Сегодня трудно назвать еще хотя бы один из знаковых объектов Киева, который вызывал бы столько противоречивых мнений относительно смысла своего существования. Для одних гигантская скульптура — пережиток тоталитарных времен, для других — память о великой и трудной победе над нацизмом. Как бы там ни было, но Родина-мать стала одним из главных символов столицы Украины. Ее видно с многокилометрового расстояния, и сейчас сложно представить наш город без этой металлической статуи.
Строительство гигантского мемориального комплекса, увековечивающего память жертв и возвеличивающего героизм советского народа во Второй мировой войне, было задумано еще в начале 1970-х годов. Высотной доминантой комплекса должна была стать огромная статуя женщины, символизирующая собой Победу, но почти сразу ее стали ассоциировать с Родиной-матерью. Первый вариант колоссальной бронзовой статуи с оружием в руках разработал известный советский скульптор Евгений Вучетич. До этого у него уже был опыт создания подобных конструкций. В первую очередь, это широко известная фигура Родины-матери, расположенная на Мамаевом кургане в Волгограде. Ее строительство длилось почти десятилетие и закончилось в 1967 году.
Вид монумента Родина-мать на фоне жилой застройки. 2000-е годы
В 1974 году Вучетич умер, а его дело продолжил украинский скульптор, народный художник СССР Василий Бородай, который значительно переделал наработки предшественника. Строительство началось на днепровских склонах возле Наводницкой долины, спускающейся к мосту Патона. Образ героической женщины для статуи рисовали с украинского скульптора Галины Кальченко. Она, в свою очередь, является автором многих произведений искусства в Киеве, таких, как памятник Лесе Украинке, установленный относительно недалеко в районе современной станции метро "Печерская". В дальнейшем расположение статуй Родины-матери и Леси Украинки, повернутых друг к другу спинами, стало поводом для шуток горожан-острословов. Элитный жилой комплекс вдоль улицы Старонаводницкой, известный как Царское село, получил в Киеве еще и непечатное название, поскольку построен как раз между двумя "пятыми точками" женских фигур.
Транспортировка блока "голова". 1981 год
В отличие от бетонной волгоградской, киевскую статую выполнили исключительно из металла. Сталь отливали на заводах Запорожья, а конструктивные элементы делали в столице Украины. В Академгородке, вдоль бульвара Вернадского, до сих пор сохранились корпуса бывшего завода им. Парижской коммуны, где изготавливали части для гигантской металлической женщины. В дальнейшем их прямо среди бела дня перевозили улицами Киева на место монтажа специальным грузовиком-длинномером. Изумленные киевляне высовывались из окон городского транспорта и толпами стояли на набережной, наблюдая за транспортировкой этих элементов.
Монтаж статуи с помощью подъемного крана. 1981 год
Собирали детали прямо на строительной площадке с помощью специального подъемного крана 100-метровой высоты. Все элементы сваривали между собой под наблюдением специалистов из Института электросварки им. Патона. Рассказывают, что во время строительства Родины-матери было решено сократить на несколько метров гигантский меч, чтобы не превышать высоту Лаврской колокольни, расположенной совсем рядом.
Транспортировка гигантского меча. 1981 год
Одни видели в этом прагматичное желание сохранить архитектурную доминантность старинного здания, другие — религиозные предрассудки. На самом деле меч укоротили на три метра, потому что аэрогидродинамические испытания макета показали, что при запроектированной длине он будет сильно вибрировать на ветру, поэтому довольно скоро потребует ремонта. Что касается высоты, то металлическая скульптура почти на полтора десятка метров ниже Лаврской колокольни, а выглядит большей из-за особенностей рельефа.
Первый секретарь ЦК КПУ Владимир Щербицкий (слева) и Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель президиума Верховного Совета СССР Леонид Брежнев (справа) перерезают ленточку, торжественно открывая мемориал
Весь комплекс торжественно открыли 9 мая 1981 года. На церемонию приехал даже тогдашний генеральный секретарь Леонид Брежнев, которому было уже далеко за семьдесят. Конечно, перед открытием статуя прошла многократные испытания на прочность. Авторы утверждали, что она может пережить даже 9-балльное землетрясение. Под землей вокруг конструкции создали разветвленные дренажные системы для отведения грунтовых вод и противодействия оползням. Из-за этого в Киеве начали распространяться слухи о существовании секретного бункера под монументом.
Изготовление детали "герб СССР" для щита. 1980 год
В целом же о Родине-матери в городе насочиняли множество легенд. Некоторые туристы действительно верят, что в полночь статуя вращается вокруг своей оси, а потом громко бьет мечом о щит. Понятно, что это всего лишь смешная байка киевлян. Кстати, на щите до сих пор есть изображение огромного герба СССР, который согласно закону о декоммунизации должен быть демонтирован. Но такие работы очень сложные и дорогие, поэтому их отложили на будущее.
Сегодня существуют специальные экскурсии — за несколько сотен гривень желающие могут подняться на самую верхушку статуи, где устроена специальная площадка, откуда открывается захватывающий вид. Эти подъемы обязательно проводятся в сопровождении сотрудников, поскольку уже бывали случаи самоубийств.
Киевляне шутливо называют гигантскую статую Лаврентьевной из-за ее близости к Лавре, иногда зовут просто Бабой, изредка именуют Викторией Петровной, поскольку Виктория — это победа, а в сочетании с Петровна — имя отчество жены генсека Леонида Брежнева, в годы правления которого и были бессмысленно потрачены огромные деньги на строительство монумента.