Послушайте бесплатную версию экскурсии прямо сейчас, заодно попробуйте как работает приложение.
Скачать его можно в App Store и Google Play. Или пользуйтесь без скачивания
Киев издревле славился своими подземельями. Знаменитые пещеры Киево-Печерской Лавры, вырытые монахами для молитвенного уединения, являются, пожалуй, одними из самых известных подземных объектов Восточной Европы. Согласно преданиям, Лаврские пещеры не ограничивались монастырем, но тянулись до Чернигова и проходили под руслом Днепра. Также пещерные комплексы доступные для обозрения в Киеве имеются при храмах и монастырях в Китаеве, Зверинце и на хуторе Вольном. Они известны своими многочисленными святыми подвижниками, жившими там. В темноте и сырости монахи проводили годами, непрестанно молясь Богу. Монашеские пещеры Киева являются неотъемлемой частью истории всего православия.
Однако есть и другой, еще менее известный Киев. Это город техногенных подземелий, часто дублирующих центральные городские артерии, по которым ежедневно ездят и ходят десятки и сотни тысяч киевлян, даже и не подозревающих, что сокрыто у них под ногами. Исследованием таких коммуникаций занимаются диггеры. Это своего рода спелеологи, только занимающиеся не поиском природных пещер, коих в столице Украины, к сожалению так и не выявлено, а локализацией подземелий рукотворных, созданных человеком.
Зверинецкие пещеры
За свою более чем полутора тысячелетнюю историю, Киев успел обрасти целой плеядой различных технических коммуникаций, представляющих интерес для подземных прогулок. Тут насчитывается свыше полусотни малых рек и ручьев, заключенных в коллекторы. Часть из них, такие, как, например, Крещатик, находятся в самом центре. Ручей Крещатик проходит под главной улицей Киева. Это подземелье выстроено еще в конце 19-го столетия из знаменитого желтого кирпича, который производили на местных заводах. Качество материала и кладки позволило данному коллектору сохраниться до нашего времени почти в идеальном состоянии. Крещатик впадает в речку Клов, которая в свою очередь является притоком летописной Лыбеди. Вопреки расхожему мнению, почти все русло этой легендарной реки, названной в честь одной из основательниц Киева, протекает на поверхности. Исключение составляет лишь гигантский коллектор в районе Лысой горы, куда впору заехать на машине.
Ручей Крещатик
Значительная часть Правобережного Киева располагается на высоких холмах. Порой перепад высот между уровнем Днепра и самой высокой точкой сверху может составлять около ста метров. Всё это создает постоянную угрозу оползней. Именно для борьбы с ними было выстроено свыше ста километров дренажно-штольневых систем, которые отводят излишки грунтовых вод из недр холмов, таким образом, помогая стабилизировать ситуацию. Эти галереи заложены на достаточно большой глубине, порой достигающей 40 метров. Некоторые из них построены около 200 лет назад, и представляют собой интерес не только для экстрима, но и исторических изысканий. Одной из самых старых и интересных штольневых систем является “Никольская”. Тут есть целый набор достопримечательностей, таких как Собачий Лаз, Царский Колодец, Зал Трех Братьев и прочие. Дренажное-штольневые системы (сокращенно ДШС) находятся на балансе Специального управления противооползневых подземных работ. Благодаря самоотверженному труду работников это организации Киев до сих пор не сполз в Днепр.
Никольская штольня
При советской власти город Киев активно готовили к крупным вооруженным конфликтам. Еще до Второй мировой войны древнюю украинскую столицу окружили целым поясом долговременных огневых точек, большинство из которых также были подземными. Предусматривалось также сооружение двух огромных тоннелей под руслом Днепра. Грандиозный по своим замыслам и масштабам проект держали в секрете и называли НКПС № 1. Предполагалось, что на северной и южной окраинах Киева будут построены транспортные тоннели, дублирующие действующие железнодорожные мосты. В случае военных действий мосты являлись слишком лакомой целью для противника и могли быть быстро разрушены. Тоннели под руслом Днепра были призваны решить задачу с транспортировкой боеприпасов, продуктов и живой силы для Киевского особого военного округа в случае масштабной войны. После того, как в 1941 году на Киев посыпались бомбы, планы по строительству тоннелей потерпели фиаско. Немцы захватили их уже в сентябре. После освобождения столицы и окончания боевых действий к теме строительства не возвращались. Когда было оборудовано Каневское водохранилище, один из самых продолжительных участков, который успели построить до войны, оказался затопленным. Сегодня сюда можно заплыть только на лодке.
