Рус  /  Укр

Язык:

Улица Симона Петлюры

Улица Коминтерна (сейчас Петлюры). 1959 год

Улица Петлюры находится между Вокзальной площадью и бульваром Тараса Шевченко.

 

Улица Симона Петлюры - историческая улица, появившаяся на карте города в первой половине ХІХ века. В 1870 году открыли движение по железной дороге и улица стала главными воротами города. Сначала она называлась Игнатьевской, в честь жившего здесь землевладельца, потом Безаковской, а позже коминтерна. Улица сохранила большую часть старой дореволюционной застройки, поэтому интересна туристам, исследователям и архитектуроведам. Сегодня улица названа в честь Симона Петлюры – украинского военного и политического деятеля, главного атамана войска и флота.

Узнайте историю от основания достопримечательности и по сегодняшний день в полной версии
14 грн
А хотели бы Вы узнать

 

  • Какая надпись украшала колеса первого поезда, прибывшего в Киев?
  • Что такое ЮРОТАТ?
  • Сколько лет по улице ходил трамвай?
  • Где находится до сих пор пустующее место, снесенного храма Святого Ильи?

Эта и другая информация с историческими фактами и фото из прошлого
доступна в полной версии аудио экскурсии
Также в полной версии Вам будет доступен расширенный текст и дополнительные фото

Анонс полного текста:

 Улица Петлюры возникла в 1830-е годы как ответвление от Бульварного шоссе (сейчас бульвар Шевченко). Она вела к долине реки Лыбедь, а потом плавно переходила в старую дорогу, идущую к Жулянам. Первым ее названием было Игнатьевская по имени обосновавшегося здесь землевладельца. В первом квартале по нечетной стороне к улице примыкает территория Ботанического сада им. Фомина, созданного при Университете св. Владимира еще в 1840-е годы.

 В процессе строительства Киево-Балтской железной дороги улица стала важным ключевым узлом. В 1869 году ей присвоили новое название. В честь умершего за год до того киевского генерал-губернатора Александра Безака она стала именоваться Безаковской. Губернатор приложил большие усилия к строительству киевского вокзала. Интересно, что на колесах первого поезда, прибывшего в Киев в 1868 году, была написана его фамилия. Еще одним общественным деятелем, много сделавшим для открытия железной дороги, был граф Алексей Бобринский. Его память увековечили в бронзе, открыв памятник на углу Безаковской улицы и бульвара. Фигура Бобринского была обращена лицом к вокзалу, а ногой опиралась на кусок железнодорожного рельса.

 После открытия движения по железной дороге в 1870 году, улица закономерно превратилась в главные ворота города. Через реку Лыбедь построили капитальный мост, соединив Вокзальную площадь с Безаковской улицей. По ней вынужденно или целенаправленно проезжало большинство прибывающих в город. Их встречала большая вывеска с надписью "Добро пожаловать", прикрепленная тросами к красивым металлическим опорам. А для покидавших город с обратной стороны вывески имелся слоган "Счастливого пути". Верхушку таблички венчал имперский герб.

Угол          улиц          Безаковской          и          Жилянской.          1910-е          годы

Угол улиц Безаковской и Жилянской. 1910-е годы

 Со временем, учитывая выгодное месторасположение улицы, предприимчивые коммерсанты открыли здесь несколько гостиниц для приезжих. На углу бульвара Шевченко и улицы Петлюры в трехэтажном здании появилась гостиница "Руан". В начале ХХ века бывший швейцар гостиницы "Европейской" Артемий Самофалов взял здесь в аренду 37 комнат и неплохо зарабатывал на их сдаче до 1918 года. Было на улице и множество небольших меблированных комнат. Их названия свидетельствовали о близости железной дороги —"Вокзальные", "Юго-западные", "Варшавские", "Петербургские".

 В целом улица и сегодня чудесным образом воспроизводит всю палитру архитектурных стилей, которые с умение и любовью использовали зодчие минувших лет. Так, по адресу Симона Петлюры, 14 сохранилось здание красивого дома Людвига Фальберга, украшенное колоннадой. На первом этаже располагались магазины, среди которых был и книжный магазин известного журнала "Киевская старина". Соседний дом под № 12 оформлен с элементами неоготики — имеет стрельчатые окна. Когда-то в нем располагались медицинские учреждения. Здесь были водолечебница, женская консультация, рентгенкабинет. В № 10 жил известный коллекционер Иосиф Хойновский. Он содержал частный "Музей исторических, художественных и археологических древностей".

