Рус  /  Укр

Язык:

Национальный транспортный университет (Пятая гимназия)

Национальный транспортный университет. 2011 год

Здание Национального транспортного университета (бывшая 5-я Печерская гимназия) находится по адресу улица Омельяновича-Павленко, 1 (площадь Славы).

 

Здание Национального транспортного университета строилось для 5-й Киевской гимназии (ныне перестроено) по проекту архитектора Николая Чекмарева в середине 1880-х годов. Позже, с 1920-х годов и до Второй мировой войны здесь находились различные советские образовательные учреждения. В 1944 году распоряжением Совнаркома был открыт Киевский автомобильно-дорожный институт, который получил здание в свое распоряжение. Вскоре его полностью перестроили, уничтожив весь декор. О 5-й Печерской гимназии напоминает лишь небольшой бюст Пушкина работы скульптора Роберта Баха, средства на который были собраны учениками и преподавателями учебного заведения к 100-летию со дня рождения поэта.

Узнайте историю от основания достопримечательности и по сегодняшний день в полной версии
14 грн
А хотели бы Вы узнать



  • Чему учили гимназистов в Киеве начала ХХ века?
  • Как сложилась судьба архитектора здания?
  • Какой вид имела прежде теперешняя площадь Славы?

Эта и другая информация с историческими фактами и фото из прошлого
доступна в полной версии аудио экскурсии
Также в полной версии Вам будет доступен расширенный текст и дополнительные фото

Анонс полного текста:

 В начале 1880-х годов на Печерске проживало около 8 тысяч жителей, и при этом здесь не было ни одной частной или государственной гимназии. Это и стало причиной постройки учебного заведения в районе. Средства в размере 100 тысяч рублей предоставил благотворитель Никола Терещенко при условии строительства полной 8-классной гимназии. Двухэтажное здание получилось очень интересным — его украсили большие окна, высокий фронтон, а весь фасад был декорирован в стиле неорусского терема и неомавританского палаццо. Постройка замечательно выделялась среди однотипных сооружений местности, преимущественно военного назначения.

 5-я          Печерская          гимназия.          Начало          ХХ          века

5-я Печерская гимназия. Начало ХХ века

 Городская дума ежегодно выделяла на содержание гимназии 6 тысяч рублей. Обучение, по тем временам, стоило немало — примерно 50 рублей в год. Детей кучеров, кухарок и мелких лавочников сюда не принимали. Хотя частично в гимназии обучались и не самые богатые киевляне, многим из них приходилось искать помощь для оплаты учебы. Меценаты и почетные попечители, в соответствии с тогдашними традициями, вносили в фонд гимназии суммы для покупки нуждающимся ученикам формы или учебников. Способным гимназистам назначались именные стипендии, называвшиеся по имени благотворителя. Да и сами гимназисты-старшеклассники подрабатывали репетиторством. Государство же со своей стороны поощряло жертвователей чинами и наградами.

 Программа классической гимназии в империи того времени была стандартной: Закон Божий, латынь и древнегреческий, русский и церковнославянский, точные науки, французский и немецкий, пение, гимнастика, каллиграфия. В 5-й гимназии были оборудованы прекрасные кабинеты, библиотека, спортзал. Часто устраивались прогулки за город, катание по Днепру. Днепровское пароходство предоставляло суда бесплатно. Ученики путешествовали по историческим местам Украины, ездили в Крым, на Кавказ и на Урал. Более того, иногда они отправлялись на экскурсии в Европу, их даже принимал Папа Римский.

 Репетиция          оркестра          5-й          гимназии.          Начало          ХХ          века

Репетиция оркестра 5-й гимназии. Начало ХХ века

 Кроме классических предметов, в 5-й гимназии много времени отводилось музыке, хоровому пению, игре на скрипке и духовых инструментах. Путь на пристань с оркестром впереди часто превращался в своеобразный парад. Оркестром из 30 учеников руководил лично директор гимназии. Исполняли произведения Франца Гайдна, Эдварда Грига, увертюры к операм.

