Рус  /  Укр

Язык:

Станция метро «Политехнический институт»

Станция «Политехнический институт». Открытка 1969 года

Станция метро "Политехнический институт" расположена на Святошинско-Броварской линии метрополитена (красной) между станциями "Вокзальная" и "Шулявская". 

 

Станция "Политехнический институт" открыта 5 ноября 1963 года. Ее проектирование и строительство проходило в режиме максимальной экономии средств под лозунгом "борьбы с излишествами в архитектуре". Тем не менее, на станции есть некоторые интересные элементы художественного оформления. Поскольку станция является своего рода воротами в расположенный в старом парке огромный студенческий городок — Национальный технический университет Украины "Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского", она обслуживает значительное количество пассажиров, в основном молодежи. Любознательным туристам будет интересно посетить ведомственный Музей метро, расположенный в шестиэтажном административном здании Киевского метрополитена непосредственно над станцией.

Узнайте историю от основания достопримечательности и по сегодняшний день в полной версии
14 грн
А хотели бы Вы узнать



  • Какие инновации использовали при строительстве станции?
  • Что символизирует барельеф в торце центрального зала?
  • Как попасть в ведомственный Музей метрополитена?

Эта и другая информация с историческими фактами и фото из прошлого
доступна в полной версии аудио экскурсии
Также в полной версии Вам будет доступен расширенный текст и дополнительные фото

Анонс полного текста:

 "Политехнический институт" — первая станция так называемой второй очереди, строительство которой стартовало сразу после начала работы киевского метрополитена. Следует отметить, что открытая в 1960 году первая очередь метро, которая связала станции "Днепр" и "Вокзальная", оказалась убыточной и потребовала значительных дотаций. Это произошло, потому что устоявшиеся пассажиропотоки не соответствовали ее трассе. Так что строительство второй очереди, охватывавшей большое количество студентов КПИ и многочисленных жителей Шулявки, было оправданным и необходимым. Торжественное открытие новой станции состоялось 5 ноября 1963 года, то есть ровно через три года после появления метрополитена в Киеве. Интересно, что в тоннеле возле самой станции "Политехнический институт" метростроевцы оставили на стене автограф — надпись с датой и своими инициалами.

 Первый          секретарь          ЦК          КПУ          Петр          Шелест          открывает          вторую          очередь          Киевского          метрополитена.          5          ноября          1963          года

Первый секретарь ЦК КПУ Петр Шелест открывает вторую очередь Киевского метрополитена. 5 ноября 1963 года

 Говорят, что для продолжения строительства за станцией "Вокзальная" из-за нехватки финансирования использовали детали, которые остались после провала грандиозного секретного киевского строительства — железной дороги для военных нужд под руслом Днепра. Оно было остановлено Второй мировой войной и после завершения боевых действий уже не возобновлялось. Но якобы некоторые конструктивные элементы с незаконченного строительства удалось использовать при сооружении второй очереди метро.

 Станция "Политехнический институт" — пилонная, трехсводчатая с островным типом платформы, стандартной длиной в 100 метров и несколько зауженной шириной — немногим меньше 15 метров. Авторы конструкции — архитекторы Григорий Головко, Евгений Иванов, Михаил Сыркин и другие, художественное оформление выполнил известный скульптор Василий Бородай. При строительстве станции использовали некоторые новые на то время технологии: впервые в практике советских метростроителей станция целиком смонтирована из сборного железобетона. Этот метод позволил ускорить работы и сэкономить средства. Чугунные тюбинги, которые были значительно дороже, а кроме того, поддавались коррозии, заменили более современными железобетонными. Именно из них и монтировали новые тоннели, а также своды станции "Политехнический институт".

 Строительство          станции          Политехнический          институт          с          использованием          новых          технологий.          Май          1962          года

Строительство станции "Политехнический институт" с использованием новых технологий. Май 1962 года

 Понятно, что свое название новая станция получила из-за близости Киевского политехнического института (ныне Национальный технический университет "КПИ имени Игоря Сикорского"). Такое соседство отразилось и на оформлении станции. Чтобы подчеркнуть вклад советской молодежи в развитие науки и техники, в торце станции поместили панно из металла и керамики "Завоевание космоса советской наукой". На нем изображена молодая красивая женщина, которая символизирует Науку и как бы отправляет из своей ладони спутник в космос.

