Рус  /  Укр

Язык:

Петровский железнодорожный мост

Испытания нового железнодорожного моста. Зима 1916–1917 годов

Петровский железнодорожный мост соединяет улицу Набережно-Рыбальскую (на правом берегу) с урочищем Горбачиха и Воскресенско-Русановскими садами (на левом берегу). 

 

Петровский железнодорожный мост замыкает кольцо киевской железной дороги с севера. Это второй по хронологии возникновения объект такого типа в Киеве. Мост, который был открыт в 1917 году, пережил с тех пор несколько войн, претерпел множество реконструкций и сейчас продолжает выполнять свои функции. Ныне каждый желающий может воспользоваться услугами киевской городской электрички и рассмотреть конструкцию во всех деталях. Мост соединяет Рыбальский полуостров и острова Муромец и Труханов.

Узнайте историю от основания достопримечательности и по сегодняшний день в полной версии
14 грн
А хотели бы Вы узнать



  • Почему возникла необходимость в строительстве этого моста?
  • В честь кого он получил название при открытии?
  • Какие три района Киева объединяет мост?

Эта и другая информация с историческими фактами и фото из прошлого
доступна в полной версии аудио экскурсии
Также в полной версии Вам будет доступен расширенный текст и дополнительные фото

Анонс полного текста:

 Петровский железнодорожный мост расположен между Рыбальским полуостровом и пойменными лугами Левобережья, сохранившимися вдоль бывшей Воскресенской слободки. Строительство моста было обусловлено военными потребностями. Во время Первой мировой войны Киев превратился в прифронтовой город. Все время существовала угроза мощного удара вражеских войск на этом направлении. Кроме того, через город постоянно шли эшелоны с боеприпасами, оружием, живой силой. Назад теми же составами в эвакуационные госпитали везли раненых воинов.

 Строительство          железнодорожной          ветки          на          левом          берегу.          1916          год

Строительство железнодорожной ветки на левом берегу. 1916 год

 Все это вызвало необходимость постройки дополнительной железнодорожной ветки. Ее проложили вдоль северной окраины города, в пойме реки Сырец с переходом на левый берег с помощью нового моста. Его строительство пришлось на самый разгар боевых действий. Предшественником новой конструкции стал построенный в 1915 году деревянный временный мост. В следующем сезоне, после ледохода началось возведение постоянного моста. Оно стартовало в середине мая. Под трассу застройки попала известная Днепровская биологическая станция, которая занималась исследованиями воды и различных видов ихтиофауны большой реки.

 Проектирование моста взяли на себя инженеры из окружного ведомства путей сообщения. К работе привлекли и известного мостостроителя, профессора Киевского политехнического института Евгения Патона. Говорят, что тот, в свою очередь, пригласил к участию в проекте своих студентов, получивших таким образом уникальную возможность проверить свои знания на практике. Студенческий коллектив разработал проект той части моста, которая прилегает непосредственно к левому берегу. Учитывая необходимость скорейшего ввода стратегического объекта в действие, строили его ударными темпами. Поэтому значительная часть конструкций была выполнена из дерева.

 Церемония          торжественной          закладки          железнодорожного          моста          в          присутствии          императрицы          Марии          Федоровны.          20          августа          1916          года

Церемония торжественной закладки железнодорожного моста в присутствии императрицы Марии Федоровны. 20 августа 1916 года

 Для церемонии закладки моста построили арку, верх которой украшал вензель императора Николая I и аббревиатура Киевского округа путей сообщения. Закладка состоялась 20 августа 1916 года в присутствии императрицы Мария Федоровны, матери царя. В то время она переехала в Киев и непосредственно руководила делами Ведомства учреждений императрицы Марии, занималась организацией санитарных поездов и госпиталей для раненых во время боевых действий. Неудивительно, что мост получил ее имя. Уже в начале нового 1917 года строительство моста закончили. Специальная комиссия осмотрела только что созданную конструкцию и вынесла вердикт — мост полностью готов к вводу в эксплуатацию. Председателем комиссии был известный инженер Николай Белелюбский, автор Русановского моста в Киеве.

 Члены          комиссии          по          приемке          работ          на          сборке          железных          ферм          моста.          1916          год

Члены комиссии по приемке работ на сборке железных ферм моста. 1916 год

 Сооружение получилось очень длинным, с насыпью и подъездными путями — более 2500 метров. Стоимость строительства превысила 5,5 миллионов рублей золотом. В конструкции, как уже отмечалось, активно использовали дерево. Но главными элементами были три большие металлические фермы, вместе с железобетонными быками и составлявшие основу моста имени императрицы Марии Федоровны.

