Киевский вокзал. 1989 год
Киевский центральный железнодорожный вокзал находится по адресу Вокзальная площадь, 1.
Центральный киевский вокзал (Киев-Пассажирский) является одним из самых важных объектов в инфраструктуре столицы Украины. Сюда ежедневно прибывают сотни поездов, перевозящих огромное количество киевлян и гостей города. За свою почти 150-летнюю историю пассажирский железнодорожный комплекс претерпел множество изменения, реконструкций и перестроек. Сегодня киевский вокзал включает три главных составляющих: Центральный вокзал, Южный терминал и пригородный вокзал.
Анонс полного текста:
Прямо здесь и сейчас. Нажмите на карту, выберите понравившуюся достопримечательность и послушайте о ней.
Скачать его можно в App Store и Google Play. Или пользуйтесь без скачивания
Первые железнодорожные пути были проложены в Украине в 60-годах XIX столетия. Через тридцать лет их протяженность уже составила почти 9000 километров, что, в сравнении даже с некоторыми более продвинутыми странами Европы, было очень даже неплохим показателем. Столица начала принимать все больше и больше гостей, связалась со многими крупными городами – и пришло время построить здание вокзала. Но легко ли это было сделать? Сейчас центральный железнодорожный вокзал Киева – это место, где ежедневно проходят тысячи людей. Поток настолько огромен, что даже держась крепко за руки, и то можно потеряться ;) А разминуться на вокзале – вообще обычное дело. Но раньше это место было совсем другим. Впрочем, и сейчас не каждый оценит по достоинству архитектурную роскошь вокзала, что связано как раз с огромным количеством людей и нереально быстрыми темпами жизни в этом уголке столицы. Тут нельзя просто стать, расслабиться и насладиться экстерьером сооружения. Впрочем, было бы желание.
Станция для обслуживания железнодорожных Курско-Киевской и Киево-Балтской веток была построена в 1870 году. Сегодня сложно представить, что тогда местом выбрали равнинный пустырь. Первый поезд из Курска прибыл 2 февраля того же года, сохранились даже фотографии этого момента. Хотите посмотреть на них? Такая возможность у вас будет, если вы примете решение о том, чтобы скачать на свой любимый гаджет аудиогид от okTV. Но об этом несколько позже.
Первое здание вокзала было спроектировано архитектором Н. Вишневским. Оно было двухэтажным, из желтого кирпича. В длину занимало 133 метра, что лишь на 10 метров короче пассажирской платформы.
В том же 1870 году строение в стиле староанглийской готики имело два вида помещений. В одном из них все было сделано для «высочайших особ»: роскошное убранство, идеальное обслуживание и максимальный комфорт. Более тесные, необустроенные и грязные помещения принимали низший класс пассажиров.
Через семь лет после открытия на вокзале случился пожар. После него произошла реконструкция, а так как пассажиропоток с момента запуска поездов увеличился еще больше, то здание увеличили в размерах и видоизменили. Некоторые даже шутили, что если бы не пожар, то здание киевского ЖД вокзала, без вмешательства пожара, сейчас могло бы быть абсолютно непрактичным и слишком маленьким.
В 1899 году был предложен новый проект перестройки. Для товарных поездов на приличном расстоянии была построена отдельная станция в стиле технического модерна. А основную станцию переименовали в Киев-Пассажирский – так она называется и сегодня. Вокзалу оставили мастерскую, депо и поворотный круг. Территория вокруг подготавливалась для более масштабного строения. Для грандиозной постройкой нового вокзала в романских формах в 1908 году было принято решение построить временную деревянную станцию неподалеку. Как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное: эта станция впоследствии принимала пассажиров почти 25 лет. Старое здание вокзала снесли лишь в 1913 году, а в следующем году началось строительство нового комплекса. Оно было приостановлено из-за Первой Мировой и Революции. К постройке вернулись лишь через шесть лет и окончательно завершили ее лишь в 1932 году.
Новое здание вокзала в стиле украинского барокко не прослужило долго. Во время Второй Мировой оно сильно пострадало: сначала от авианалетов, а затем при отступлении красноармейцев. Но как раз в тот период вокзал стал просто необходимым, причем настолько остро, что даже речи не могло идти о том, чтобы как-то отложить его строительство. Его начали восстанавливать в год окончания войны, чтобы вновь наладить транспортную связь. За четыре года строительство основной части было завершено.
