Свято-Троицкая надвратная церковь — небольшая по размеру, самая древняя сохранившаяся постройка Киево-Печерской Лавры, зажатая между крепостными стенами и ныне празднично украшенная, является ключом к сокровищам истории, открывающимся за воротами. Она находится во втором ярусе над главными входными воротами. Этот храм — фортификационное сооружение в системе крепостных стен Киево-Печерского монастыря, памятник архитектуры начала ХІІ века. Здание почти квадратное в плане, имеет размеры 12х12,5 метров. Основными строительными материалами для него служили тонкий прямоугольный кирпич-плинфа и дикий камень. В древнерусские времена церковь была украшена скромно, храм имел примерно такой же вид, как реконструкция надвратной церкви Благовещенья над Золотыми воротами.
![Предполагаемый внешний вид Троицкой надвратной церкви. Реконструкция Ю. Асеева](/img/article_photo/02_84.jpg)
Предполагаемый внешний вид Троицкой надвратной церкви. Реконструкция Ю. Асеева
Древнюю кладку обнаружили, когда в конце ХІХ века во время ремонта сняли штукатурку. Сейчас домонгольская кладка стен открыта для осмотра на южной стене храма со стороны двора. Внутри своды алтаря были выложены не плинфой, а кувшинами-голосниками на растворе. Это облегчало конструкцию и создавало хорошую акустику. Точное время строительства церкви установить сложно. По поздним сведениям один из потомков киевского князя Ярослава Мудрого в 1107 году постригся в монахи под именем Никола и пожертвовал свое состояние монастырю и на храм. Отсюда и ведется отсчет возраста храма — более 900 лет. Есть сведения, что князь-инок был привратником, выполнял другие простые обязанности, он погребен на Ближних пещерах и мощи его нетленны. Известно также, что в начале ХІІ века верхняя часть монастыря была обнесена мощной крепостной стеной высотой шесть и толщиной два метра. При этом в системе каменных стен существовали ворота, над которыми возвышалась надвратная церковь. Обычно такие храмы над воротами выполняли дополнительную роль сторожевых башен, и на первом ярусе по бокам арки предусматривались помещения для караульных.
В 30–40-е годы ХVІІІ века фасады Троицкого храма были пышно украшены в стиле барокко. Купол приобрел грушевидную форму с маковкой и ажурным крестом, вокруг купола установили позолоченные декоративные рипиды-опахала. Внутри находится резной деревянный позолоченный ажурный иконостас, паникадило под куполом на 16 свечей весит 664 килограмма. Пол церкви устлан чугунными плитами. Один из главных шедевров внутреннего убранства — композиция Никейского собора, посвященного церковному собранию в Никее в 325 году, на котором был принят Символ веры, определено время праздника Пасхи и выработаны другие каноны.
![Святые ворота Киево-Печерской лавры и Троицкая надвратная церковь. Рисунок М. Сажина. 1846 год](/img/article_photo/03_50.jpg)
Святые ворота Киево-Печерской лавры и Троицкая надвратная церковь. Рисунок М. Сажина. 1846 год
Больше всего в росписях Троицкой церкви поражают пейзажи — с прудами, цветами, деревьями, под сенью которых изображены редкие звери и птицы тропических стран. В целом роспись включает более 100 композиций, соответствующих религиозному содержанию праздника Троицы. В начале ХХ века художник Иван Ижакевич, много работавший в Лавре, создал на подходе к храму композиции, изображающие Печерских святых Ближних и Дальних пещер.
В православных храмах отсутствует традиция сидеть. Но в Троицком храме вдоль стен находятся деревянные расписные скамьи с подлокотниками. Они предназначались для престарелых и больных монахов, которые по немощи не могли стоять. Ведь совсем рядом с Троицкой надвратной церковью находился Никольский больничный монастырь с больными и калеками, которые посещали службу в Троицкой надвратной церкви.
Считается, что прошедшему под Святыми воротами сразу же отпускается половина грехов. А вот заводчику Ивану Демидову вперед было прощено все, когда он пожертвовал фигурные чугунные плиты пола для Троицкой надвратной церкви и других построек Лавры. Что еще касается традиций, то по преданию, даже самым уважаемым лицам надлежит входить через Святые врата только пешком. Так и сейчас — все без исключения посетители проходят ворота через небольшую калитку.
![Вид Троицкой церкви со стороны Соборной площади. 1900-е годы](/img/article_photo/04_59.jpg)
Вид Троицкой церкви со стороны Соборной площади. 1900-е годы
Фасад Троицкой церкви со стороны Соборной площади очень красив, хотя расписан несколько скромнее, чем с наружной стороны, где он призван произвести впечатление на входящих.