Одним из первых застройщиков проложенной в 1840-е годы Бульварной улицы стал генерал-кавалерист Павел Алферьев, герой войны с Наполеоном и один из душителей польского освободительного восстания. В 1842 году Алферьев с большой семьей (у него было одиннадцать детей) поселился в Киеве, где построил себе двухэтажный 18-комнатный особняк на Бульварной улице. В 1869 году старый генерал подарил его сыну Василию, а тот сразу выставил дом на продажу.
Павел Демидов князь Сан-Донато
Новым владельцем стал потомок знаменитых русских промышленников, миллионер Павел Павлович Демидов, который хотя провел в Киеве не так много времени, смог войти в число самых знаменитых жителей города. Бурная молодость Демидова проходила в Петербурге, Вене и Париже, где он без счета транжирил свое состояние. Но после смерти молодой жены Марии Мещерской изменил взгляды на жизнь и перешел от расточительства к масштабной благотворительности. Искупал он свои грехи сначала в Каменце, а потом губернатор Юго-Западного края Александр Дондуков-Корсаков убедил Павла переехать в Киев. О своем согласии Демидов ни разу не пожалел. В Киеве он женился на 17-летней княжне Елене Трубецкой, а также был избран городским головой. В этот промежуток времени он унаследовал от дяди Анатолия дополнительные миллионы и титул итальянского князя Сан-Донато. Правда, этот титул не означал реального княжества — звание Анатолий Демидов получил, чтобы вступить в брак с племянницей Наполеона Матильдой Бонапарт.
Новоиспеченный князь Павел Демидов капитально перестроил свое киевское приобретение. Он купил рядом на Бульварной еще один дом и соединил с первым с помощью арочного проезда, над которым устроил парадный зал. Но это были мелочи по сравнению с деятельностью Демидова в качестве городского головы. В частности, под его патронатом проходило строительство здания городской думы на Крещатике, он способствовал открытию Третьей мужской гимназии и Реального училища и др. Не смотря на все это, следующие выборы городского головы Демидов проиграл, поэтому, говорят, обиделся на избирателей, прекратил благотворительную деятельность, а со временем вообще уехал из Киева, продав свой дом Николе Терещенко.
Общий вид усадьбы Николы Терещенко на Бибиковском бульваре (справа). Начало ХХ века
Никола Артемьевич, тогда только поселившийся в Киеве, сделал все, чтобы произвести на киевлян надлежащее впечатление. Мало того, что купил дом у самого городского головы-"миллионщика", еще и перестроил его по проекту Павла Федорова в исполнении Ромуальда Тустановского. Все 39 комнат были обставлены с невероятной роскошью в стиле итальянского Ренессанса. Не в укор Демидову, у которого было меньше времени, следует отметить, что Терещенко значительно превзошел его и по масштабам киевской благотворительности, в которую вложил два с половиной миллиона рублей. Про многочисленные киевские учреждения и сооружения, профинансированные Николой Артемьевичем, более подробно говорится в других рассказах Аудиогида.
Интерьер особняка Николы Терещенко. Вестибюль. Начало ХХ века
Интерьер особняка Николы Терещенко. Кабинет. Начало ХХ века
Интерьер особняка Николы Терещенко. Будуар. Начало ХХ века
Усадьбу, приобретенную у Демидова, Терещенко еще больше расширил — прикупил участок № 8 ниже по бульвару и участок № 3 на поперечной Алексеевской улице, которая теперь носит его имя. В этих домах расположились конторы и службы многочисленных сахарных заводов терещенковского семейного бизнеса. Фамилия Терещенко настолько тесно ассоциировалась с сахаром, что уже в наше время возникла анекдотичная легенда, что якобы изображение сахарной свеклы с ботвой было в верхней части и в середине их герба, а также присутствует на фасаде особняка. На самом деле, согласно официальным документам, это совсем не свекла, а… "оторванная львиная лапа, держащая три колоска". Сахарный символ из нее сделали слишком доверчивые реставраторы.
Герб Терещенко, внесенный в Общий гербовник дворянских родов
В 1917 году в конфискованном имении действовал Секретариат труда УНР, в 1918 году — министерства Украинского Государства. Советская власть открыла тут отделение ВУФКУ — Всеукраинского фотокиноуправления, которое имело фабрики также в Харькове и Одессе. В 1930 году ВУФКУ потерпело идеологический разгром и было ликвидировано, а помещение отдали Киевскому государственному институту кинематографии. Но вскоре все его творческие курсы перевели в Москву, в Киеве оставили только технические факультеты. А в особняке расположился облисполком, который находился там и несколько лет после войны. С 1949 года в бывшем терещенковском дворце работает Музей Тараса Шевченко, которому дом обязан последней реставрацией, произведенной в начале 2010-х годов.