Рус  /  Укр

Язык:

ЖД Вокзал

Киевский вокзал. 1989 год

Киевский центральный железнодорожный вокзал находится по адресу Вокзальная площадь, 1. 

 

Центральный киевский вокзал (Киев-Пассажирский) является одним из самых важных объектов в инфраструктуре столицы Украины. Сюда ежедневно прибывают сотни поездов, перевозящих огромное количество киевлян и гостей города. За свою почти 150-летнюю историю пассажирский железнодорожный комплекс претерпел множество изменения, реконструкций и перестроек. Сегодня киевский вокзал включает три главных составляющих: Центральный вокзал, Южный терминал и пригородный вокзал.

Узнайте историю от основания достопримечательности и по сегодняшний день в полной версии
14 грн
А хотели бы Вы узнать



  • Вдоль долины какой реки в Киеве пролегает железная дорога?
  • Каким был первый киевский вокзал?
  • Когда было построено современное здание Центрального вокзала?

Эта и другая информация с историческими фактами и фото из прошлого
доступна в полной версии аудио экскурсии
Также в полной версии Вам будет доступен расширенный текст и дополнительные фото

Анонс полного текста:

 Во второй половине ХІХ века значительно выросли объемы промышленного производства, в Киеве — неофициальной столице Юго-Западного края — появилось множество новых предприятий. Поэтому в 1860-е годы сюда протянули сразу две железнодорожные ветки — Киево-Балтскую и Киево-Курскую. На плоском левом берегу Днепра, тогда еще относившегося к Черниговской губернии, рельсы легли ровно, а на холмистом правом берегу ситуация сложилась иначе. Неровности киевского рельефа потребовали создания большого количества тоннелей и виадуков. Поэтому железнодорожную насыпь начали строить в пойме реки Лыбедь, названной по имени сестры легендарных основателей Киева — Кия, Щека и Хорива. Русло выпрямили, местами пустили в канаве. Для строительства здания вокзала выбрали незастроенную тогда местность на окраине города Соломенке.

 Первый          киевский          вокзал.          1880-е          годы

Первый киевский вокзал. 1880-е годы

 Проект первого киевского вокзала составил архитектор Иван Вишневский. Строительство велось с 1868 по 1870 год. Талантливый зодчий спроектировал компактное здание высотой в два этажа в стиле английской готики. Внутри здания было предусмотрены отдельные помещения для пассажиров различного социального положения. Так, например, отдельное крыло представляло собой мини-дворец для приема исключительно особ царской крови. Торжественное открытие состоялось в марте 1870 года, хотя первый рабочий поезд из Балты прибыл на еще недостроенную станцию значительно раньше — в августе 1868 года.

 В 1894 году вокзал соединила с центром города линия трамвая. Пассажирские и грузовые потоки постоянно росли, и старый узел к этому времени явно с ними не справлялся. В конце столетия городские власти приняли решение о строительстве нового вокзала. В ожидании проекта старое здание через несколько лет разобрали, а вместо него обустроили временный деревянный павильон.

 На строительство нового вокзала объявили конкурс. Петербургский архитектор Владимир Щуко предложил выстроить два отдельных здания, с юга и севера примыкавших к железнодорожным колеям. Оба павильона предполагалось соединить коридорами над путями, образовав в плане букву "Н". Первая мировая война и последовавшие за ней революция и Гражданская война привели к тому, что Киев на многие годы остался без полноценного вокзала.

 Временный          вокзал.          1910-е          годы

Временный вокзал. 1910-е годы

 К строительству вернулись только в 1920-е годы, когда в стране окончательно укоренилась советская власть. Городу требовался полноценный вокзал с капитальным зданием и множеством вспомогательных служб. Был объявлен всесоюзный архитектурный конкурс, на который известные архитекторы подали девять проектов. После тщательного отбора приняли объединенный проект маститых киевских архитекторов Александра Вербицкого и Павла Алешина, совмещавший элементы модного тогда во всем мире конструктивизма и национальные мотивы украинского барокко. При выборе места для главных ворот города предлагали разные варианты. Например, думали устроить вокзал на территории вдоль современного проспекта Победы перед Воздухофлотским мостом, где в 1980-е годы построили Дворец бракосочетания. В итоге решили строить на старом месте, Проектные работы выполнил "Вокзалстрой" — организация строительного отдела Юго-Западной железной дороги. Общую стоимость расходов оценили в 7,5 миллиона рублей.

