Рус  /  Укр

Язык:

Караимская кенасса

Караимская кенаcса. Открытка 1900-х годов

Бывшая караимская кенаса расположена по адресу улица Ярославов Вал, 7.

Караимами называют как малочисленный тюркоязычный этнос крымского происхождения, так и религиозную группу, исповедующую караимизм — разновидность иудаизма. Кенаса — караимское сакральное сооружение — появилось в Киеве благодаря таланту известного архитектора Владислава Городецкого и деньгам "табачного короля" Соломона Когена. Здание, украшенное в мавританском стиле, возвели в 1902 году на улице Ярославов Вал (другое название Большая Подвальная). Здание венчал утраченный ныне роскошный купол. А в замурованных сегодня окнах-розетках красовались чудесные витражи.  После национализации в советское время его использовали в качестве кинотеатра, а с начала 1980-х годов помещение занял киевский Дом актера.

А хотели бы Вы узнать

А хотели бы вы узнать

— Где был распространен караимизм, и почему караимов часто путают с иудеями?

— Что представлял собой табачный бизнес братьев Когенов?

— Почему здание кенасы не вернули караимской общине?

 

Эта и другая информация с историческими фактами и фото из прошлого
доступна в полной версии аудио экскурсии

Также в полной версии Вам будет доступен расширенный текст и дополнительные фото

Анонс полного текста:

 Караимами называют как малочисленный тюркоязычный этнос крымского происхождения, так и религиозную группу, исповедующую караимизм — разновидность иудаизма. Последователи караимизма, в отличие от традиционных иудеев, отрицают святость Талмуда — сборника комментариев к Ветхому Завету. Караимизм был распространен среди евреев Ближнего Востока еще с VIII века. В Крым караимы попали только в XIII – XIV веках, во время правления Золотой Орды. С конца XIV века караимские общины возникли и в Великом княжестве Литовском. До сих пор часть караимов помнит о своих еврейских корнях, другие же — в Восточной Европе их большинство — считают себя потомками древних хазар.

 Много веков караимов отождествляли с евреями, но после первой российской аннексии Крыма в конце XVIII века тамошние караимы обратились к Екатерине II, доказывая, что они являются отдельным этносом. Им удалось убедить царицу и избавиться от всех ограничений и притеснений, которые налагались в Российской империи на евреев. Традиционным источником дохода для караимских семей стал табачный бизнес.

 Соломон          Коген

Соломон Коген

 Так и появились в Киеве крымчане братья Когены — Соломон и Моисей, которые очень быстро заняли лидирующие позиции в производстве сигарет и сигар. Фирма старшего брата называлась "Соломон Коген", младшего — "Бр. Коген", то есть "братья". Продукция обеих фабрик была едва ли не самой популярной в Российской империи. Табачные плантации Когенов находились в Крыму, а потом расширились в другие южные регионы, в том числе и других стран. Производство же было сосредоточено в Киеве, на Крещатике и прилегающих улицах, а со временем перенесено в начало нынешнего проспекта Победы (тогда это была конечная часть Бибиковского бульвара — нынешнего бульвара Шевченко).

 Бульвар          Тараса          Шевченко.          Справа          территория          бывшей          табачной          фабрики          Соломона          Когена.          1960          год

Бульвар Тараса Шевченко. Справа территория бывшей табачной фабрики Соломона Когена. 1960 год

 Возвращаясь к рассказу о кенасе, отметим, что караимов в Киеве конца XIX века было всего около 300 человек. Но Соломон Коген с подачи киевского газзана (караимского священника) Иосифа Султанского решил, что община вполне заслуживает собственный молитвенный дом. В приобретение участка и строительство молельни он вложил 115 тысяч рублей. Один из лучших строителей Киева Владислав Городецкий создал удивительное сооружение в так называемом мавританском стиле, с использованием арабских мотивов в пышном декоре. Здание венчал утраченный ныне роскошный купол. В замурованных сейчас окнах-розетках красовались чудесные витражи. Многочисленные внешние и внутренние лепные украшения выполнил постоянный партнер Городецкого скульптор Элио Саля. Как и в других шедеврах этой пары, они были сделаны из цемента, который производил киевский завод Фор, и служили рекламой этого материала. Параллельно рядом возвели доходный дом, прибыль от которого должна была идти на благотворительность. В его оформлении Городецкий использовал мотивы, перекликающиеся с формами молельни.