 Гимназисты должны были быть физически подготовленными. В гимназии внедрили курс военной гимнастики, которую преподавали офицеры гарнизона Печерской крепости. Ученики занимались легкой атлетикой, фехтованием, танцами. Спортзал был полностью оборудован необходимыми снарядами, а летом занятия проводились на воздухе. В то время были широко распространены основы чешского общества "Сокол" — гармоничное сочетание физических и моральных достоинств. Не случайно первый директор гимназии, чех по происхождению, Вацлав Петр придавал большое значение туристическим путешествиям.

 Гимназисты          5-й          гимназии          во          время          выполнения          строевых          упражнений.          Начало          ХХ          века

Гимназисты 5-й гимназии во время выполнения строевых упражнений. Начало ХХ века

 Среди выпускников гимназии было немало выдающихся личностей. С золотой медалью ее закончил будущий муж Леси Украинки, музыковед и этнограф Климент Квитка. Преподаватель гимназии Александр Музыченко стал первым директором Киевского Педагогического музея. Кстати, до строительства специального здания некоторое время в помещении гимназии находилась экспозиция этого музея. Советский режиссер Григорий Козинцев, окончивший 5-ю гимназию, использовал мотивы впечатлений юности в массовых сценах фильмов 1960–1970-х годов, таких как "Дон Кихот", "Гамлет", "Король Лир".

 В целом Печерская гимназия была неординарным явлением в Киеве начала ХХ века. При всем разнообразии дисциплин, развивающих личность, здесь, как и везде в империи, действовали циркуляры о наказаниях за проступки. В списке наказаний было одиночное сидение ученика в классе, оставление на час после уроков с сообщением родителям, карцер до 8 часов на черном хлебе и даже исключение без права повторного поступления. К числу проступков относились кража чужих вещей, курение и употребление спиртных напитков, азартные игры, опоздания, прогулы, неряшливость, богохульство и другое.

 В годы Гражданской войны гимназия закрылась на "бессрочные каникулы" после того, как в здание попал снаряд во время обстрела Киева большевиками. Достаточно печально сложилась и судьба архитектора учебного здания Николая Чекмарева. Почти 20 лет он занимал гражданскую должность архитектора Киевского учебного округа, а до этого служил в инженерном управлении Киевской крепости и имел звание генерал-майора. Выйдя на пенсию, архитектор проживал в городке Гостомель под Киевом в собственном имении Чекмаревка. В 1920-е годы одинокий старик после национализации имущества остался без средств к существованию. Он обратился в Гостомельское товарищество "помочь ему харчами и дровами, иначе умрет от голода и холода". Надо отдать должное гостомельцам — они отстояли от выселения из дачного поселка Буча 75-летнего человека и во многом ему помогали.

 Перестройка          здания          5-й          гимназии.          1960          год

Перестройка здания 5-й гимназии. 1960 год

 Помещения же бывшей гимназии до Второй мировой войны занимали различные советские образовательные учреждения. А через год после освобождения Киева от нацистов, в 1944 году, их передали только что созданному Киевскому автомобильно-дорожному институту. Здание было полностью перестроено и весь декор уничтожен. 5-я Печерская гимназия изменилась до неузнаваемости. Изящная стильная постройка конца ХІХ века превратилась в четырехэтажное, облицованное плиткой, безликое строение. Да и площадь теперь выглядит совершенно иначе. Когда-то эти земли принадлежали военному ведомству. Во времена строительства гимназии здесь высился Никольский военный собор, возведенный в конце ХVII века в стиле украинского барокко на средства гетмана Ивана Мазепы. Приметой времени с начала ХХ века на Печерске был вездесущий киевский трамвай, соединявший разрозненные и отдаленные районы города. Теперь площадь Славы — большая транспортная развязка, но уже без трамвая. В 1960-е годы здесь построили Дворец пионеров и школьников, а в 1980-е — гостиницу "Салют".