Строительство          киевского          вокзала.          Начало          1930-х          годов

Строительство киевского вокзала. Начало 1930-х годов

 Вокзал заложили 7 ноября 1927 года в юбилейную революционную дату. Первую сваю забили после многолюдного митинга, а в фундамент вмуровали памятную доску. Потом еще некоторое время пришлось дорабатывать проект, расширять площадь строительства, укреплять фундаменты. Все работы закончили в течение 1930–1932 годов. В 1936 году к вокзалу проложили троллейбусную линию.

 Железобетонная конструкция здания выдержала испытания Второй мировой войны. Даже когда отступающие гитлеровские войска заложили взрывчатку в главное сооружение, оно выстояло.

 После войны вокзал был реконструирован и получил несвойственное ему внутреннее оформление в стиле сталинского ампира. Со временем все пути соединили подземными переходами. В середине 1950-х годов построили отдельное здание с залом ожидания и кассами для пассажиров пригородных поездов. А в 1960 году к нему пристроили верхний вестибюль станции метро "Вокзальная".

 Площадь          Южного          вокзала.          2010-е          годы

Площадь Южного вокзала. 2010-е годы

 В 2001 году здание вокзала реконструировали, снаружи и внутри убрали всю советскую символику. Тогда же построили современный Южный терминал в стиле хай-тек из стекла и бетона с красивыми фонтанами в центральном вестибюле. Интересно, что таким образом был, наконец, воплощен замысел архитектора Щуко почти столетней давности.

...

Попробуйте наше приложение

Прямо здесь и сейчас. Нажмите на карту, выберите понравившуюся достопримечательность и послушайте о ней.

Скачать его можно в App Store и Google Play. Или пользуйтесь без скачивания

Экскурсии с этим местом
Другие экскурсии по Киеву
Курсы стрельбы Киев
Подземная от вокзала до Лукьяновки
Тир лазерный Киев
Подземная Тюрьма НКВД
Аудио экскурсия Почтовая площадь
София Киевская
По улице Терещенковской
Киево-Печерская Лавра - часть 2
Метро Арсенальная - Родина Мать
Муралы - верхний город
Киево-Печерская Лавра - часть 1
От площади Льва Толстого по Большой Васильковской
Подземная река Кадетская роща
Подземная река Глубочица
Подземные реки Клов и Крещатик
Аскольдовая дренажная система
Никольская дренажная система
По улице Владимирской (Площадь Льва Толстого - Софийская площадь)
От Майдана на Бессарабку через Липки
От Крещатика до Лавры по Грушевского
Майдан - Контрактовая площадь
Пятидневная поездка в Чернобыльскую Зону отчуждения из Киева
Групповые поездки в Чернобыльскую Зону отчуждения из Киева
Автобусный тур в Чернобыльскую зону из Киева
Индивидуальные однодневные поездки в Чернобыльскую Зону
От Золотых ворот на Крещатик
Правительственный квартал
От Бессарабской площади на Андреевский спуск
Обзорная - от Золотых ворот к Верховной раде
Обзорная - от Золотых ворот на Бессарабку
Обзорная – от центра на Андреевский спуск
Обзорная - от центра на Подол
От Крещатика до Лавры через Липки
От Крещатика до Лавры через парки
От Андреевского спуска на Подол
От Майдана до Липок
От Бессарабки до Мариинского парка
История Контрактовой площади
Показать все экскурсии
Квартиры посуточно можно выбрать здесь

Индивидуальные экскурсии по Киеву

Лучшие экскурсоводы Киева проведут для Вас индивидуальную экскурсию на русском, украинском, английском, польском, французском и других языках

