Дом для командного состава киевского особого военного округа (КОВО) — один из жилищных комплексов, выстроенных архитектором Иосифом Каракисом в сложные 1930-е годы. Каракиса называют ''последним из киевских грандов'', и этот титул полностью соответствует реалиям. Глядя на оставленные им архитектурные шедевры, следует осознавать всю неоднозначность времени, когда эти здания возводились. Проектировать дома приходилось в условиях давления свыше, четких партийных предписаний, любой отход от которых мог закончиться приговором "десять лет без права переписки" сталинской "тройки", то есть расстрелом.
Георгиевская церковь. 1860-е годы
Дом КОВО был построен на небольшой площади, по соседству с фундаментами древней Георгиевской церкви, уничтоженной воинствующими советскими безбожниками. Известно, что впервые этот и соседние участки были застроены еще во времена князя Ярослава в 1030-е годы. Правитель, прозванный при жизни Мудрым, задумал и воплотил в жизнь целый комплекс зданий: Софийский собор, храмы св. Георгия, Ирины, Золотые ворота. На месте дома КОВО тысячу лет назад стоял храм св. Георгия, при нем традиционно располагался погост — маленькое церковное кладбище. Во время монгольского нашествия святыня была поругана и уничтожена. Несколько столетий спустя ее восстановили в деревянном виде, а в 1744 году началось строительство храма в камне. В дальнейшем его неоднократно перестраивали и украшали. Последняя реставрация состоялась на рубеже ХІХ–ХХ веков, когда Георгиевскую церковь расписал известный украинский художник Иван Ижакевич.
Золотоворотская улица и Георгиевская церковь. 1920-е годы
В 1930-е годы храм был уничтожен. Сначала, в 1931 году, ликвидировали приход, и здание отдали под архивные учреждения. Но вскоре переиграли решение и разместили в стенах церкви радиотрансляционный узел. Тогда же полностью закрасили росписи стен и убрали захоронение великого драгомана Порты, господаря Молдавии и Валахии Константина Ипсиланти, умершего в Киеве в 1816 году. К счастью, останки не уничтожили, а перенесли в Софию и позже перезахоронили в Киеве-Печерской лавре. В 1934 году церковь и земельный участок передали штабу военного округа, который и заказал организации "Военпроект", руководимой Иосифом Каракисом, проект жилого дома для высшего командного состава. Правда, президиум горсовета выдвинул условие: сад сохранить, площадь не застраивать, дом расположить на углу Владимирской улицы и Георгиевского переулка.
Лет 20–30 назад покойному уже архитектору вдруг начали выдвигать обвинения, что он специально спроектировал дом на месте алтаря старинной церкви. Это совершенно не соответствует действительности, поскольку алтарь находился примерно на месте нынешнего памятного знака пограничникам на площади — в десятке метров от границы дома. Но и защитники архитектора лукавят, выдвигая встречную версию о том, что зодчий якобы посмел перечить "хозяевам жизни" и добился сдвига строения поближе к Софии и подальше от фундаментов церкви. Подобные действия подневольного советского зодчего были тогда немыслимы и могли бы создать ему огромные проблемы, о которых мы уже сказали ранее.
Склад возле иконостаса в закрытой Георгиевской церкви. 1932 год
Строительство дома продолжалось в течение 1936–1937 годов. В итоге было возведено симметричное жилое здание на 60 комфортабельных квартир с аркой посредине, украшенное легкой башенкой наверху со стороны Владимирской улицы, в центральной части украшенное скульптурами. Оно логично замыкало древний путь от Золотых Ворот до Софии Киевской. С учетом требований военных к просторности жилья, дом получился достаточно большим, и архитектору пришлось использовать все свое умение и мастерство, чтобы вписать новое здание в старинные кварталы, формировавшиеся в продолжение тысячелетия.
Но высокопоставленные "армейцы" недолго наслаждались удобствами бесплатно полученных квартир. В первые же дни после нападения нацистской Германии на СССР, летом 1941 года большинство из них ушли на фронт, успев эвакуировать в глубокий тыл свои семьи с мебелью, фикусами и домашними животными. Здание, расположенное в центре Киева, очень сильно пострадало, собственно, от него к концу оккупации города оставались только фундамент и стены. Вскоре после освобождения, Управление по делам архитектуры захотело забрать дом под свое крыло. Каракису предложили восстановить дом, приспособив его под размещение профильных институтов. А когда архитектор уже разработал проект, Киевский военный округ потребовал вернуть им дом, мотивируя решение проблемами с жильем для военых. Был выполнен новый проект, при этом планировка жилья и экстерьерное решение значительно отличались от довоенных. В центральной части внешнего и внутреннего фронтонов должны были появиться лепные украшения в стилистике украинского барокко, а по периметру верхнего яруса разместиться барельефы, разработанные "киевским Микеланджело" Иваном Кавалеридзе. В правом крыле наверху, за изящной аркадой, предлагалось восстановление видоизмененной башенки, украшенной пятиконечной звездой.
За территорией Софии на первом плане разрушенный бомбежками дом КОВО. 1943 год
Поначалу проект был принят, но вскоре все "излишества" решили убрать, оставили только башенку-беседку, которая перекликаясь с куполами Софии, создавала единую временную линию, тысячелетнюю связь между старым и новым. Но и башенке не суждена была долгая жизнь. В 1955 году появилось печальное известное постановление об излишествах в архитектуре, еврея-Каракаса огульно обвинили в "украинском национализме" за использование элементов украинского барокко в его работах. Так что участь украшения на доме была решена. С этой башенкой связана киевская байка, любимая уже несколькими поколениями экскурсоводов. Якобы снесли ее после того, как во второй половине 1950-х в Киев с визитом приехал генеральный секретарь ЦК Польской объединенной рабочей партии Вацлав Гомулка. Почему-то город ему показывал Никита Хрущев, как известно, с 1953года — Первый секретарь ЦК КПСС, естественно, проживавший в Москве. Лидер польских коммунистов, разглядывая из машины киевские улицы, вроде бы высказал удивление по поводу, как ему показалось, церкви на крыше дома. А это, согласно легенде, и "добило" украшение, в итоге снесенное со здания по приказу Хрущева за одну ночь.
Парковая скульптура "Ежик в тумане"
Памятник украинским пограничникам
Памятный крест к столетию Украинской пограничной службы
В годы Независимости заговорили о воссоздание Георгиевского собора. Некоторые активисты даже доказывали, что для этого нужно снести дом Каракиса. В наше время на площади перед зданием появились памятник пограничникам и любимая малышами фигурка ежика, героя известного мультфильма "Ежик в тумане". Забавная инсталляция работы Константина Скритуцкого выполнена из дерева со вкрученными винтами-саморезами. Ежик смотрит на Лошадку, на которой сидит конный всадник-казак. Это памятник защитникам границ Украины всех времен, установленный по заказу Государственной пограничной службы — ее головной офис расположен в доме напротив. Неподалеку от памятника и парковой скульптуры, ближе к Владимирской улице, установлен памятный крест к столетнему юбилею Украинской пограничной службы, на месте которого приблизительно и располагался алтарь уничтоженного Георгиевского храма.