Мосты… Есть в этих мощных конструкциях какая-то завораживающая магия. Какие-то из них служат транспортным сообщением или развязкой для более удобного перемещения автомобилей. И это – какой-то нескончаемый поток энергии и жизни, за которым хочется наблюдать. А пешеходные мосты и мостики – это вообще нечто! Существуют ли, по-вашему, более романтичные места в городе, чем такие мосты? Здесь назначают свидания, делают памятные фотографии, молодожены вешают замочки в знак вечной любви. Пожалуй, об этих сооружениях стоит говорить! Чтобы увидеть и оценить красоту современных «переправ», сделать фото киевских мостов на память, лучше всего отправиться на одну из смотровых площадок города, откуда открываются потрясающие панорамные виды на великолепную и завораживающую столицу. Хотите узнать о мостах столицы больше? Загружайте аудио гид в ваш мобильный и наслаждайтесь интересным рассказом!
Немного истории, о которой стоит знать, говоря о мостах Киева
В Киеве, одном из красивейших городов мира, построено большое количество мостов через реку Днепр, а также через его притоки. На сегодняшний день столица Украины находится на одном из первых мест среди европейских городов по общей длине всех переправ. Мосты Киева очень разнообразны по архитектуре, и каждый из них оставляет свой след в сердцах жителей и гостей столицы. Кстати о гостях. Приезжим довольно трудно сориентироваться по городу, не спутать мост Патона с, например, Московским. К счастью, наличие навигаторов очень упростило жизнь тем, кто приезжает в мегаполис на собственным транспортных средствах и теперь нет необходимость в предварительном (многочасовом) изучении карты и развязки, перед тем, как приехать в Киев.
Разумеется, в эти огромные сооружения были здесь не сразу. Чтобы любоваться столицей в том виде, в котором она предстает перед нами сейчас, понадобились десятилетия. И стоит немного вникнуть в историю, чтобы понять, как вообще Киев преобразился и когда это произошло.
- Впервые киевские мосты упоминаются в летописях, относящихся к XI веку. В старину переправа через Днепр считалась опасным делом. И это неудивительно, ведь эта река – самая большая в стране, она глубокая, а о течениях можно слагать легенды. Существовала даже такая поговорка: «Не каждая птица долетит до середины Днепра». В те времена мосты строили из дерева, были они довольно широки, однако срок службы таких конструкций был недолог. Каждый год они разрушались льдом и необходимо было строить новые переправы.
- В 1853 году в городе появился первый монументальный мост, который в то время входил в число крупнейших в Европе. Руководил проектом английский инженер Чарльз де Виньоль. Называли этот мост «цепным» из-за того, что опоры были соединены огромными цепями, одно звено которых весило порядка 192 килограммов, а опиралась переправа на пять гранитных «быков». Мост был разводным и выглядел очень живописно, однако сооружение было разрушено в 1920 году. Сегодня на этом месте располагается мост Метро.
- В 1953 году в Киеве был введен в эксплуатацию мост Патона, названный в честь автора архитектурного проекта. Для того времени это была передовая конструкция, так как все швы были выполнены методом автоматической электросварки, включая монтажные. Сейчас об этом сооружению знают абсолютно все, даже те, кто не живет в столице. Еще бы, ведь это – первый в мире цельносварной мост, длина которого превышает полтора километра. Кстати, есть интересный факт об этом мосте: для того, чтобы его возвести – нужно было снести опоры старого моста, который возвышался здесь ранее, до войны. Произвести такую манипуляцию можно было только при помощи взрывчатки, которую нужно было бросать в воду. Но возникла необходимость как-то изолировать саму взрывчатку от попадания воды внутрь, потому, использовались для этого… Презервативы. Да, обычных целлофановых пакетов тогда еще не придумали, а вот около пяти тысяч знакомых резиновых изделий поспособствовали появлению моста Патона в Киеве.
- В 1965 году был открыт двухъярусный мост Метро, предназначенный для проезда поездов метрополитена и автотранспорта. Несмотря на свои размеры, сооружение смотрится очень изящно, особенно в свете вечерних огней. Именно благодаря этой постройке метро стало доступно жителям Левого берега Днепра. Бонус – приятный вид из окон транспорта, ведь пассажиры могут любоваться красотою города, проезжая над рекой. Поистине, захватывающее зрелище. Только помните, что на станции «Дніпро» – единственный выход из поезда с другой стороны (потому, тут уж точно нельзя прислоняться к двери;).