Железнодорожный вокзал Киева

Первые железнодорожные пути были проложены в Украине в 60-годах XIX столетия. Через тридцать лет их протяженность уже составила почти 9000 километров, что, в сравнении даже с некоторыми более продвинутыми странами Европы, было очень даже неплохим показателем. Столица начала принимать все больше и больше гостей, связалась со многими крупными городами – и пришло время построить здание вокзала. Но легко ли это было сделать? Сейчас центральный железнодорожный вокзал Киева – это место, где ежедневно проходят тысячи людей. Поток настолько огромен, что даже держась крепко за руки, и то можно потеряться ;) А разминуться на вокзале – вообще обычное дело. Но раньше это место было совсем другим. Впрочем, и сейчас не каждый оценит по достоинству архитектурную роскошь вокзала, что связано как раз с огромным количеством людей и нереально быстрыми темпами жизни в этом уголке столицы. Тут нельзя просто стать, расслабиться и насладиться экстерьером сооружения. Впрочем, было бы желание. 

Первые попытки создать Вокзал В Киеве

Станция для обслуживания железнодорожных Курско-Киевской и Киево-Балтской веток была построена в 1870 году. Сегодня сложно представить, что тогда местом выбрали равнинный пустырь. Первый поезд из Курска прибыл 2 февраля того же года, сохранились даже фотографии этого момента. Хотите посмотреть на них? Такая возможность у вас будет, если вы примете решение о том, чтобы скачать на свой любимый гаджет аудиогид от okTV. Но об этом несколько позже. 

Первое здание вокзала было спроектировано архитектором Н. Вишневским. Оно было двухэтажным, из желтого кирпича. В длину занимало 133 метра, что лишь на 10 метров короче пассажирской платформы.

В том же 1870 году строение в стиле староанглийской готики имело два вида помещений. В одном из них все было сделано для «высочайших особ»: роскошное убранство, идеальное обслуживание и максимальный комфорт. Более тесные, необустроенные и грязные помещения принимали низший класс пассажиров.

Через семь лет после открытия на вокзале случился пожар. После него произошла реконструкция, а так как пассажиропоток с момента запуска поездов увеличился еще больше, то здание увеличили в размерах и видоизменили. Некоторые даже шутили, что если бы не пожар, то здание киевского ЖД вокзала, без вмешательства пожара, сейчас могло бы быть абсолютно непрактичным и слишком маленьким. 

В 1899 году был предложен новый проект перестройки. Для товарных поездов на приличном расстоянии была построена отдельная станция в стиле технического модерна. А основную станцию переименовали в Киев-Пассажирский – так она называется и сегодня. Вокзалу оставили мастерскую, депо и поворотный круг. Территория вокруг подготавливалась для более масштабного строения. Для грандиозной постройкой нового вокзала в романских формах в 1908 году было принято решение построить временную деревянную станцию неподалеку. Как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное: эта станция впоследствии принимала пассажиров почти 25 лет.  Старое здание вокзала снесли лишь в 1913 году, а в следующем году началось строительство нового комплекса. Оно было приостановлено из-за Первой Мировой и Революции. К постройке вернулись лишь через шесть лет и окончательно завершили ее лишь в 1932 году. 

Годы войны и Олимпиады: тот ли это ЖД вокзал, что в современности, или еще нет

Новое здание вокзала в стиле украинского барокко не прослужило долго. Во время Второй Мировой оно сильно пострадало: сначала от авианалетов, а затем при отступлении красноармейцев. Но как раз в тот период вокзал стал просто необходимым, причем настолько остро, что даже речи не могло идти о том, чтобы как-то отложить его строительство. Его начали восстанавливать в год окончания войны, чтобы вновь наладить транспортную связь. За четыре года строительство основной части было завершено. 

В 50-х, 60-х и конце 70-х годов вокзал постоянно достраивался и улучшался. Были вырыты подземные тоннели, сооружены навесы над платформами, достроен Пригородный вокзал... В общем, работа тут кипела и деятельность тут развели очень и очень масштабную. В честь Олимпиады-80 главный вестибюль Центрального вокзала был полностью отремонтирован и украшен. 

