Рус  /  Укр

Язык:

История киевского метро

Уважаемый посетитель

Предлагаем Вашему вниманию интересующие Вас достопримечательности. Вы можете узнать все самое интересное о них не прибегая к помощи экскурсовода, а прямо из нашего аудио гида. Приятного прослушивания!

Показать все достопримечательности

Достопримечательности Киева и их история в приложении

Прямо здесь и сейчас нажмите, на любую достопримечательность и узнайте о ней.

Скачать его можно в App Store и Google Play. Или пользуйтесь без скачивания

У нас можно найти и жилье с посуточной арендой

История киевского метро: факты, которые интересно узнать

Киевское метро – третье по хронологии метро в СССР, после открытия в Москве и Ленинграде. Было торжественно представлено общественности 6 ноября 1960 года. Однако, история метро в Киеве начинается еще с далекого периода Российской Империи, задолго до установления советской власти. Сооружению метро Киева в том виде, в котором мы видим его сегодня, предшествовало несколько важных событий, которые плавно «подвели» городскую администрацию к постройке подземного транспорта. Примечательно, что менее 100 лет назад у киевлян не было даже представления о том, насколько быстро они будут добираться с одной части города в другу, пользуясь метро. А сейчас, в ближайшем будущем, в метро появится качественная мобильная связь и интернет, что позволит оставаться на связи!

Как пришли к необходимости строить метро и чем интересна история киевского метрополитена

Еще в конце XIX века, а именно в 1884 году, чиновники пришли к пониманию необходимости разгрузки транспортного движения на узких улицах города. Ведь тогда улицы имели совсем другой вид – твердое полотно отсутствовало на большей части дорог. На тот момент первые проекты так называемого метрополитена представляли собой проложенную по эстакадам железную дорогу, по которым поезда редко спускались под землю.

В планах города было связать пристань на реке Днепр (сейчас район Речного вокзала) с еще только проектировавшимся железнодорожным вокзалом посредством тоннеля с выходом на Бессарабку. Однако, проекту не суждено было претвориться в жизнь из-за высоких материальных вложений и отсутствия осведомленности в подобного рода строительстве. Поэтому Городская Дума вынуждена была оставить этот замысел, вопреки тому, что он был довольно обсуждаемым и претенциозным. К тому же, Киев отличается непростым рельефом местности. Из-за большого количества холмов в центральных районах города, вариант поездов на паровой тяге, как и эстакадное метро, не возымел должного успеха среди специалистов. Таким образом, проекты первого киевского «метро» не совсем соответствуют нашему пониманию.

Городская Дума активно рассматривала альтернативные варианты разгрузки киевских дорог, потому история метро Киева несколько затянулась – реализовать проект могли бы быстрее, если бы этому способствовали географические условия. В 1886 году было оглашено об открытии тендера, как сейчас принято называть, на проектирование железной дороги.

Первый вариант, на котором решили остановиться – конка, открытая непосредственно 30 июля 1891 года.
Для справки: конка – вагон с конной тягой на городских железных дорогах, до появления первых трамваев. Практически сразу же стало понятно, что животным не подвластен суровый киевский рельеф местности. Конную тягу решили заменить электрической, что стало, конечно же, нонсенсом. Ведь в Российской Империи до этого случая об этом еще даже не слышали. А в мире электрическая тяга только-только вводилась в оборот.

Краткий экскурс в историю внедрения электротяги в киевском метрополитене

История гласит о том, что первейшие поезда метро на электрической тяге были введены в эксплуатацию в 1890 году в Лондоне. Данный опыт возымел небывалый успех среди специалистов и пассажиров, после чего в Европе началось повальное строительство метрополитенов. Ведь, несмотря на высокую функциональность данного вида транспорта, удушье от паровых поездов оставалось одной из главных проблем конструкторов. Изобретение электрической тяги разом решило эту задачу.

  • В 1896 году линии метрополитена появляются в Глазго и Будапеште;
  • В 1900 году – в Париже;
  • В 1902 – в Берлине.

Таким образом, первый полноценный трамвай на территории Российской Империи был введен в эксплуатацию 1 июня 1892 года. (В Петербурге первый трамвай был введен в 1907 г.) Далее, на протяжении всего времени вплоть до начала войны, Городская Дума продолжала совершенствовать транспортную систему Киева:

  • 8 мая 1905 года начал свою работу Михайловский канатный подъем (электрический);
  • 1925 год – введение автобусного парка;
  • 1935 году – жителям города представили троллейбусный парк.

