Рус  /  Укр

Язык:

Мост влюбленных

Мостик в Царском саду. 1910-е годы

Парковый мост находится над Петровской аллеей между Крещатым парком и Городским садом. 

 

Парковый мост, овеянный множеством городских легенд, — одно из самых романтических мест в Киеве. Его называют еще Чертовым мостом, мостом влюбленных и мостом самоубийц. В знак вечной любви на его перилах влюбленные пары вешают замочки. И отсюда же прыгают вниз от неразделенных чувств самоубийцы. Высота конструкции достигает девятиэтажного дома, и некоторые люди даже не решаются пройти по деревянному настилу. Пока днепровские склоны не были засажены деревьями, это была одна из самых лучших смотровых площадок в городе. Мост неоднократно реконструировали, он горел, приходило в негодность его покрытие, но он всегда был и сегодня остается любимым местом киевлян и гостей.

Узнайте историю от основания достопримечательности и по сегодняшний день в полной версии
14 грн
А хотели бы Вы узнать



  • Какая ошибка допущена на табличке, установленной перед мостом?
  • Был ли Парковый мост дипломным проектом Евгения Патона?
  • Где находится оригинал моста и почему он туда "переехал"?

Эта и другая информация с историческими фактами и фото из прошлого
доступна в полной версии аудио экскурсии
Также в полной версии Вам будет доступен расширенный текст и дополнительные фото

Анонс полного текста:

 Расположение Киева на берегах Днепра, а также наличие тут множества мелких речушек и железной дороги обусловили постройку в нашем городе нескольких десятков мостов и путепроводов. Большинство из них — важные стратегические коммуникации, через которые каждый день проезжают сотни тысяч автомашин. Но есть мосты, созданные исключительно для удобства пешеходов, чтобы горожане и приезжие могли с них полюбоваться природой и живописным киевским ландшафтом. Парковый мост, или, как его чаще называют, Мостик влюбленных, — одно из самых романтических мест в Киеве. Он имеет длинную и временами трагическую историю. 

 Две-три сотни лет назад это место было глухой околицей Царского сада. Редкий гуляющий забредал в такие дебри. Однако постепенно местность окультуривалась, часть парка взяло в аренду заведение минеральных вод, а на месте современного стадиона "Динамо" появился закрытый парк "Шато-де-Флер". Спустя некоторое время территория Царского сада и вовсе уменьшилась почти вдвое. От него отделили территорию, которая получила название Купеческого сада. Между двумя рекреационными зонами находился неудобный овраг. В 1909 году городская дума приняла решение его расчистить и превратить в проезд от Александровской (Грушевского) улицы до склонов Днепра и обособленного, полудикого поселения Козловка. 

Недавно          открытый          Парковый          мост.          1910-е          годы

Недавно открытый Парковый мост. 1910-е годы

 По некоторым данным, сначала планы были более масштабными, и речь шла о постройке тоннеля сквозь склон. Но вскоре по проекту профессора Киевского политехнического института Евгения Оскаровича Патона для соединения Царского и Купеческого садов начали строить мостик. Сразу следует отметить несколько ошибок, связанных с этой коммуникацией. Их можно услышать не только от горожан, не знающих тонкостей киевской истории, но даже в рассказах достаточно опытных экскурсоводов. Первой ошибкой является распространенное мнение, что мост был дипломной работой Патона. Это не соответствует действительности — на момент проектирования и строительства Евгений Оскарович был уже маститым профессором. Вторую ошибку, к сожалению, допустили на памятной табличке, установленной при входе на мост. Там написано, что сооружение открыли в 1912 году. Однако авторитетные исследователи опровергают эту цифру. Точно известно, что мост был испытан и запущен уже в 1910 году.