 Подлинным украшением улицы является здание на углу с улицей Саксаганского. Его построили в самом конце ХІХ века для конторы и магазина Южнорусского общества торговли аптечными товарами (ЮРОТАТ). Некоторое время дом считался самым роскошным в городе. Над карнизом фасада выполнены рельефы со сценами из истории развития медицины, над фронтоном — изображение римского бога торговли и прибыли Меркурия, а по углам — фигурки сов (символ мудрости). К сожалению, во время ремонта дома в 1980-е годы часть скульптур, в том числе и Меркурия, сняли. Производство завода ЮРОТАТ находилось напротив через дорогу, на теперешней улице Саксаганского. Изготавливали там не только лекарственные препараты, но и различные средства гигиены — мыло, чистящие и моющие средства.

Бывшее          здание          ЮРОТАТ.          1950-е          годы

Бывшее здание ЮРОТАТ. 1950-е годы

 Прилегающая к вокзалу территория с четной стороны улицы была застроена корпусами Южнорусского машиностроительного завода, который после революции 1917 года превратился в завод "Ленинская кузница". А с нечетной стороны почти на углу с улицей Жилянской в 1908 году по проекту архитектора Евгения Ермакова начали строить церковь св. Ильи. Храм торжественно заложили в честь 800-летия Михайловского монастыря, которому принадлежал тогда этот участок. Закончить строительство и освятить церковь удалось к 1914 году. Однако церкви не судилась долгая жизнь. Ее уничтожили в 1930-е годы под предлогом строительства ТЭЦ. Примечательно, что место пустует по сегодняшний день.

 В 1919 году улица получила название в честь Коммунистического Интернационала (Коминтерна). Тогда же приняли решение о сносе памятника Бобринскому. Правда, произошло это не сразу, а только в начале 1920-х годов. При этом постамент оставался на месте до начала следующего десятилетия. Поначалу на него собирались установить памятник Шевченко, но потом от идеи отказались. В начале 1930-х годов на углу с улицей Ветрова (Назарьевской) появился жилой дом завода "Транссигнал", а затем построили дом № 7-9. Оба они являются своеобразными символами архитектурных поисков советских зодчих, разрабатывавших новое функциональное жилье.

Церковь          св.          Ильи.          1910-е          годы

Церковь св. Ильи. 1910-е годы

 После Второй мировой войны в следующем квартале улицы возвели монументальное здание "Научно-исследовательского и проектно-изыскательного института транспортного строительства "Киевгипротранс". В 1954 году место Бобринского занял конный памятник Щорсу, первому коменданту советского Киева. В конце 1960-х на углу с Жилянской улицей появилось типичное сооружение того периода из стекла и бетона — дом быта "Столичный", существующий и поныне. А в первой части улицы, за забором Ботанического сада, в конце 1970-х годов вырос купол гигантского климатрона высотой в 30 метров. Этот огромный оранжерейный комплекс площадью около 1000 квадратных метров на момент открытия был самым большим в мире среди сооружений подобного типа.

Строительство          дома          быта

Строительство дома быта "Столичный". 1968 год

 С началом новой эпохи с 1991 года часть зданий на улице вновь приспособили под коммерческие структуры. К счастью, за последние десятилетия не предпринимались новые попытки изменить сложившийся облик улицы. Правда, в 1996 году разобрали трамвайные рельсы, прервав почти 100-летнюю историю движения трамвая по этой магистрали. В 2009 году улица получила новое название в честь Симона Петлюры, идейного борца за независимость Украины.

...

Попробуйте наше приложение

Прямо здесь и сейчас. Нажмите на карту, выберите понравившуюся достопримечательность и послушайте о ней.