- В 1976 году в Киеве был открыт Московский мост, являющийся главной транспортной артерией города. Он соединил берега двух рек – Днепра и Дёсенки. «Дорога жизни» – так прозвали переправу горожане. Автор проекта Георгий Фурс был удостоен премии Совета Министров в 1978 году. Мост получился одним из самых красивых в столице и состоит из трех частей – вантового моста через Днепр, переправы через реку Десну, и путепровода, расположенного над набережной Славутич. Московский мост мог получить название Северного или Дружбы народов – именно такие варианты рассматривались властями города.
Столица развивается очень активно и сюда ежегодно приезжают тысячи новых людей, в поисках лучшей судьбы, классной работы, интересных знакомств, комфортной жизни. Только оглянитесь вокруг – вы увидите, сколько машин ездят по мегаполису. Иногда, если вдумываться в масштабы города, сложно уместить в своей голове, сколько же здесь реально живет людей. Пробки на мостах – явление довольно частое. Потому, хоть и тех мостов, что сейчас есть, хватает, будет вообще неудивительно, если в ближайшем будущем начнут возводить новые.
Интересные факты о киевских мостах
- Непростая судьба преследует небольшой пешеходный мост – Парковый. Одно время, в стремлении зрелищно покинуть земную жизнь, его «облюбовали» самоубийцы, за что мост прозвали Чертовым. Однако позже он приглянулся влюбленным парам – здесь стали вешать замочки молодожены, и теперь он стал мостом Влюбленных, или Поцелуев. Жители города верят, что если пройти со своей второй половиной по этой переправе – пара никогда не расстанется.
- Пешеходный мост (который тоже назвают Парковым). Особенного изящества мосту придает то, что он соединяет один из самых красивых городских мест – Труханов остров, – с центральной частью города.
- Построенный в 1990 году Южный мост планировали также использовать как ресторан. Такая идея уже была реализована в Европе, и заведение пользовалось большой популярностью у посетителей. Однако от этой затеи впоследствии отказались по причине борьбы с пьянством. Кстати, этот мост – самый высокий в Украине. И этот мост очень хорошо знают туристы, ведь добраться до Борисполя, откуда летят самолеты, проще всего, проехав именно по Южному мосту. Автомобильное движение было открыто в 1990 году, его строительство заняло практически 7 лет. Но у коренных киевлян, которые как-то раньше жили без Южного, уже давно сложилось впечатление, будто бы этот мост был тут всегда.
- Первый мост на месте современного Дарницкого моста был подорван советскими войсками во время Великой Отечественной войны, чтобы помешать наступлению захватчиков. Его то разрушали, то возводили снова… Это был железнодорожный мост, который мог выдержать серьезные нагрузки. В момент своего появления, он был самым длинным в Европе. Некоторые говорят, что это – самый непонятный мост современности, который только можно было бы придумать ;) Вникая в особенности его истории – становится даже немного понятно, откуда сформировалось такое ощущение.
- Петровский железнодорожный мост был спроектирован в честь жившей тогда в Киеве императрицы Марии Федоровны. Этот мост – долгожитель, самое старое сооружение, которое пришло в современность из далекого 1896 года. Сейчас он чисто пешеходный, здесь запрещено передвижение транспортных средств и висит очень доходчивая таблица, которая не просто запрещает въезд, а акцентирует внимание на аварийности моста.
- Прямо под Гаванским мостом расположена галерея «Арт-причал», в которой любой желающий может насладиться современным искусством. Также на этой уникальной площадке в самом сердце города проводятся музыкальные, танцевальные и спортивные мероприятия. Гаванский мост был сдан в эксплуатацию только в 2010 году, потому, он – самый новый в столице. А его возникновение разнообразило жизнь водителей столицы, и, в некоторой степени, поспособствовало оптимизации маршрута со стороны Петровки к Подолу.
Мосты-рекордсмены столицы
- Самый высокий – Южный, – высота 135 метров. Кстати, Южный мост является самым высоким во всей Украине.
- Самые старые – мост Метро, Патона, Петровский и Русановский.
- Самый длинный – мост Патона, – длина его 1543 метра.
- Самый долгожданный – Подольско-Воскресенский, – сроки ввода в эксплуатацию этого сооружения переносились несколько раз по техническим и финансовым причинам. В 2017 году был назван планируемый сроки сдачи – 2021 год.
- Самый популярный для пеших прогулок – Парковый, – ширина моста равняется 7 метрам, длина – 400 метров, а высота над уровнем воды составляет 26 метров.
- Самый красивый вид – с Дарницкого моста, – отсюда открывается великолепная панорама на храмы и живописные холмы Правого берега.