 Евгений Патон получил за свой проект гонорар в размере 700 рублей. Кроме того, в работах принимал участие известный инженер Антон Страус, изобретатель буронабивных свай. Для устойчивости моста под наблюдением инженеров было вбито 12 таких свай. Основные конструкции моста изготовили на заводе Гретера и Криванека (ныне завод "Большевик). Перила взялась сделать мастерская Смирнова, которая находилась неподалеку от современной Лыбедской площади. До начала установки в Киевском политехническом институте провели испытания отдельных частей моста. Строительству предшествовали сложные земляные работы, укрепление склонов подпорными стенами, дренажными лотками и другая инженерная подготовка. За год до открытия моста проложенная под ним новая улица получила название Петровской аллеи, в честь императора Петра І и 200-летия победы в Полтавской битве.

Новая          улица-аллея.          1910-е          годы

Новая улица-аллея. 1910-е годы

 Постепенно мостик стал одним из самых любимых киевлянами мест. Именно здесь назначали романтические свидания влюбленные парочки. Но грянула Первая мировая война, а за ней революция. В городе стало неспокойно, и жителям было уже не до романтики. А по окончании боев мост оказался в плачевном состоянии. Михаил Булгаков в фельетоне "Киев-город" отметил: "Воздушный мост, стрелой перекинутый между двумя обрывами Царского сада, лишился совершенно всех деревянных частей. До последней щепочки разнесли настил киевляне на дрова. Остался только железный остов, по которому, рискуя своей драгоценной жизнью, мальчики пробираются ползком и цепляясь". Позже мост привели в порядок, и в середине 1930-х годов снабдили электрическим освещением.

 Детище Патона долго служило киевлянам верой и правдой, но время шло, и мост начал постепенно ржаветь. Стало понятно, что его дальнейшая эксплуатация представляет опасность для жизни гуляющих в парках. В 1983 году мост демонтировали, а его место заняла точная копия. Кстати, большинство киевлян не следили за событиями и даже не заметили "подмены". Между тем, оригинал сохранили и по частям вывезли в Переяслав-Хмельницкий, где ему нашлось место в знаменитом Национальном историко-этнографическом заповеднике "Переяслав".

 Обновленный          Парковый          мостик.          1980-е          годы

Обновленный Парковый мостик. 1980-е годы

 Обновленный мостик продолжал пользоваться популярностью. Счастливые пары заложили традицию вешать на его перила замки, чтобы так навечно скрепить свою любовь. Некоторые так озабочены долгосрочной прочностью своих чувств, что выбирают "замочки" весом больше килограмма. Поэтому коммунальные службы в целях безопасности время от времени очищают перила.

 Во время Революции достоинства мост был линией разграничения между протестующими и силовиками, которые охраняли правительственный квартал. В результате деревянный настил, как и в булгаковские времена, был уничтожен. Впоследствии мост восстановили, и теперь он вновь радует киевлян и гостей столицы.

...

Попробуйте наше приложение

Прямо здесь и сейчас. Нажмите на карту, выберите понравившуюся достопримечательность и послушайте о ней.

Скачать его можно в App Store и Google Play. Или пользуйтесь без скачивания

Экскурсии с этим местом
Другие экскурсии по Киеву
Аудио экскурсия Почтовая площадь
София Киевская
По улице Терещенковской
Киево-Печерская Лавра - часть 2
Метро Арсенальная - Родина Мать
Муралы - верхний город
Киево-Печерская Лавра - часть 1
От площади Льва Толстого по Большой Васильковской
Подземная река Кадетская роща
Подземная река Глубочица
Подземные реки Клов и Крещатик
Аскольдовая дренажная система
Никольская дренажная система
По улице Владимирской (Площадь Льва Толстого - Софийская площадь)
От Майдана на Бессарабку через Липки
От Крещатика до Лавры по Грушевского
Майдан - Контрактовая площадь
Пятидневная поездка в Чернобыльскую Зону отчуждения из Киева
Групповые поездки в Чернобыльскую Зону отчуждения из Киева
Автобусный тур в Чернобыльскую зону из Киева
Индивидуальные однодневные поездки в Чернобыльскую Зону
От Золотых ворот на Крещатик
Правительственный квартал
От Бессарабской площади на Андреевский спуск
От ЖД вокзала на Андреевский спуск
Обзорная - от Золотых ворот к Верховной раде
Обзорная - от Золотых ворот на Бессарабку
Обзорная – от центра на Андреевский спуск
Обзорная - от центра на Подол
От ЖД вокзала до Подола на фуникулере
От ЖД вокзала до Софии Киевской
От ЖД вокзала на Майдан
От Крещатика до Лавры через Липки
От Андреевского спуска на Подол
От Бессарабки до Мариинского парка
История Контрактовой площади
Показать все экскурсии
Квартиры посуточно можно выбрать здесь