Скачать его можно в App Store и Google Play. Или пользуйтесь без скачивания

Экскурсии с этим местом
Другие экскурсии по Киеву
Аудио экскурсия Почтовая площадь
София Киевская
По улице Терещенковской
Киево-Печерская Лавра - часть 2
Метро Арсенальная - Родина Мать
Муралы - верхний город
Киево-Печерская Лавра - часть 1
От площади Льва Толстого по Большой Васильковской
Подземная река Кадетская роща
Подземная река Глубочица
Подземные реки Клов и Крещатик
Аскольдовая дренажная система
Никольская дренажная система
По улице Владимирской (Площадь Льва Толстого - Софийская площадь)
От Майдана на Бессарабку через Липки
От Крещатика до Лавры по Грушевского
Майдан - Контрактовая площадь
Пятидневная поездка в Чернобыльскую Зону отчуждения из Киева
Групповые поездки в Чернобыльскую Зону отчуждения из Киева
Автобусный тур в Чернобыльскую зону из Киева
Индивидуальные однодневные поездки в Чернобыльскую Зону
От Золотых ворот на Крещатик
Правительственный квартал
От Бессарабской площади на Андреевский спуск
Обзорная - от Золотых ворот к Верховной раде
Обзорная - от Золотых ворот на Бессарабку
Обзорная – от центра на Андреевский спуск
Обзорная - от центра на Подол
От Крещатика до Лавры через Липки
От Крещатика до Лавры через парки
От Андреевского спуска на Подол
От Майдана до Липок
От Бессарабки до Мариинского парка
История Контрактовой площади
Показать все экскурсии
Квартиры посуточно можно выбрать здесь

Индивидуальные экскурсии по Киеву

Лучшие экскурсоводы Киева проведут для Вас индивидуальную экскурсию на русском, украинском, английском, польском, французском и других языках

Улица Семена Петлюры – эклектический Киев, как на ладони

Фасад старого вокзала в Киеве направлен прямо на улицу Семена Петлюры. А идет она от Вокзальной площади до бульвара Шевченка. Со стороны бульвара, по левую сторону, будет зеленая зона, так как за стенами забора находятся богатства ботанического сада имени Фомина. Кстати, отличнейшее место для проведения досуга! Весной здесь все оживает, благоухает ароматами цветов и поражает роскошью изумрудной, сочной, молодой зелени. Для тех, кто любит природу во всех ее проявлениях – непременно стоит сюда прийти. По правую сторону вразнобой находятся старые и новые здания. Такой контраст и является украшением городского мира – это смесь давности и нового стиля. И так проще рассмотреть поэтапное развитие архитектурного искусства, в какой-то степени. О былых временах напоминают строения с колоннами, пилястрами, портиками, украшенными оригинальными барельефами или другим видом лепнины. Часто в таких зданиях имеются фигуры людей на стенах, карнизах, над аркой.

Давние строения – украшения сегодня

Как меняются времена, так и названия улиц. В каждом веке есть особы, знаменитые личности, которые внесли значимый вклад в развитие если не самого города, то в сферу искусства, науки, промышленности, или отличились каким-то другим способом. Чтобы их имена стали известны, ими называют улицы, бульвары, площади. Вот и улица Семена Петлюры в Киеве носит современное название с 2009 года. Именно тогда исполнилось 130 лет со дня рождения украинского политического деятеля, революционера, журналиста, атамана флота. Ранее называлась Игнатьевской, Безаковской, Коминтерной.

Только со старых иллюстраций понятно, как перекресток Саксаганского и Семена Петлюры выглядел раньше. Потому что сейчас уже нет ни трамвайных линий, ни дороги с брусчаткой. Не все сохранилось и внутри зданий. Неудивительно, потому что в годы войны разрушались объекты с их содержимым, а изменение власти также не проходило бесследно – уничтожались многие литературные издания, запрещалась определенная символика.