В 50-х, 60-х и конце 70-х годов вокзал постоянно достраивался и улучшался. Были вырыты подземные тоннели, сооружены навесы над платформами, достроен Пригородный вокзал... В общем, работа тут кипела и деятельность тут развели очень и очень масштабную. В честь Олимпиады-80 главный вестибюль Центрального вокзала был полностью отремонтирован и украшен.
После всех этих изменений вокзал не трогали 20 лет. Лишь в начале 2000-х годов был выстроен новый Южный вокзал, Вокзальная площадь, расширенная пешеходная галерея… Все это создает немного больше уюта в условиях постоянного пассажиропотока. Проект выполнили всего за 175 дней. Интересно то, что сама задумка построить вокзал в виде буквы Н была задумана еще в первой половине ХХ века, а реализована лишь в XXI веке.
В 2011 году была поддержана инициатива создания выставки подвижного состава. Изначально посетителям было представлено лишь три экспоната, но музей ежегодно пополняется. На сегодняшний момент здесь более десятка крупногабаритных экспонатов. Для того, чтобы попасть в музей, нужно спуститься к 14 пути и приобрести билет. Стоимость для взрослого не превышает 20 грн. При входе можно заказать краткую экскурсию, но и без нее в музее есть чем заняться. Здесь есть чем заняться детям и взрослым, и чаще всего музей посещают те, у кого есть несколько часов на пересадку. Впрочем, сознательные киевляне в обязательном порядке водят своих деток сюда, чтобы у тех были более глубокие знания истории столицы и понимание того, что во временном континууме очень многое поддается колоссальным изменениями. Разумеется, что и вокзал – не исключение. Тут же посетители смогут увидеть паровозы, вагоны различных годов выпуска и эксплуатации, электровозы, тепловозы, паровозные колонки, дрезину, семафор и др. Можно сфотографироваться в форме проводника (услуга платная, но недорогая), а память – навсегда.
Главное преимущество музея: во все вагоны и кабинки поездов можно зайти. Абсолютно все можно трогать руками и фотографировать. Однако, если снимать на профессиональный фотоаппарат, нужно будет доплатить 8 грн. при входе. Снимки на телефон можно делать бесплатно. Ежедневно киевский вокзал принимает десятки тысяч пассажиров. Немногие из них знают историю этой станции, но, если присмотреться, ее видно невооруженным взглядом: старинная постройка Центрального вокзала и современное здание Южного вокзала с длинной галереей между ними – это отражение длинной и нелегкой истории железной дороги Украины от начала и до сегодня.
Если вы приезжаете в Киев поездом и электричкой, то просто грех упустить такую возможность и не познакомиться с этим местом поближе. Ехать потом целенаправленно сюда ради экскурсии – тоже вариант. Впрочем, если уж вы тут оказываетесь по счастливой случайности – можно и задержаться на несколько минут (хотя бы). Хотя, если разглядывать только внутреннее убранство залов железнодорожного вокзала Киева – можно потратить даже не полчаса. В общем, чтобы вам не пришлось сотрудничать с экскурсоводом, рассказ которого время от времени будут перебивать и объявления в громкоговорителе, а также далеко не тихий поток людей – проще воспользоваться нашим аудиогидом.
Внизу этой страницы, в самом конце описания достопримечательности, вы найдете две аудиодорожки. Та, что бесплатная, содержит полезный и интересный контент в сжатом виде. А вот в платной версии, помимо увлекательного рассказа, вас также ждут добавленные нашими специалистами архивные фотографии. Вот это вообще настоящая находка для настоящих ценителей истории, искусства и архитектуры. Благодаря изображениям, что нам удалось найти, вы можете увидеть, как выглядел ЖД вокзал в Киеве в разные временные периоды. А из рассказа, что выше, вы уже, наверняка, понимаете, что раньше это сооружение имело совершенно другой вид и в корне изменялось, по меньшей мере, два раза. В общем, все, что вам остается сделать – скачать на свое устройство аудиогид и в нужный момент просто достать наушники и начать наслаждаться рассказом профессионального диктора под приятную музыку. Столичный вокзал откроется перед вами в совершенно другом виде и, уж поверьте, у вас возникнет устойчивое ощущение, будто вы осуществляете путешествие во времени, а все вокруг будто замедляется и видоизменяется, как в калейдоскопе. Впечатления непередаваемые.