Рус  /  Укр

Язык:

Станция метро «Театральная»

Спуск к нижнему вестибюлю станции «Ленинская» (сейчас «Театральная»). Конец 1980-х годов

Станция метро "Театральная" расположена на Святошинско-Броварской линии метрополитена (красной) между станциями "Университет" и "Крещатик". 

 

Станция метро "Театральная" была открыта в ноябре 1987 года с названием "Ленинская". Главной целью строительства станции было обеспечение пересадки пассажиров на новую Сырецко-Печерскую ветку. Сооружение этой, 28-й станции, киевского метро велось в сверхсложных условиях, ведь новую подземную остановку пришлось встраивать посреди действующей линии между уже существующими станциями "Университет" и "Крещатик" в самом центре многомиллионного города. Сегодня "Театральная" является одним из наиболее нагруженных пересадочных узлов в Киевском метрополитене.

Узнайте историю от основания достопримечательности и по сегодняшний день в полной версии
14 грн
А хотели бы Вы узнать



  • Как изначально было задумана станция?
  • Что общего между станцией "Театральная" и мавзолеем Ленина?
  • Какой объект прячется за изображением оперы в торце центрального зала?

Эта и другая информация с историческими фактами и фото из прошлого
доступна в полной версии аудио экскурсии
Также в полной версии Вам будет доступен расширенный текст и дополнительные фото

Анонс полного текста:

 Станция "Театральная" — пилонная, трехсводчатая, островного типа с длиной платформы 102 метра. Авторы — архитекторы Николай Алешкин, Анатолий Крушинский, Тамара Целиковская, скульптор Анатолий Кущ. Эта станция — один из важнейших узлов Киевского метрополитена, она выполняет функцию пересадочного узла со Святошинско-Броварской на Сырецко-Печерскую линию и является одним из наиболее загруженных и напряженных участков метро. "Театральная" стала одной из последних станций, построенных перед распадом СССР. Ее изначальное название "Ленинская", именно по этой причине оформление залов было сначала посвящено личности культового в советские времена "вождя мирового пролетариата".

 Первый          утвержденный          проект          станции          Ленинская

Первый утвержденный проект станции "Ленинская"

 В воспоминаниях о Владимире Ленине многочисленные авторы любили подчеркивать, что он восхищался музыкой немецкого композитора Людвига ван Бетховена. Поэтому в первых проектах станции была попытка оформить подземную остановку в сдержанном стиле с использованием музыкальной тематики. Архитекторы хотели изобразить на пилонах композиции из труб величественного музыкального инструмента — органа. Это также вызывало бы ассоциации с Оперным театром, находящимся неподалеку. Сначала идею приняли, но на официальном уровне она отклика не нашла. Партийное руководство решило придать станции совсем другой вид. Для облицовки использовали гранит "революционного" насыщенно красного цвета, что сделало станцию помпезно-мрачной. Материалы привозили из Лезниковского месторождения, которое расположено на Житомирщине. Интересно, что именно оттуда в свое время брали камень для мавзолея Ленина.

 Проходчики-метростоевцы          на          станции          Ленинская.          Середина          1980-х          годов

Проходчики-метростоевцы на станции "Ленинская". Середина 1980-х годов

 Основные трудности проектирования и строительства станции состояли в необходимости ее размещения посреди действующей линии, между двух уже существующих станций первой очереди киевского метро. Чтоб максимально долго не прерывать функционирование подземки в нормальном режиме, решили вырыть параллельные тоннели. Когда они были закончены, поезда со стороны "Университета" и "Крещатик", между которыми связь была прервана, направили по новым подземным магистралям в две разные стороны — в направлении Святошина и на левый берег. Старые же тоннели вынужденно бросили, тут демонтировали рельсы и почти все кабели. Сейчас они используются только для вентиляции рабочей части метрополитена, а работники подземки называют этот участок "консервой". Из-за этого переформатирования тоннель между "Крещатиком" и "Театральной" стал одним из самых коротких в киевском метро, его длина всего около 750 метров.

 Строительство          купола          станции          метро          Ленинская.          Июль          1987          года

Строительство купола станции метро "Ленинская". Июль 1987 года

 Но даже такой максимально спланированный сценарий строительства все же не позволил не замораживать на некоторое время перемещение поездов между "Университетом" и "Крещатиком". Нормального сообщения не было полгода — с 31 марта по 1 октября 1987 года. Открытие новой станции приурочили, как тогда было принято, к очередной годовщине Октябрьской революции. Традиция открывать знаковые объекты именно в этот день существовала на протяжении всей советской истории.