 Вскоре во время боевых действий мост был поврежден и впервые восстановлен в 1918 году. В дальнейшем его разрушили еще раз, и после этого сооружение находилось в упадке до конца 1920-х годов. Только к концу десятилетия у государства возникла потребность восстановления стратегически важного объекта, и для этого изыскали средства. Через десять лет после разрушения специалисты организации "Военпроект" подняли остатки конструкции из-под воды, и начались восстановительные работы. В ноябре 1929 года обновленный железнодорожный мост ввели в эксплуатацию. Интересно, что на этот раз ему дали имя советского государственного и партийного деятеля Григория Петровского, в честь которого тогда переименовали также весь киевский Подол. Как и в случае с императрицей, название было дано прижизненно. Мост восстановили практически в первоначальном виде, но с учетом перспектив дальнейшего роста судоходства Днепром значительно подняли над уровнем воды.

 Немецкие          солдаты          на          фоне          разрушенного          моста.          1941          год.          Фото          из          коллекции          Стефана          Машкевича

Немецкие солдаты на фоне разрушенного моста. 1941 год. Фото из коллекции Стефана Машкевича

 Дальнейшие события развивались в соответствии с печальной традицией киевских мостов. Во время Второй мировой войны в 1941 году этот мост, как и другие, был взорван отступающей Красной армией. Через некоторое время нацистские оккупанты его восстановили, но ненадолго. Уже через два года, оставляя город, они разрушили его вновь. Из всего списка киевских мостовых переходов и переездов Петровский железнодорожный мост наиболее многострадальный, он занимает непочетное первое место по количеству разрушений и восстановлений. С конца лета 1944-го в течение года мост опять отстроили, и наконец, в ноябре 1945 года по нему возобновили движение.

 Открытие          движения          после          восстановления          моста.          Ноябрь          1945          года

Открытие движения после восстановления моста. Ноябрь 1945 года

 Несмотря на сложную историю, он успешно используется и сегодня. Интересно, что при строительстве моста произошло слияние островов Муромец и Труханов. При этом граница между двумя клочками суши фактически нивелировались. Уже в наше время мост стал условной границей между Оболонским и Подольским районами Киева, а половина моста административно относится к Днепровскому району. Таким образом, это инженерное сооружение объединяет сразу три из десяти районов города.

...

Попробуйте наше приложение

Прямо здесь и сейчас. Нажмите на карту, выберите понравившуюся достопримечательность и послушайте о ней.

Скачать его можно в App Store и Google Play. Или пользуйтесь без скачивания

Другие экскурсии по Киеву
Курсы стрельбы Киев
Подземная от вокзала до Лукьяновки
Тир лазерный Киев
Подземная Тюрьма НКВД
Аудио экскурсия Почтовая площадь
София Киевская
По улице Терещенковской
Киево-Печерская Лавра - часть 2
Метро Арсенальная - Родина Мать
Муралы - верхний город
Киево-Печерская Лавра - часть 1
От площади Льва Толстого по Большой Васильковской
Подземная река Кадетская роща
Подземная река Глубочица
Подземные реки Клов и Крещатик
Аскольдовая дренажная система
Никольская дренажная система
По улице Владимирской (Площадь Льва Толстого - Софийская площадь)
От Майдана на Бессарабку через Липки
От Крещатика до Лавры по Грушевского
Майдан - Контрактовая площадь
Пятидневная поездка в Чернобыльскую Зону отчуждения из Киева
Групповые поездки в Чернобыльскую Зону отчуждения из Киева
Автобусный тур в Чернобыльскую зону из Киева
Индивидуальные однодневные поездки в Чернобыльскую Зону
От Золотых ворот на Крещатик
Правительственный квартал
От Бессарабской площади на Андреевский спуск
От ЖД вокзала на Андреевский спуск
Обзорная - от Золотых ворот к Верховной раде
Обзорная - от Золотых ворот на Бессарабку
Обзорная – от центра на Андреевский спуск
Обзорная - от центра на Подол
От ЖД вокзала до Подола на фуникулере
От ЖД вокзала до Софии Киевской
От ЖД вокзала на Майдан
От Крещатика до Лавры через Липки
От Крещатика до Лавры через парки
От Андреевского спуска на Подол
От Майдана до Липок
От Бессарабки до Мариинского парка
История Контрактовой площади
Показать все экскурсии
Квартиры посуточно можно выбрать здесь

Индивидуальные экскурсии по Киеву

Лучшие экскурсоводы Киева проведут для Вас индивидуальную экскурсию на русском, украинском, английском, польском, французском и других языках