял развитию церковного образования в Киево-Могилянской академии, помогал бедствующим спудеям (студентам) и преподавателям. Пожертвовал в Академию 1640 рублей, что было немало, если учесть, что, например, 150 килограммов гречки стоили в то время 80 копеек. Заборовский инициировал и поддерживал ремонты и строительства монастырей и храмов. К слову, именно он благословил строительство церкви Покрова Богородицы в Запорожской Сечи. Будучи человеком образованным, митрополит хорошо знал строительное дело. Это даже было отмечено царским подарком — набором чертежных инструментов, готовальней.
Брама Заборовского. Вторая половина ХІХ века
Приехав в Киев, Заборовский вскоре пригласил сюда из столицы империи известного и опытного архитектора Иоганна Готфрида Шеделя. Надо отметить, что оба незаурядных человека до конца своих дней прожили в Киеве. Митрополит Рафаил похоронен в Успенском приделе Софийского собора.
Иоганн Шедель построил в городе много прекрасных сооружений, в их числе староакадемический корпус Киево-Могилянской академии, Кловский дворец, колокольню Киево-Печерской лавры. Но венцом его трудов, настоящей киевской жемчужиной можно по праву считать Браму Заборовского. Сам митрополит, учитывая его увлечение архитектурой и строительством, вероятно, тоже мог участвовать в создании проекта. Брама являлась парадным въездом на территорию Софийского монастыря с запада, со стороны Золотых ворот, прямо к тыльному фасаду митрополичьих покоев. Ворота представляли собой прямоугольное сооружение с проездом под аркой шириной почти в четыре метра, где могли разминуться две кареты. Толщина стен составляла один метр, а фундаменты — почти полтора метра. По обе стороны проезда в стенах были прямоугольные окна, сами стены украшали выступы, возле них располагались помещения для стражи — кордегардии, а на чердак вела винтовая лестница. Монастырские стены под углом к воротам образовывали аванплощадь.
Фронтон Брамы с короной-митрой в центральном медальоне. 2011 год
Западный парадный фасад Брамы был богато и живописно украшен. По бокам установили роскошные колонны, над аркой проезда в полукруглой нише-тимпане в обрамлении живописных сочных листьев изобразили герб Заборовского в виде пылающего сердца с крестом. Можно предположить, что это символ неугасающей любви к Богу. Выше над карнизами и лепниной выполнили необыкновенной красоты фронтон. В его центре, в овальной лепной раме изображена корона-митра — митрополичий символ в обрамлении двух пальмовых ветвей. Это тоже не случайно, ведь пальмовыми ветвями отмечен вход Господень в Иерусалим как символ победы, мира и покоя. По бокам медальона расположились необычные маскароны — мужские маски с высунутыми языками в обрамлении свисающих со всех сторон гроздей винограда (лоза и виноград также символы церкви). Фронтон, "тянущийся" вверх завитками-волютами и карнизами, увенчали шпилем и диском с изображением расходящихся солнечных лучей. Такие же рипиды-солнца изобразили по бокам, над вазами в форме шишек. Есть предположение, что на стенах в нишах присутствовала и живопись.
Когда в ХІХ веке центр города стал активно застраиваться, Брама Заборовского, уже утратившая свое значение в качестве центральных въездных ворот в Софию, оказалась в узком глухом переулке. Тогда же ворота закрыли, здание со стороны монастырского подворья отчасти разобрали, а территорию между въездом и домом митрополита превратили в сад. В таком практически неизменном виде Брама простояла почти до наших дней, несколько раз подвергаясь реставрации. Ее первоначальный вид и планировку удалось установить во время археологических раскопок 1957 года.
Брама Заборовского и панорама переулка в сторону Владимирской улицы. 1930-е годы
К началу ХХІ века замечательной красоты памятник архитектуры был не в лучшем состоянии и понемногу разрушался. Однако его удалось спасти. Были выделены бюджетные и частично средства государственного резерва. Реставраторы тщательно сопоставили остатки строений с найденными чертежами ХІХ века архитектора Андрея Меленского, зафиксировавшего тогда вид памятника. Сооружение было восстановлено и отреставрировано к Евро-2012. К сожалению, перспективу подъезда от Золотых ворот к Браме ныне воссоздать невозможно. Но участок переулка у аванплощади освобожден от поздних наслоений дорожного покрытия, понижен больше, чем на метр, и теперь есть возможность рассмотреть базы колонн и цоколь.
В сплошной застройке узенького Георгиевского переулка для наблюдателя Брама появляется всегда неожиданно и поражает своей выразительностью. Лепнина белоснежного цвета в сочетании с ярко-голубым фоном подчеркивает золоченую отделку митрополичьей короны на фронтоне. Даже, несмотря на недостаток солнечного освещения в переулке, архитектурные детали, как и раньше, удивляют игрой света и тени.
Сейчас в помещениях Брамы Заборовского проводятся экскурсии, музейные выставки, мастер-классы, праздничные действия для детей. Во время тематических мероприятий обычно запертые ворота открывают, и посетителей встречают гиды в исторических казацких одеждах. Брама Заборовского входит в состав памятников архитектуры Софийского заповедника и находится под охраной ЮНЕСКО.