После всех этих изменений вокзал не трогали 20 лет. Лишь в начале 2000-х годов был выстроен новый Южный вокзал, Вокзальная площадь, расширенная пешеходная галерея… Все это создает немного больше уюта в условиях постоянного пассажиропотока. Проект выполнили всего за 175 дней. Интересно то, что сама задумка построить вокзал в виде буквы Н была задумана еще в первой половине ХХ века, а реализована лишь в XXI веке. 

Музей исторического подвижного состава

В 2011 году была поддержана инициатива создания выставки подвижного состава. Изначально посетителям было представлено лишь три экспоната, но музей ежегодно пополняется. На сегодняшний момент здесь более десятка крупногабаритных экспонатов. Для того, чтобы попасть в музей, нужно спуститься к 14 пути и приобрести билет. Стоимость для взрослого не превышает 20 грн. При входе можно заказать краткую экскурсию, но и без нее в музее есть чем заняться. Здесь есть чем заняться детям и взрослым, и чаще всего музей посещают те, у кого есть несколько часов на пересадку. Впрочем, сознательные киевляне в обязательном порядке водят своих деток сюда, чтобы у тех были более глубокие знания истории столицы и понимание того, что во временном континууме очень многое поддается колоссальным изменениями. Разумеется, что и вокзал – не исключение. Тут же посетители смогут увидеть паровозы, вагоны различных годов выпуска и эксплуатации, электровозы, тепловозы, паровозные колонки, дрезину, семафор и др. Можно сфотографироваться в форме проводника (услуга платная, но недорогая), а память – навсегда. 

Главное преимущество музея: во все вагоны и кабинки поездов можно зайти. Абсолютно все можно трогать руками и фотографировать. Однако, если снимать на профессиональный фотоаппарат, нужно будет доплатить 8 грн. при входе. Снимки на телефон можно делать бесплатно. Ежедневно киевский вокзал принимает десятки тысяч пассажиров. Немногие из них знают историю этой станции, но, если присмотреться, ее видно невооруженным взглядом: старинная постройка Центрального вокзала и современное здание Южного вокзала с длинной галереей между ними – это отражение длинной и нелегкой истории железной дороги Украины от начала и до сегодня. 

Новый взгляд на старый железнодорожный вокзал в Киеве с аудиогидом okTV

Если вы приезжаете в Киев поездом и электричкой, то просто грех упустить такую возможность и не познакомиться с этим местом поближе. Ехать потом целенаправленно сюда ради экскурсии – тоже вариант. Впрочем, если уж вы тут оказываетесь по счастливой случайности – можно и задержаться на несколько минут (хотя бы). Хотя, если разглядывать только внутреннее убранство залов железнодорожного вокзала Киева – можно потратить даже не полчаса. В общем, чтобы вам не пришлось сотрудничать с экскурсоводом, рассказ которого время от времени будут перебивать и объявления в громкоговорителе, а также далеко не тихий поток людей – проще воспользоваться нашим аудиогидом. 

Внизу этой страницы, в самом конце описания достопримечательности, вы найдете две аудиодорожки. Та, что бесплатная, содержит полезный и интересный контент в сжатом виде. А вот в платной версии, помимо увлекательного рассказа, вас также ждут добавленные нашими специалистами архивные фотографии. Вот это вообще настоящая находка для настоящих ценителей истории, искусства и архитектуры. Благодаря изображениям, что нам удалось найти, вы можете увидеть, как выглядел ЖД вокзал в Киеве в разные временные периоды. А из рассказа, что выше, вы уже, наверняка, понимаете, что раньше это сооружение имело совершенно другой вид и в корне изменялось, по меньшей мере, два раза. В общем, все, что вам остается сделать – скачать на свое устройство аудиогид и в нужный момент просто достать наушники и начать наслаждаться рассказом профессионального диктора под приятную музыку. Столичный вокзал откроется перед вами в совершенно другом виде и, уж поверьте, у вас возникнет устойчивое ощущение, будто вы осуществляете путешествие во времени, а все вокруг будто замедляется и видоизменяется, как в калейдоскопе. Впечатления непередаваемые.

Железнодорожный вокзал Киева