Однако, чиновники не оставляли идеи введения в транспортную городскую систему подземных трамваев. В 1916 году снова был поднят вопрос о создании подземки – управе города предложили привлечь зарубежные инвестиционные средства для строительства подземных железных путей. Дальше проекта задача не пошла, деньги собрать не удалось.

История метро в послереволюционном Киеве

В постреволюционный период в 1918 году одна из местных газет сделала публикацию, в которой снова говорили о дальнейшем подъеме Киева и потребности в постройке городской подземки. Связано это было с тем, что пришедший к власти после революции 1917 года военачальник Украины Павел Скоропадский вознамеривался сделать район Зверинец лучшим в Киеве. Планы сооружения подземного транспорта снова оборвались, т.к. в условиях послереволюционной разрухи, начавшейся Гражданской войны, перехода власти к Симону Петлюре и оккупации города немецкими солдатами, явно было не до строительства дорогостоящего проекта.

В следующий раз о метрополитене «вспомнили» лишь практически через двадцать лет, в 1935 году. Задачами установившейся советской власти были поднятие экономики, восстановление промышленности городов, наращивание темпов производств, устранение разрух. Постройка метро как нельзя лучше подходила для доказательства прогрессивности власти. Это было одним из лучших элементов воссоздания Киева. В 1935 году впервые в СССР были открыты линии Московского подземной ж/д дороги. «Проект Киевского метрополитена» – так называлась выпускная работа молодого талантливого инженера Папазова, с которого идея постройки метро в Киеве получила новую жизнь. 9 июля 1936 года дипломная работа была представлена к рассмотрению Президиума Киеврады. Молодой специалист был награжден премией в одну тысячу рублей, что по тем временам было очень внушительной суммой.

Как развивалась история киевского метро

Подземный «Спец. объект №1» – так называли проект киевского метрополитена – начал строиться в 1937 году. Содержали его в строгой тайне. Строительство начали с прокладки тоннелей под рекой Днепр. Отстроили несколько сотен метров, когда грянула Великая Отечественная война. В связи с такими событиями работы пришлось прекратить. Интересный факт: большую часть тоннелей и строительную технику пришлось затопить. Город был оккупирован немцами.

К сооружению метрополитена вернулись сразу же после окончания войны. Снова перед властями стояла задача капитальной реконструкции разрушенного города.
В планах Городского Управления было отстроить три главных ветки киевского метро:

  • Святошино – Бровары;
  • Куренёвка – Сталинка;
  • Сырец – Печерск

5 августа 1944 Совет Народных Комиссаров СССР выделил на масштабную постройку 1 миллион рублей. К реальным работам приступили лишь спустя четыре года. Первую шахту заложили летом 1949 года. К постройке привлекли более 300 предприятий Украинской республики.

Первые пять отстроенных станций в историческом центре города – 1951 год. После «Крещатика»«Арсенальной» и других знаковых станций, построили и станции «Университет» и «Вокзальная» в 1959 году. Таким образом, «вырубка» станций метрополитена шла на протяжении десяти лет до открытия в 1960 году. Интересный факт: Вестибюль станции «Арсенальная» опускался глубоко под землю по уникальной технологии – в уже готовом виде под собственным весом. Т.е. сконструирован он был отдельно и все, что требовалось от инженеров и рабочих – это технологично спустить «коробку» вниз на глубину 105 метров. Конечно, это все просто лишь на словах. На практике – с поверхности земли вестибюль отпускали более 4 месяцев. На сегодняшний день «Арсенальная» – самая глубокорасположенная станция метро в Европе.

Работы по прокладке линий Киевского метрополитена ведутся и в наше время. Последней открытой веткой стала «Ипподром» – «Теремки», что произошло 6 ноября 2013 года. Нужно признать, что современные люди очень быстро привыкают к комфорту и воспринимают многое как данность, не вникают в историю киевского метро и, как следствие, не всегда ценят то, что имеют. Сейчас не просто планируется строить дополнительные станции, ведь в современных условиях это что-то само собой разумеющееся. В нынешних условиях остро стоит вопрос о проведении интернета, что повысит уровень комфорта пассажиров.

История киевского метро: факты, которые интересно узнать