Петровский железнодорожный мост расположен между Рыбальским полуостровом и пойменными лугами Левобережья, сохранившимися вдоль бывшей Воскресенской слободки. Строительство моста было обусловлено военными потребностями. Во время Первой мировой войны Киев превратился в прифронтовой город. Все время существовала угроза мощного удара вражеских войск на этом направлении. Кроме того, через город постоянно шли эшелоны с боеприпасами, оружием, живой силой. Назад теми же составами в эвакуационные госпитали везли раненых воинов.
Строительство железнодорожной ветки на левом берегу. 1916 год
Все это вызвало необходимость постройки дополнительной железнодорожной ветки. Ее проложили вдоль северной окраины города, в пойме реки Сырец с переходом на левый берег с помощью нового моста. Его строительство пришлось на самый разгар боевых действий. Предшественником новой конструкции стал построенный в 1915 году деревянный временный мост. В следующем сезоне, после ледохода началось возведение постоянного моста. Оно стартовало в середине мая. Под трассу застройки попала известная Днепровская биологическая станция, которая занималась исследованиями воды и различных видов ихтиофауны большой реки.
Проектирование моста взяли на себя инженеры из окружного ведомства путей сообщения. К работе привлекли и известного мостостроителя, профессора Киевского политехнического института Евгения Патона. Говорят, что тот, в свою очередь, пригласил к участию в проекте своих студентов, получивших таким образом уникальную возможность проверить свои знания на практике. Студенческий коллектив разработал проект той части моста, которая прилегает непосредственно к левому берегу. Учитывая необходимость скорейшего ввода стратегического объекта в действие, строили его ударными темпами. Поэтому значительная часть конструкций была выполнена из дерева.
Церемония торжественной закладки железнодорожного моста в присутствии императрицы Марии Федоровны. 20 августа 1916 года
Для церемонии закладки моста построили арку, верх которой украшал вензель императора Николая I и аббревиатура Киевского округа путей сообщения. Закладка состоялась 20 августа 1916 года в присутствии императрицы Мария Федоровны, матери царя. В то время она переехала в Киев и непосредственно руководила делами Ведомства учреждений императрицы Марии, занималась организацией санитарных поездов и госпиталей для раненых во время боевых действий. Неудивительно, что мост получил ее имя. Уже в начале нового 1917 года строительство моста закончили. Специальная комиссия осмотрела только что созданную конструкцию и вынесла вердикт — мост полностью готов к вводу в эксплуатацию. Председателем комиссии был известный инженер Николай Белелюбский, автор Русановского моста в Киеве.
Члены комиссии по приемке работ на сборке железных ферм моста. 1916 год
Сооружение получилось очень длинным, с насыпью и подъездными путями — более 2500 метров. Стоимость строительства превысила 5,5 миллионов рублей золотом. В конструкции, как уже отмечалось, активно использовали дерево. Но главными элементами были три большие металлические фермы, вместе с железобетонными быками и составлявшие основу моста имени императрицы Марии Федоровны.
Вскоре во время боевых действий мост был поврежден и впервые восстановлен в 1918 году. В дальнейшем его разрушили еще раз, и после этого сооружение находилось в упадке до конца 1920-х годов. Только к концу десятилетия у государства возникла потребность восстановления стратегически важного объекта, и для этого изыскали средства. Через десять лет после разрушения специалисты организации "Военпроект" подняли остатки конструкции из-под воды, и начались восстановительные работы. В ноябре 1929 года обновленный железнодорожный мост ввели в эксплуатацию. Интересно, что на этот раз ему дали имя советского государственного и партийного деятеля Григория Петровского, в честь которого тогда переименовали также весь киевский Подол. Как и в случае с императрицей, название было дано прижизненно. Мост восстановили практически в первоначальном виде, но с учетом перспектив дальнейшего роста судоходства Днепром значительно подняли над уровнем воды.
Немецкие солдаты на фоне разрушенного моста. 1941 год. Фото из коллекции Стефана Машкевича
Дальнейшие события развивались в соответствии с печальной традицией киевских мостов. Во время Второй мировой войны в 1941 году этот мост, как и другие, был взорван отступающей Красной армией. Через некоторое время нацистские оккупанты его восстановили, но ненадолго. Уже через два года, оставляя город, они разрушили его вновь. Из всего списка киевских мостовых переходов и переездов Петровский железнодорожный мост наиболее многострадальный, он занимает непочетное первое место по количеству разрушений и восстановлений. С конца лета 1944-го в течение года мост опять отстроили, и наконец, в ноябре 1945 года по нему возобновили движение.
Открытие движения после восстановления моста. Ноябрь 1945 года
Несмотря на сложную историю, он успешно используется и сегодня. Интересно, что при строительстве моста произошло слияние островов Муромец и Труханов. При этом граница между двумя клочками суши фактически нивелировались. Уже в наше время мост стал условной границей между Оболонским и Подольским районами Киева, а половина моста административно относится к Днепровскому району. Таким образом, это инженерное сооружение объединяет сразу три из десяти районов города.