 Интерьер          кенассы.          1900-е          годы

Интерьер кенассы. 1900-е годы

 В 1900 году, в разгар работ, которые вела знаменитая строительная контора Льва Гинзбурга, Соломон Коген умер. Но это печальное событие лишь ненадолго приостановило отделочные работы. В январе 1902 года в присутствии духовного лидера караимов — гахама Таврического и Одесского Самуила Пампулова — молельню торжественно освятили. Тогда ее именовали караимской синагогой. Но караимы, которые упорно не хотели иметь ничего общего с евреями, настаивали, чтобы молитвенный дом официально назывался караимским словом "кенассА" (с ударением на последнем слоге), что переводится так же, как греческое слово "синагога" — дом собраний.

 Газзан Иосиф Султанский поддерживал кенасу вплоть до начала 1920-х годов. Советская власть, дождавшись его смерти, закрыла молельню. В начале 1930-х годов, учитывая своеобразное оформление здания, в ней открыли Дом народов Востока. Во время нацистской оккупации тут почему-то служили католические мессы, а после войны устроили кукольный театр.

 Кинотеатр          Заря          в          бывшей          кенасе.          1960-е          годы

Кинотеатр "Заря" в бывшей кенасе. 1960-е годы

 С конца 1960-х годов в бывшей кенасе начал работать кинотеатр "Заря". Возможно, именно при перестройке под кинозал и был уничтожен купол, зато к дому пристроили кассовый вестибюль с фойе и тамбуром. С 1981 года весь комплекс перешел к киевскому Дому актера, и с того времени ничего не поменялось.

 Дом          актера.          1990-е          годы

Дом актера. 1990-е годы

 Сейчас караимов в Киеве еще меньше, чем было при Когенах, около сотни. Поэтому про возврат кенасы общине, которая все равно не сможет ее содержать, даже речь не идет.

...

Попробуйте наше приложение

Прямо здесь и сейчас. Нажмите на карту, выберите понравившуюся достопримечательность и послушайте о ней.

Скачать его можно в App Store и Google Play. Или пользуйтесь без скачивания

Другие экскурсии по Киеву

Киево-Печерская Лавра - часть 2
Метро Арсенальная - Родина Мать
Муралы - верхний город
Киево-Печерская Лавра - часть 1
От площади Льва Толстого по Большой Васильковской
Подземная река Кадетская роща
Подземная река Глубочица
Подземные реки Клов и Крещатик
Аскольдовая дренажная система
Никольская дренажная система
По улице Владимирской (Площадь Льва Толстого - Софийская площадь)
От Майдана на Бессарабку через Липки
От Крещатика до Лавры по Грушевского
Майдан - Контрактовая площадь
Пятидневная поездка в Чернобыльскую Зону отчуждения из Киева
Групповые двухдневные поездки в Чернобыльскую Зону отчуждения из Киева
Однодневная групповая поездка в Чернобыльскую Зону
Индивидуальные однодневные поездки в Чернобыльскую Зону
От Золотых ворот на Крещатик
Правительственный квартал
От Бессарабской площади на Андреевский спуск
От ЖД вокзала на Андреевский спуск
Обзорная - от Золотых ворот к Верховной раде
Обзорная - от Золотых ворот на Бессарабку
Обзорная – от центра на Андреевский спуск
Обзорная - от центра на Подол
От ЖД вокзала до Подола на фуникулере
От ЖД вокзала до Софии Киевской
От ЖД вокзала на Майдан
От Крещатика до Лавры через Липки
От Крещатика до Лавры через парки
От Андреевского спуска на Подол
От Майдана до Липок
От Бессарабки до Мариинского парка
История Контрактовой площади
Показать все экскурсии

Квартиры посуточно можно выбрать здесь