 Ныне здание бывшей 5-й гимназии, в которой находится Национальный транспортный университет, ничем не примечательно. Единственное напоминание о гимназических временах — сохранившийся до наших дней бюст Пушкина работы скульптора Роберта Баха перед центральным входом. К 100-летию поэта в 1899 году бюст установили на средства, собранные учениками и преподавателями гимназии.

...

Попробуйте наше приложение

Прямо здесь и сейчас. Нажмите на карту, выберите понравившуюся достопримечательность и послушайте о ней.

Скачать его можно в App Store и Google Play. Или пользуйтесь без скачивания

Экскурсии с этим местом
Другие экскурсии по Киеву
Аудио экскурсия Почтовая площадь
София Киевская
По улице Терещенковской
Киево-Печерская Лавра - часть 2
Муралы - верхний город
Киево-Печерская Лавра - часть 1
От площади Льва Толстого по Большой Васильковской
Подземная река Кадетская роща
Подземная река Глубочица
Подземные реки Клов и Крещатик
Аскольдовая дренажная система
Никольская дренажная система
По улице Владимирской (Площадь Льва Толстого - Софийская площадь)
От Майдана на Бессарабку через Липки
От Крещатика до Лавры по Грушевского
Майдан - Контрактовая площадь
Пятидневная поездка в Чернобыльскую Зону отчуждения из Киева
Групповые поездки в Чернобыльскую Зону отчуждения из Киева
Автобусный тур в Чернобыльскую зону из Киева
Индивидуальные однодневные поездки в Чернобыльскую Зону
От Золотых ворот на Крещатик
Правительственный квартал
От Бессарабской площади на Андреевский спуск
От ЖД вокзала на Андреевский спуск
Обзорная - от Золотых ворот к Верховной раде
Обзорная - от Золотых ворот на Бессарабку
Обзорная – от центра на Андреевский спуск
Обзорная - от центра на Подол
От ЖД вокзала до Подола на фуникулере
От ЖД вокзала до Софии Киевской
От ЖД вокзала на Майдан
От Крещатика до Лавры через Липки
От Крещатика до Лавры через парки
От Андреевского спуска на Подол
От Майдана до Липок
От Бессарабки до Мариинского парка
История Контрактовой площади
Показать все экскурсии
Квартиры посуточно можно выбрать здесь

Индивидуальные экскурсии по Киеву

Лучшие экскурсоводы Киева проведут для Вас индивидуальную экскурсию на русском, украинском, английском, польском, французском и других языках

Национальный транспортный университет

Одно из самых популярных высших учебных заведений на территории масштабной Украины. Этот университет в народе еще называют пятой гимназией. У него очень увлекательная история, которой сможет увлечься каждый. Вообще, все, что касается образования в Украине – это само по себе интересно, ведь история несколько неоднозначна и, как показывает практика, многие предпочитают верить в то, что хоть как-то могут себе же объяснить. Но по факту, есть уйма самых разных обстоятельств родом из прошлого, посредством которых и создалось то настоящее, в котором мы с вами живем. И сейчас этот университет – одно из национальных достояний, которым мы можем гордиться.  

История университета до XXI века

Началась она еще в далеком 1944 году. Тогда приказом распорядился Совет Народных комиссаров и с седьмого ноября появился Киевский автомобильно-дорожный институт. И только с сентября 2000 года он стал Национальным транспортным университетом, а в народе – НТУ. Еще в год создания было открыто два факультета – дорожный, а также механический. Если с первым все понятно, то второй был создан для подготовки различных специалистов в сфере транспорта. 

Через четырнадцать лет институт переименовали в автомобильный, сменили ректора и создали научно-исследовательский сектор (сегодня научная часть). Еще через некоторое время создали новый факультет – инженерно-экономический. И только в 1970 году открылось отделение, которое подготавливало абитуриентов к поступлению. 

Спустя девять лет учебное заведение начало выпускать свою газету. За первые двенадцать лет было издано более 450 выпусков. После этого издание прекратило свое существование вплоть до 2003 года. Причиной стала смена ректора. С тех пор «Автодорожник» почти дошел до цифры в шесть сотен выпусков! Прочитав хотя бы один из них, каждый убедится в том, что газета в буквальном смысле отражает внутреннюю жизнь университета. Создают его в большей мере студенты, которые, собственно, и рассказывают об учебе, досуге и отдыха. 