Дом на Саксаганского 108/18 – одно из самых ярких украшение современной улицы. Это еще и  образец архитектурного искусства. Он так выглядит, потому что зодчий Александр Хойнацкий без стеснения использовал возможные элементы декора. Вот только не все сохранились. По обеим сторонам входных дверей магазина аптекарских товаров раньше стояли фигуры женщин, но сейчас осталась только небольшая лестница и тонкие перила. Но здание до сих пор украшают пилястры с капителями, лепнина между 2-м и 3-м этажами, эмблемы Гипократа и Авиценны. Как и в большинстве архитектурных строений по улице Семена Петлюры, в данном легко узнать эклектический стиль. Здание было не просто аптекой, а также здесь располагалась лаборатория. Владельцем помещений был А. Марцинчик, и только после объединения с Южнорусским обществом, организация стала называться ЮРОТАТ. Сейчас в здании действуют госучреждения, бары, магазины.

Дом №2/4 был небольшим отелем в XIX веке. Сегодня его стены украшает виноградная лоза. Несмотря на миниатюрность гостиницы, ее посещали богатые особы. Гостям Киева предоставляли шикарные комнаты с изящной мебелью.

Помимо эклектики, в архитектуре заметна неоготика, – это о номере 10 по улице Семена Петлюры. Первый этаж здесь занимала коллекция адресных книг Иосифа Хойновского. И для тех, кто не представляет путешествия без того, чтобы открыть для себя какие-то новые форматы искусства или не полюбоваться какими-то классическими архитектурными стилями – это место точно придется по душе.

Невозможно пройти мимо дома №14. Видно, что за фасадом тщательно ухаживают. Окна на 3 и 4 этажах – арочного типа. Они контрастно смотрятся вместе с традиционными – в виде прямоугольников. Возведение здания заказал механик Л. Фальберг. Помимо этой должности в университете он также работал оптиком. Сейчас помещения снимают частные организации под офисы.

Особняк в 13 доме особо выделяется. Несмотря на довольно эффектное убранство его фасада, дом отдан под жилье, кроме первого этажа, где ведется офисная деятельность. Банхофштрассе – такое переименование всей улицы Петлюры случилось в 1942 году, но было активно всего год. Тогда в особняке жили немецкие солдаты, из-за чего целое здание прозвали немцем. Солдатам удобно было селиться в дома поблизости вокзала, и, похоже, выбрали они самое красивое. Надо бы признать, что вкус у них был очень даже ничего. Ведь даже самые взыскательные критики всегда высоко отметают роскошь сооружения.

Помещения Института транспортного строительства «Киевгипротранс» располагаются в стенах масштабного здания по улице С. Петлюры, 15. Нижняя часть дома выполнена в темных тонах, над входной дверью находятся три балюстрады. Во всю длину верхних 4-х этажей возвышаются пилястры с декоративными капителями.

По улице еще множество зданий из последних двух столетий, но о них нужно узнавать с аудио гидом. Причем вы наглядно посмотрите, каким был их вид раньше.

Аудио гид – уникальный источник знаний

Привыкли путешествовать в компании, потому что это – необходимость для любой групповой экскурсии? Предлагаем не боятся стать туристом «в одиночку». Хватит подстраиваться под потребности группы, где вы можете и половины (а то и всех) людей вообще не знать. Просто берите с собой любой портативный девайс и наушники. Мы подготовили уникальный продукт – аудио гид. С ним ничего не ускользнет из вашего внимания. Если в группе вас могут отвлечь, то в своей собственной экскурсии вы будете идти туда, куда хотите, слушать то, что хотите и, при этому, оставаться полностью погруженным в познание истории.

Чтобы начать путешествие сейчас, скачайте с данной страницы аудио файл. В бесплатном варианте собраны важные детали прошлого, изложенные в краткой форме. Согласитесь, хватит изучать увлекательные факты исторического прошлого поверхностно. Ведь с упрощенного формата экскурсии много чего останется непознанного. Скачайте полную версию и узнайте весь рассказ из истории улицы, памятника, заповедника, в общем, любого объекта, о котором вы желаете узнать больше информации. Файл сведен так, что сохранен хронологический порядок и добавлены изображения. Ведь для многих картинки в книге истории были единственным развлечением за школьный урок. Аналогии нашему аудиогиду – нет. Скажем без лишней скромности, что этот продукт – ноу-хау, которое полностью освобождает вас от привязанности к другим людям. Теперь вы можете путешествовать в любое удобное для вас время, ни от кого не зависеть и, при этом, получать не меньше удовольствия!

Улица Семена Петлюры – эклектический Киев, как на ладони