 Станцию открыли под названием "Ленинская", а современное имя "Театральная" она получила уже во времена независимой Украины 2 февраля 1993 года. Со временем и внутреннее убранство было изменено. Изначально пилоны станции украшали металлические горельефы в виде флагов. На них на двух языках — по-украински и по-русски были выбиты различные цитаты из работ Ленина. Венчал всю композицию огромный бюст вождя, расположенный в торце центрального зала. После Революции достоинства и принятия закона о декоммунизации горельефы демонтировали, а бюст Ленина временно закрыли огромным рисунком с изображением зала Национальной оперы. Интересно, что за несколько лет до этого уже предпринималась неудачная попытка самовольного демонтажа бюста группой радикально настроенных граждан, и поэтому на бюст установили сигнализацию. Дело в том, что цивилизованный демонтаж стоит больших денег и требует специальной инженерной подготовки, так что пока бюст висит на своем месте, но пассажиры его не видят.

 Бюст          Ленина          в          торце          центрального          зала.          2000-е          годы

Бюст Ленина в торце центрального зала. 2000-е годы

 Поскольку станция построена среди плотной исторической застройки на центральной улице города, наземного вестибюля у нее нет. Проходческие щиты тут монтировали через шахту, которую вырыли во дворе гуманитарного корпуса Киевского национального университета имени Тараса Шевченко на Терещенковской улице. Сейчас там установлен вентиляционный киоск, который обеспечивает приток кислорода на "Театральную". Вестибюль для выхода со станции решили сделать подземным. Для этого использовали небольшую площадку на углу улиц Богдана Хмельницкого и Пушкинской. Потом непосредственно над станцией построили четырехэтажный современный дом, в котором теперь находятся выставочные залы Музея истории Киева. От подземного вестибюля веером расходятся четыре выхода из метро, которые ведут на соседние улицы.

 Поезд          на          станции          Ленинская.          Октябрь          1987          года

Поезд на станции "Ленинская". Октябрь 1987 года

 От станции метро "Театральная" можно пройти ко многим интересным объектам столицы Украины. Это Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки, Музей истории Киева, Национальный музей истории литературы, информационное агентство "Укринформ", Центральный универмаг, Национальная опера и многие другие.

...

Попробуйте наше приложение

Прямо здесь и сейчас. Нажмите на карту, выберите понравившуюся достопримечательность и послушайте о ней.

Скачать его можно в App Store и Google Play. Или пользуйтесь без скачивания

Экскурсии с этим местом
Другие экскурсии по Киеву
Курсы стрельбы Киев
Подземная от вокзала до Лукьяновки
Тир лазерный Киев
Подземная Тюрьма НКВД
Аудио экскурсия Почтовая площадь
София Киевская
Киево-Печерская Лавра - часть 2
Метро Арсенальная - Родина Мать
Муралы - верхний город
Киево-Печерская Лавра - часть 1
От площади Льва Толстого по Большой Васильковской
Подземная река Кадетская роща
Подземная река Глубочица
Подземные реки Клов и Крещатик
Аскольдова дренажная система
Никольская дренажная система
По улице Владимирской (Площадь Льва Толстого - Софийская площадь)
От Майдана на Бессарабку через Липки
От Крещатика до Лавры по Грушевского
Майдан - Контрактовая площадь
Пятидневная поездка в Чернобыльскую Зону отчуждения из Киева
Групповые поездки в Чернобыльскую Зону отчуждения из Киева
Автобусный тур в Чернобыльскую зону из Киева
Индивидуальные однодневные поездки в Чернобыльскую Зону
От Золотых ворот на Крещатик
Правительственный квартал
От Бессарабской площади на Андреевский спуск
От ЖД вокзала на Андреевский спуск
Обзорная - от Золотых ворот к Верховной раде
Обзорная - от Золотых ворот на Бессарабку
Обзорная – от центра на Андреевский спуск
Обзорная - от центра на Подол
От ЖД вокзала до Подола на фуникулере
От ЖД вокзала до Софии Киевской
От ЖД вокзала на Майдан
От Крещатика до Лавры через Липки
От Крещатика до Лавры через парки
От Андреевского спуска на Подол
От Майдана до Липок
От Бессарабки до Мариинского парка
История Контрактовой площади
Показать все экскурсии
Квартиры посуточно можно выбрать здесь

Индивидуальные экскурсии по Киеву

Лучшие экскурсоводы Киева проведут для Вас индивидуальную экскурсию на русском, украинском, английском, польском, французском и других языках