Предшественником Моста метро был хорошо известный и любимый несколькими поколениями киевлян Цепной мост. Этот первый в городе капитальный мост через Днепр построили в 1848–1853 годах под руководством талантливого английского инженера Чарльза Виньоля. Проект утвердил лично император Николай І, поэтому конструкция и получила официальное название Николаевский цепной мост. Мост-красавец изображен на многочисленных открытках, описан в публицистике и в художественной литературе. Он вызывал восхищение Тараса Шевченко, Николая Лескова и многих других известных людей.
Цепной мост. Открытка конца ХІХ века
Интересно, что долгое время одна часть моста была поворотной. Это сделали, чтобы обеспечить беспрепятственный проход кораблей по днепровскому фарватеру. Мост стоял на пяти мощных гранитных опорах. Киевляне долгое время пользовались конструкцией, она успешно пережила большинство военных конфликтов 1917–1920 годов. Но в июне 1920 года польская армия, отступая из Киева, взорвала мост. Державшееся на цепях мостовое полотно упало в Днепр, но быки и арки выстояли. Под новым именем — мост имени Евгении Бош — его восстановили лишь в 1925 году, правда, конструкцию значительно переделали. В сентябре 1941 года мост высадили в воздух оставляющие город советские войска, и больше его не отстраивали.
Открытие моста имени Евгении Бош. Май 1925 года
Уцелевшие конструкции некоторое время частично использовали как опоры электропередач, но потом демонтировали. Сегодня при внимательном рассмотрении можно разглядеть остатки быков Цепного моста примерно посредине Днепра, в каких-то 5–6 метрах ниже течения от современного Моста метро.
Преемника этой легендарной конструкции — Мост метро — начали строить после открытия в 1960 году первой очереди метрополитена, состоявшей из пяти станций. Новый мостовой переход планировался как продолжение Святошинско-Броварской линии на левый берег города.
Строительство Моста метро. 1964 год
Возводить стратегически важную конструкцию поручили известному украинскому мостостроителю Георгию Фуксу. Планировалось открыть двухъярусный мост, где посередине сверху курсировали бы голубые экспрессы метро, а ниже, по краям работали бы широкие полосы для движения для автомобилей в двух направлениях. Мост метро начали строить от станции метрополитена "Днепр" до современного Гидропарка, где до Второй мировой войны располагался поселок Предмостная слободка.
Ввод в строй моста решал транспортную проблему соединения с левым берегом, в то время активно застраивавшимся жилыми массивами. После открытия движения уже не нужно было делать огромный крюк через мост Патона, чтобы добраться в новые районы. Также решалась проблема доставки новых составов и вагонов метрополитена, прибывавших на железнодорожную станцию Дарница. Прежде их перегоняли все по тому же мосту Патону по трамвайным рельсам, а дальше с помощью специального подъемного механизма опускали в тоннель на станции метро "Днепр".
Станция метро "Днепр" — начало Моста метро. 1970 год
Новый мост в соответствии с советской традицией открыли к очередной годовщине Октябрьской революции 5 ноября 1965 года. Параллельно через пролив Черторый отстроили Русановский мост, который фактически является продолжением Моста метро. Тогда же начали действовать три новые станции метрополитена — "Гидропарк", "Левобережная" и "Дарница".
Мост метро плавно начинается от станции "Днепр", где составы встречают две статуи — мужчины и женщины, символизирующие труд и мир. В целом весь мост выглядит очень гармонично. Это шестипролетный арочно-консольный мост. Его общая длина составляет приблизительно 700 метров, ширина — 28 метров, основной пролет имеет ширину 143 метра, что позволяет без проблем проходить под ним речным судам разных размеров.
Скульптура мужчины, символизирующая труд. 1980-е годы
Скульптура женщины, символизирующая мир. 1980-е годы
Интересно, что в 2008 году мост был включен в перечень недавно обнаруженных памятников как объект культурного наследия, представляющий ценность с точки зрения архитектуры и градостроения.