Затопленный тоннель НКПС № 1 на Жуковом острове
После окончания Второй мировой, и начала новой фазы противостояния Восток-Запад – так называемой Холодной войны, в Киеве начали массово оборудоваться подземные убежища на случай применения одной из сторон атомного оружия. Эти объекты первоначально встраивались в подвалы жилых домов, но позже, с целью экономии строились лишь в местах большого скопления людей. Крупные убежища возводились на заводах, фабриках, под больницами и ЖЭКами. Каждое из таких сооружений имело автономную систему жизнеобеспечения – дизельные электроподстанции, позволяющие вырабатывать электричество; санитарные узлы; фильтро-вентиляционные установки. Такие конструкции позволяли укрывать и обеспечивать от 50 до 4500 человек. Отдельно взятые убежища также предполагали заезд крупной техники через специальные мощные гермоворота. На сегодня подавляющее большинство таких объектов уже не пригодно для укрытия людей.
Главным отличием бомбоубежища от бункера является глубина залегания. В Киеве есть некоторое количество так называемых спецобъектов, расположенных под правительственными и административными зданиями. Все они до сих пор засекречены. Такие объекты имеют эвакуационные выходы в метрополитен. Две из таких конструкций так и не были закончены из-за развала Советского Союза. Разумеется, вездесущие диггеры проникли и туда. Один такой объект расположен в районе ул. Городецкого, а второй, пожалуй, один из самых масштабных тоннелей Киева – так называемый ''Подземный город'' – в районе Дворца Украина.
Станция ''Львівська брама''
Есть в метрополитене и таинственные станции-призраки. Так называют незаконченные по различным причинам подземные остановки киевского метро. Их три, и все они находятся на “Зеленой ветке” метрополитена. Стоит сказать о них по несколько слов. ''Львівська Брама” была не открыта по банальной причине. Ее строительство пришлось на эпоху приватизации и массовой продажи земельных участков с молотка. Точка, где предполагалось обустроить выход из станции, находилось в очень интересном для коммерческой застройки месте. В итоге вместо выхода из метро – построили многоэтажный дом. Станция “Теличка”, расположенная за 700 метров до выезда на Южный мост со стороны Правого берега – перспективная, и должна быть пущена лишь после ликвидации местной промзоны и застройки ее жилым фондом. Последняя – “Герцена”, она же “Загоровская” фактически всего лишь задел под станцию, но при желании может быть закончена. Она находится на Лукьяновке в районе Киевского института международных отношений (КИМО), и изначально проектировалась как эвакуационная платформа с Высшей партийной школы КПСС, которая занимала помещения современного КИМО.
Кроме всего вышесказанного, в Киеве есть еще ряд различных подземелий. Подземный стратегический водопровод, кабельные коллекторы, теплотрассы. Старейшим рукотворным подземельем города считается легендарная Змиева пещера, расположенная в районе Смородинского спуска на Татарке. Ученые считают, что ее возраст насчитывает несколько тысяч лет. Интересные подземелья находятся и на территории бывшей Киевской Крепости. Подземные ходы, потерны, пороховые погреба, тайные лазы и слуховые окна... По слухам, один из новоявленных подземных капониров на территории твердыни мог использоваться как подземная тюрьма, где злодействовали палачи из НКВД.
Змеиная пещера – самая древняя в Киеве
В итоге всего сказанного, стоит заметить, что подземные прогулки – весьма опасное занятие, требующие определенной подготовки и багажа знаний. Учитывая неоднократные инциденты, что случались с неопытными исследователями (к сожалению, в том числе и с летальным исходом), для исследования подземного Киева лучше обратиться к опытным диггерам, проводящим тематические экскурсии. Вы получите необходимое снаряжение, прослушаете первичный инструктаж и будете полностью готовы к покорению неизвестного и раскрытию загадок!