Станция "Театральная" — пилонная, трехсводчатая, островного типа с длиной платформы 102 метра. Авторы — архитекторы Николай Алешкин, Анатолий Крушинский, Тамара Целиковская, скульптор Анатолий Кущ. Эта станция — один из важнейших узлов Киевского метрополитена, она выполняет функцию пересадочного узла со Святошинско-Броварской на Сырецко-Печерскую линию и является одним из наиболее загруженных и напряженных участков метро. "Театральная" стала одной из последних станций, построенных перед распадом СССР. Ее изначальное название "Ленинская", именно по этой причине оформление залов было сначала посвящено личности культового в советские времена "вождя мирового пролетариата".
Первый утвержденный проект станции "Ленинская"
В воспоминаниях о Владимире Ленине многочисленные авторы любили подчеркивать, что он восхищался музыкой немецкого композитора Людвига ван Бетховена. Поэтому в первых проектах станции была попытка оформить подземную остановку в сдержанном стиле с использованием музыкальной тематики. Архитекторы хотели изобразить на пилонах композиции из труб величественного музыкального инструмента — органа. Это также вызывало бы ассоциации с Оперным театром, находящимся неподалеку. Сначала идею приняли, но на официальном уровне она отклика не нашла. Партийное руководство решило придать станции совсем другой вид. Для облицовки использовали гранит "революционного" насыщенно красного цвета, что сделало станцию помпезно-мрачной. Материалы привозили из Лезниковского месторождения, которое расположено на Житомирщине. Интересно, что именно оттуда в свое время брали камень для мавзолея Ленина.
Проходчики-метростоевцы на станции "Ленинская". Середина 1980-х годов
Основные трудности проектирования и строительства станции состояли в необходимости ее размещения посреди действующей линии, между двух уже существующих станций первой очереди киевского метро. Чтоб максимально долго не прерывать функционирование подземки в нормальном режиме, решили вырыть параллельные тоннели. Когда они были закончены, поезда со стороны "Университета" и "Крещатик", между которыми связь была прервана, направили по новым подземным магистралям в две разные стороны — в направлении Святошина и на левый берег. Старые же тоннели вынужденно бросили, тут демонтировали рельсы и почти все кабели. Сейчас они используются только для вентиляции рабочей части метрополитена, а работники подземки называют этот участок "консервой". Из-за этого переформатирования тоннель между "Крещатиком" и "Театральной" стал одним из самых коротких в киевском метро, его длина всего около 750 метров.
Строительство купола станции метро "Ленинская". Июль 1987 года
Но даже такой максимально спланированный сценарий строительства все же не позволил не замораживать на некоторое время перемещение поездов между "Университетом" и "Крещатиком". Нормального сообщения не было полгода — с 31 марта по 1 октября 1987 года. Открытие новой станции приурочили, как тогда было принято, к очередной годовщине Октябрьской революции. Традиция открывать знаковые объекты именно в этот день существовала на протяжении всей советской истории.
Станцию открыли под названием "Ленинская", а современное имя "Театральная" она получила уже во времена независимой Украины 2 февраля 1993 года. Со временем и внутреннее убранство было изменено. Изначально пилоны станции украшали металлические горельефы в виде флагов. На них на двух языках — по-украински и по-русски были выбиты различные цитаты из работ Ленина. Венчал всю композицию огромный бюст вождя, расположенный в торце центрального зала. После Революции достоинства и принятия закона о декоммунизации горельефы демонтировали, а бюст Ленина временно закрыли огромным рисунком с изображением зала Национальной оперы. Интересно, что за несколько лет до этого уже предпринималась неудачная попытка самовольного демонтажа бюста группой радикально настроенных граждан, и поэтому на бюст установили сигнализацию. Дело в том, что цивилизованный демонтаж стоит больших денег и требует специальной инженерной подготовки, так что пока бюст висит на своем месте, но пассажиры его не видят.
Бюст Ленина в торце центрального зала. 2000-е годы
Поскольку станция построена среди плотной исторической застройки на центральной улице города, наземного вестибюля у нее нет. Проходческие щиты тут монтировали через шахту, которую вырыли во дворе гуманитарного корпуса Киевского национального университета имени Тараса Шевченко на Терещенковской улице. Сейчас там установлен вентиляционный киоск, который обеспечивает приток кислорода на "Театральную". Вестибюль для выхода со станции решили сделать подземным. Для этого использовали небольшую площадку на углу улиц Богдана Хмельницкого и Пушкинской. Потом непосредственно над станцией построили четырехэтажный современный дом, в котором теперь находятся выставочные залы Музея истории Киева. От подземного вестибюля веером расходятся четыре выхода из метро, которые ведут на соседние улицы.
Поезд на станции "Ленинская". Октябрь 1987 года
От станции метро "Театральная" можно пройти ко многим интересным объектам столицы Украины. Это Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки, Музей истории Киева, Национальный музей истории литературы, информационное агентство "Укринформ", Центральный универмаг, Национальная опера и многие другие.