Индивидуальные экскурсии по Киеву

Лучшие экскурсоводы Киева проведут для Вас индивидуальную экскурсию на русском, украинском, английском, польском, французском и других языках

Мост влюбленных в Киеве

Украинская столица – место, где абсолютно каждый, без исключения, может найти что-то особенное для себя. Здесь найдется что-то интересное и для гурманов, жаждущих побаловать свои вкусовые рецепторы, и для тех, кто стремится к познанию чего-то нового, и для тех, кто не представляет отдыха без порции адреналина и экстрима… В общем, вариантов, как провести досуг в мегаполисе настолько много, что говорить о них можно бесконечно долго. Но главное, о чем хочется все-таки сказать, так это о том, что настоящим романтикам тоже придется по душе город Киев. Мост влюбленных – одно из многих мест, которое достойно внимания. И уж если так сложится, что вы, в компании любимого человека, окажетесь в Киеве – непременно идите к этому необыкновенному месту. Разумеется, те, кто ожидает чего-то уж совсем сверхъестественного, не будут особо удивлены, поскольку это – самый обыкновенный мост. Но даже его месторасположения, неподалеку от одного из самых романтичных и красивых парков города – Мариинского – уже навевает романтику. И, конечно же, сама энергетика: тут признаются в любви, делают предложение руки и сердца, в день свадьбы вешают замочки, желая скрепить на века свои теплые чувства друг к другу. В общем, этот мост точно заряжен любовью! 

Все, что интересно знать про историю моста влюбленных. Киев, кстати, точно влюбляет!

Киев богат достопримечательностями с интересной и, порой, загадочной историей. Одно из таких мест – это мост влюбленных, который также называют чертовым мостом, мостом самоубийц, парковым и потоновским. По количеству названий он однозначно является лидером в столице. И, как вы могли бы заметить, имена ему давали отнюдь не самые романтичные. Данный мост был построен по проекту известного ученого и инженера Евгения Патона в 1910 году. Местные жители обратились к нему с предложением создать проект пешеходного моста через Днепр. Креативный и профессиональный инженер быстро принялся за дело и мост был реализован уже через год. Деревянное сооружение соединило улицу Крещатик с Мариинским парком и образовало привлекательную Петровскую аллею. Он стал единственной возможностью попасть на другую сторону парка через Днепр. А вот как же так случилось, что он превратился в мост влюбленных? Киев, как и многие другие исторически значимые мегаполисы, славится огромным количеством достопримечательностей и, как ни странно, каждая из них хранит какие-то свои тайны. Вот о них стоило бы узнать, прогуливаясь хотя бы поблизости. И такая возможность у вас будет (даже не нужно искать персонального экскурсовода, но об этом позже). 

Историческая перспектива

В годы смены власти мост сильно пострадал. Он лишился деревянных элементов и сохранил за собой лишь металлический каркас. Жители использовали их вместо дров. В послевоенный период началась активная реконструкция парковой зоны Киева и моста влюбленных, в частности. Не только смельчаки, прежде карабкавшиеся по металлическим прутьям, но и все желающие – жители и гости города, – получили возможность вновь наслаждаться днепровскими видами с моста. 