 Панно          Завоевание          космоса          советской          наукой

Панно "Завоевание космоса советской наукой"

 Стены залов отделаны светло-розовым мрамором, пилоны украшены утонченными решетками, ажурный карниз с внутренним освещением выполнен из оргстекла. Стоит отметить и очевидные "следы" экономии, заметные при сравнении с другими станциями, открытыми в 1960 году. На станциях второй очереди во многих местах использовали более дешевые материалы. На "Политехническом институте" это, в первую очередь, заметно в облицовке залов с посадочными платформами — тут стены отделаны обычной плиткой.

 Единственный выход со станции, к которому ведет трехполосный одномаршевый эскалатор, встроен в шестиэтажное административное здание, принадлежащее Управлению Киевского метрополитена. Среди многочисленных рабочих кабинетов есть одна достопримечательность, которая, скорее всего, привлечет любопытного туриста. Это Музей Киевского метрополитена, где собраны многочисленные экспонаты из истории метро: макеты, схемы, награды, коллекции жетонов. Посетить музей может каждый желающий, но для этого нужно предварительно записаться. Вход и экскурсионное обслуживание бесплатные, но нужно строго выполнять все требования дирекции метрополитена и руководства музея, касающиеся поведения в экспозиции.

 Вид          административного          здания          метрополитена          со          стороны          Брест-Литовского          шоссе          (сейчас          проспект          Победы).          1964          год

Вид административного здания метрополитена со стороны Брест-Литовского шоссе (сейчас проспект Победы). 1964 год

 Интересно, что неподалеку от современного административного здания когда-то находилась церковь св. Марии Магдалины, при которой было и свое кладбище. Храм разрушили и разобрали в 1930-е годы, а рядом построили школу (ныне физико-математический лицей № 142), в фундамент которой положили кирпич разрушенного сакрального здания.

 Разрушение          церкви          св.          Марии          Магдалины          и          строительство          школы          возле          будущей          станции.          1930-е          годы

Разрушение церкви св. Марии Магдалины и строительство школы возле будущей станции. 1930-е годы

 Возле станции "Политехнический институт" расположены объекты, которые могут заинтересовать туристов. Отсюда удобно добираться до Киевского зоопарка, скоростного трамвая, и, конечно, до Киевского политехнического института, старейшие корпуса которого были заложены еще в конце ХІХ века. Тут можно насладиться прогулкой по парку, отдохнуть на удобных лавочках, посмотреть натурные экспонаты посреди институтского городка.

...

Попробуйте наше приложение

Прямо здесь и сейчас. Нажмите на карту, выберите понравившуюся достопримечательность и послушайте о ней.

Скачать его можно в App Store и Google Play. Или пользуйтесь без скачивания

Другие экскурсии по Киеву
Курсы стрельбы Киев
Подземная от вокзала до Лукьяновки
Тир лазерный Киев
Подземная Тюрьма НКВД
Аудио экскурсия Почтовая площадь
София Киевская
По улице Терещенковской
Киево-Печерская Лавра - часть 2
Метро Арсенальная - Родина Мать
Муралы - верхний город
Киево-Печерская Лавра - часть 1
От площади Льва Толстого по Большой Васильковской
Подземная река Кадетская роща
Подземная река Глубочица
Подземные реки Клов и Крещатик
Аскольдовая дренажная система
Никольская дренажная система
По улице Владимирской (Площадь Льва Толстого - Софийская площадь)
От Майдана на Бессарабку через Липки
От Крещатика до Лавры по Грушевского
Майдан - Контрактовая площадь
Пятидневная поездка в Чернобыльскую Зону отчуждения из Киева
Групповые поездки в Чернобыльскую Зону отчуждения из Киева
Автобусный тур в Чернобыльскую зону из Киева
Индивидуальные однодневные поездки в Чернобыльскую Зону
От Золотых ворот на Крещатик
Правительственный квартал
От Бессарабской площади на Андреевский спуск
От ЖД вокзала на Андреевский спуск
Обзорная - от Золотых ворот к Верховной раде
Обзорная - от Золотых ворот на Бессарабку
Обзорная – от центра на Андреевский спуск
Обзорная - от центра на Подол
От ЖД вокзала до Подола на фуникулере
От ЖД вокзала до Софии Киевской
От ЖД вокзала на Майдан
От Крещатика до Лавры через Липки
От Крещатика до Лавры через парки
От Андреевского спуска на Подол
От Майдана до Липок
От Бессарабки до Мариинского парка
История Контрактовой площади
Показать все экскурсии
Квартиры посуточно можно выбрать здесь

Индивидуальные экскурсии по Киеву

Лучшие экскурсоводы Киева проведут для Вас индивидуальную экскурсию на русском, украинском, английском, польском, французском и других языках