"Политехнический институт" — первая станция так называемой второй очереди, строительство которой стартовало сразу после начала работы киевского метрополитена. Следует отметить, что открытая в 1960 году первая очередь метро, которая связала станции "Днепр" и "Вокзальная", оказалась убыточной и потребовала значительных дотаций. Это произошло, потому что устоявшиеся пассажиропотоки не соответствовали ее трассе. Так что строительство второй очереди, охватывавшей большое количество студентов КПИ и многочисленных жителей Шулявки, было оправданным и необходимым. Торжественное открытие новой станции состоялось 5 ноября 1963 года, то есть ровно через три года после появления метрополитена в Киеве. Интересно, что в тоннеле возле самой станции "Политехнический институт" метростроевцы оставили на стене автограф — надпись с датой и своими инициалами.
Первый секретарь ЦК КПУ Петр Шелест открывает вторую очередь Киевского метрополитена. 5 ноября 1963 года
Говорят, что для продолжения строительства за станцией "Вокзальная" из-за нехватки финансирования использовали детали, которые остались после провала грандиозного секретного киевского строительства — железной дороги для военных нужд под руслом Днепра. Оно было остановлено Второй мировой войной и после завершения боевых действий уже не возобновлялось. Но якобы некоторые конструктивные элементы с незаконченного строительства удалось использовать при сооружении второй очереди метро.
Станция "Политехнический институт" — пилонная, трехсводчатая с островным типом платформы, стандартной длиной в 100 метров и несколько зауженной шириной — немногим меньше 15 метров. Авторы конструкции — архитекторы Григорий Головко, Евгений Иванов, Михаил Сыркин и другие, художественное оформление выполнил известный скульптор Василий Бородай. При строительстве станции использовали некоторые новые на то время технологии: впервые в практике советских метростроителей станция целиком смонтирована из сборного железобетона. Этот метод позволил ускорить работы и сэкономить средства. Чугунные тюбинги, которые были значительно дороже, а кроме того, поддавались коррозии, заменили более современными железобетонными. Именно из них и монтировали новые тоннели, а также своды станции "Политехнический институт".
Строительство станции "Политехнический институт" с использованием новых технологий. Май 1962 года
Понятно, что свое название новая станция получила из-за близости Киевского политехнического института (ныне Национальный технический университет "КПИ имени Игоря Сикорского"). Такое соседство отразилось и на оформлении станции. Чтобы подчеркнуть вклад советской молодежи в развитие науки и техники, в торце станции поместили панно из металла и керамики "Завоевание космоса советской наукой". На нем изображена молодая красивая женщина, которая символизирует Науку и как бы отправляет из своей ладони спутник в космос.
Панно "Завоевание космоса советской наукой"
Стены залов отделаны светло-розовым мрамором, пилоны украшены утонченными решетками, ажурный карниз с внутренним освещением выполнен из оргстекла. Стоит отметить и очевидные "следы" экономии, заметные при сравнении с другими станциями, открытыми в 1960 году. На станциях второй очереди во многих местах использовали более дешевые материалы. На "Политехническом институте" это, в первую очередь, заметно в облицовке залов с посадочными платформами — тут стены отделаны обычной плиткой.
Единственный выход со станции, к которому ведет трехполосный одномаршевый эскалатор, встроен в шестиэтажное административное здание, принадлежащее Управлению Киевского метрополитена. Среди многочисленных рабочих кабинетов есть одна достопримечательность, которая, скорее всего, привлечет любопытного туриста. Это Музей Киевского метрополитена, где собраны многочисленные экспонаты из истории метро: макеты, схемы, награды, коллекции жетонов. Посетить музей может каждый желающий, но для этого нужно предварительно записаться. Вход и экскурсионное обслуживание бесплатные, но нужно строго выполнять все требования дирекции метрополитена и руководства музея, касающиеся поведения в экспозиции.
Вид административного здания метрополитена со стороны Брест-Литовского шоссе (сейчас проспект Победы). 1964 год
Интересно, что неподалеку от современного административного здания когда-то находилась церковь св. Марии Магдалины, при которой было и свое кладбище. Храм разрушили и разобрали в 1930-е годы, а рядом построили школу (ныне физико-математический лицей № 142), в фундамент которой положили кирпич разрушенного сакрального здания.
Разрушение церкви св. Марии Магдалины и строительство школы возле будущей станции. 1930-е годы
Возле станции "Политехнический институт" расположены объекты, которые могут заинтересовать туристов. Отсюда удобно добираться до Киевского зоопарка, скоростного трамвая, и, конечно, до Киевского политехнического института, старейшие корпуса которого были заложены еще в конце ХІХ века. Тут можно насладиться прогулкой по парку, отдохнуть на удобных лавочках, посмотреть натурные экспонаты посреди институтского городка.