В начале 80-х годов ХХ века был установлен новой мост, поскольку прежний был уже не безопасен и был сильно поврежден ржавчиной. На этот раз была использована сталь высокой прочности. Металлическая конструкция, оставшаяся от первого строения, сохранилась и ныне находится на экспозиции в музее народной архитектуры города Переяславля-Хмельницкого. Реконструкция была проведена в рекордно короткие сроки, менее, чем за 2 недели, поэтому многие местные жители даже не знают о том, что современный мост – это не оригинальная конструкция, созданная архитектором Патоном. 

Интересные факты про мост влюбленных

Собственно, названия моста напрямую связаны с интересными фактами о нем. Так, когда начинался сильный ветер, конструкция моста издавала довольно страшные звуки, за что киевляне и прозвали его «чертовым». В ХХ веке безответно влюбленный юноша совершил самоубийство, спрыгнув с моста, за что мост и получил одно из своих «имен». На памяти современной истории, подобное последний раз произошло в 2007 году, когда незнакомые девушка и юноша спрыгнули с моста вместе. Это немного ужасает, однако дело не в каких-то особенностях строения, а в вековой репутации места. 

Есть и позитивные поверья. Например, считается, что если поцеловаться на мосту Патона, то навсегда останешься в сердце любимого человека. Поэтому сюда стекаются влюбленные пары со всей страны и из-за границы. На мосту традиционно оставляют замочки с именами влюбленных, различные памятные ленты с признаниями, цепочки и браслеты, а все перила исписаны любовными поэмами. На входе в 2013 году даже поставили памятник, символизирующий вечную любовь – он изображает историю любви итальянского солдата и украинской девушки, которые прошли непростой путь войны, сумели пережить пребывание в концентрационном лагере и долгую разлуку в 50 с лишним лет.

Современное состояние: узнавайте больше с аудиогидом от okTV

Часть моста сгорела во время выступлений протестующих в 2013 году. Но уже в скором времени мастера из близлежащего города восстановили конструкцию из более чем 300 буковых досок. Можно ли назвать презентабельным мост влюбленных в Киеве? В какой-то мере, конечно же, да. Но вы же понимаете, что его основная функция сводится к совершенно другим вещам. Сюда приходят настоящие романтики, которые могут легко абстрагироваться от каких-либо грустных и трагических историй. А какая красота открывается отсюда. Можно ли передать ее словами? Пожалуй, нет. Лучше уделить время и прийти сюда, например, ближе к закату, чтобы посмотреть, как весь Киев укрывается фантастическим сиянием садящегося солнца. Впрочем, и на рассвете здесь необыкновенно красиво, но в утреннее время сюда точно придут только настоящие романтики, в сердцах которых живет горячая любовь (после долгой ночной прогулки по городу завершить ее этим мостом – отличная идея). 

Хотите побывать здесь и увидеть лично, что представляет собой мост влюбленных и узнать, какие тайны он хранит? Тогда не лишайте себя этого удовольствия. Тем более, что теперь экскурсионные программы стали еще более доступными и, при этом, не требует от вас каких-либо сверхъестественных усилий и даже связи с какими-то гидами, которые проведут для вас экскурсионную программу. Внизу страницы вам будут доступны аудио дорожки, которые вы можете скачать на любое устройство – смартфон или планшет. Берите с собой наушники и отправляйтесь гулять по Киеву. Как только окажетесь рядом с этим легендарным мостом – просто запустите дорожку на своем устройстве. В бесплатной версии вы можете ознакомиться с краткой информацией, услышать манеру подачи интересного и, главное, уникального контента. А вот в платной версии куда больше интересных фактов, а также есть изображения, которые упорядочены в хронологическом порядке. Мы воспользовались архивными данными и платными источниками информации, чтобы получить эти материалы. И теперь мы готовы делиться всем, что узнали, с нашими клиентами. Киев непременно придется вам по душе и, будьте уверены, мост влюбленных тоже произведет на вас особые впечатления.

Мост влюбленных в Киеве