В 1984 году ректор снова сменился, а с ним и некоторые факультеты. К примеру, инженерно-экономический был заменен на факультет экономики и эксплуатации автомобилей. Через год благодаря новому руководителю появилась и новая форма обучения – заочная. Немного позднее автомобильный факультет реорганизовали в автомеханический и открыли для обучения общеинженерный. 

С 1992 года в институте было создано еще одно отделение для последипломного образования, а еще через год – отделение управления на транспорте. В 1994 году институт получил звание Украинского транспортного университета, а через некоторое время открыл обновленные курсы для подготовки студентов к поступлению. На основе всего, что было, в 1999 году при университете был создан Институт экономики и бизнеса на транспорте. 

История с 2000 года: Национальный транспортный университет и его преображение

Именно в новом столетии университет и получил свое долгожданное звание – Национальный. В этом же году создан институт, посвященный науке и исследованиям. За время своего существования университета как национального, было выполнено более восьми десятков научно-исследовательских работ, которые финансировало государство. Всего это вышло в двенадцать миллионов гривен. Также были проведены государственные договорные работы с общим чеком на почти тридцать миллионов гривен! Финансировало тоже государство. 

С 2000 года университет разработал более четырех сотен проектов, в которых участвовали студенты. Более пятнадцати тысяч человек работали над всеми вопросами, поисками и пр. По результатам выполненных работ можно подвести итог: с 2005 года было защищено более сотни кандидатских диссертаций и почти десяток докторских! 

Мало кто знает, но когда учебное заведение стало Национальным, то в его состав вошел и Львовский университет. В 2003 году сменился ректор и на основе заочной формы обучения был создан Институт заочного, а также дистанционного обучения. После этого открыли и центр информационных технологий.

С 2005 года Национальный университет Киева берет участие в двух десятках международных договоров о сотрудничестве. В их составе почти тридцать иностранных ВУЗов.

Через год филиал был открыт в Кривом Роге, затем и в Ивано-Франковске. В 2010 году он получил сертификат о присоединении к главному европейскому университету, что находится в Болонье, Италия. А в 2013 присоединили Киевский транспортно-экономический колледж.

С 2014 года НТУ входит в состав Европейской Ассоциации Университетов. В том же году создан факультет транспортного строительства. 

Итоги. А итоги ли?

За семьдесят лет жизни университет выпустил около 70 тысяч специалистов и не только в Украину и бывший СССР, но и во многие страны мира. Сейчас в его составе три института, научно-исследовательский институт, а также восемь филиалов. Здесь можно выбрать из двух десятков направлений и тридцати специальностей.

НТУ предоставляет пять общежитий и почти все они находятся рядом с университетом (кроме одного). Тут есть и огромная библиотека, буфеты, магазины. Так что все это можно назвать студенческим городком, в котором хочется жить, учиться и развиваться!

НТУ в Киеве – место, у которого почти вековая история! Он открылся, развивался, учился вместе с молодежью, а сегодня уже гордится своим именем не просто на всю Европу, а на весь мир! 

Хотите стать студентом этого ВУЗа? Или же вам просто импонирует его история? Хотите полюбоваться интересной архитектурой сооружения? Тогда обязательно приезжайте в Киев. Аудиогид – продукт, разработанный командой okTV, позволит вам самостоятельно узнать максимум полезной информации об этом университете. В платных источниках и в архивах мы долго искали уникальный контент, с которым теперь делимся с нашими посетителями. Вам не придется обращаться за помощью к профессиональным экскурсоводам либо же к историкам. Все, что стоит знать об этом месте – мы уже поместили в наши аудиофайлы, которые вам нужно просто скачать и послушать, прогуливаясь рядом с одной из главных образовательных достопримечательностей страны.

Национальный транспортный университет