Южный мост назван так благодаря географии своего расположения. Он нижний в Киеве по направлению течения Днепра и соответственно ориентирован на юг. Это самый высокий в Украине мост с высотой пилона 135 метров. Его авторами стали архитектор Алексей Гаврилов, инженеры Георгий Фукс и Михаил Корнеев. Через Южный мост проходит открытый участок Сырецко-Печерской, или зеленой, ветки метрополитена между станциями "Выдубичи" и "Славутич". А в основу моста встроены воздухозаборники для законсервированной станции метро "Теличка".
Первый вариант так называемого Южного мостового перехода был запроектирован еще в начале 1980-х годов. Интересно, что изначальный проект, который закончили в 1983 году, предусматривал расположение на пилонах моста двухэтажного ресторана. Скорее всего, авторы позаимствовали идею, реализованную в Братиславе (Словакия), городе-побратиме Киева. Там на мосту им. Словацкого народного восстания на высоте 85 метров действительно сделали ресторан. Посетители заведения, которое и сейчас работает, попадают внутрь с помощью лифта.
Вариант Южного моста с рестораном предусматривал его размещение значительно ниже, поэтому вместо лифта предлагали построить лестницу, ориентированную в сторону Левобережья. Из-за сложности прокладывания коммуникаций к объекту, а также, в первую очередь, наличия метрополитена, поезда которого дают сильную вибрацию и значительную звуковую нагрузку, от идеи ресторана отказались. Окончательный вариант строительства был утвержден сотрудниками киевского филиала института "Союздорпроект" под руководством уже упомянутого инженера Георгия Фукса.
Строительство моста. Еще не отселенные частные дома на берегу
Возведение пилонного моста заняло семь лет. Для строительства конструкции и подъездных дорог для него пришлось отселить значительное количество жителей прилегающих домов. На левом берегу — это часть бывшего села Осокорки, на правом — село Саперная Слободка, вдоль которого провели одноименную мощную трассу. Кроме того, в коллектор забрали более двух километров летописной реки Лыбедь. Сейчас многие исследователи считают это киевской локальной экологической катастрофой.
Монтаж железобетонного пролета моста
Как бы там ни было, в 1990 году появился новый, один из лучших на то время в СССР, вантовый мост. Фактически это был "последний вздох" советской империи, которая начала рушиться. Мостовое сооружение возводили из металла и железобетона. На строительство потратили более 112 миллионов рублей. По тогдашнему курсу это составляло около 200 миллионов долларов США. Автомобильное движение открыли 25 декабря 1990 года, а метрополитен запустили двумя годами позже. За находчивость и смелые решения во время строительства инженеры получили государственные награды.
Монтаж пилона моста
После окончания строительства Южный мост стал элементом новой дороги от международного аэропорта Борисполь к центру Киева. До этого путь пролегал через Ленинградскую (сейчас Дарницкую) площадь и мост Патона. Понятно, что во время следования Южным мостом зарубежных делегаций его охране уделяют особое внимание. Именно по этой причине в 2008 году во время посещения столицы Украины президентом США Джорджем Бушем-младшим мост оборудовали системой видеонаблюдения и сигнализацией, которая со временем, правда, была демонтирована.
Вид с верхней точки пилона
Южный мост является одним из самых заманчивых объектов для городских экстремалов, в первую очередь так называемых "руферов" — покорителей разнообразных высот (от английского слова roof, что переводится как "крыша"). Они забираются на верхушку моста с помощью винтовой лестницы, расположенной внутри пилона. После очередного дерзкого фотоотчета, изображающего встречу рассвета молодыми экстремалами на пилонах моста, работники коммунальных структур срезали нижнюю часть лестницы. Фактически это ограничило доступ туда 90 процентам желающих. Тем не менее, некоторые отчаянные ребята взбираются наверх с помощью вантовых тросов, что смертельно опасно.
Вант Южного моста
Внутри Южного мостового перехода расположен специальный коммуникационный коллектор, и в целом вся конструкция моста имеет очень сложную систему. Именно по этой причине некоторые экологи бьют тревогу из-за неконтролируемой добычи песка в районе Южного моста. Они считают, что через некоторое время это может привести к катастрофе и разрушению части конструкций и опор сооружения.