Крестовоздвиженский кафедральный собор в Ужгороде
Каждый человек, которому попадала в руки кисть и возможность привнести что-то свое, дополнял и украшал этот собор. Нельзя точно сказать, в каком стиле он выполнен, ведь разные творцы в разное время совершенствовали его, добавляя все новые и новые детали. Именно поэтому, собор показывает культуру не одного поколения, их основную направленность, цели, стремления и верование.
Внешний вид собора
Изначально собор был задуман в стиле рококо, который остался основой для реставрации храма и наслоения на него элементов новых стилей. Важным элементом является портик с четырьмя колоннами, построенный гораздо позже самого собора. Здание выстроено полностью из кирпича, а весь фасад украшен треугольным фронтоном. К нему, в свою очередь, присоединены трехъярусные башни с курантами. В левой башне установлен колокол «Иван», весом в одну тонну, а в правой безымянный колокол, весом в три тонны. Также, на одной из башен расположены большие часы. Своим теперешним оформлением собор обязан закарпатским и ужгородским мастерам, которые прекрасно расписали собор изнутри.
История построения собора
Крестовоздвиженский собор является самым главным среди действующих христианских соборов в городе. Его строительство завершилось примерно в 1646 году. Строили его изначально, как монастырь для иезуитов. Тогда деньги на строительство из местного бюджета выделил глава города.
Однако, орден иезуитов в скором времени был закрыт, поэтому монастырь перешел во власть и правление греко-католической епархии. Немного позже, примерно в 1779 году монастырь был перестроен. Это была его первая реконструкция, значительно внесшая изменения во внешний вид. Перестройка в собор происходила по восточному обряду, а рядом, со временем, точно также были выстроены Епископская резиденция и Иезуитская коллегия.
Следующее обновление интерьера собора произошло в 1858 году. Епископ В. Попович внес некоторые дополнения и обновил иконостас - он стал более выделяться стилем барокко. Помимо иконостаса, в соборе расписали стены вручную, а также добавили мраморные арабески.
Следующим человеком, который переделал интерьер собора, стал Лука Фабри. Он реставрировал собор стиля барокко, просто добавив к нему множество деталей в неоклассическом стиле. Таким образом, получилось смешение стилей, которое значительно преобразило и обновило вид собора. Также, именно этот человек приделал к фасаду здания небольшой порт с четырьмя колоннами.
Данный собор существовал до 1947 года, как место захоронения епископов. В процессе раскопок в подвальных помещениях собора находили останки большого количества людей, и даже блаженного Теодора. До этого время исторический артефакт считался утерянным. Останки, которые сохранились лучше всего, принадлежали Теодору Ромжи – одной из жертв политики репрессий.
В советское время религии, как таковой, не существовало. Церкви разрушались, а любые верования опровергались. Не обошла стороной эта репрессия и Крестовоздвиженский собор. Из него вынесли всю церковную атрибутику и переделали храм в библиотеку.
Наконец, в 1991 году собор был возвращен греко-католической религиозной общине.
Современное состояние
На данный момент собор функционирует по своему назначению: священники проводят регулярные службы, а люди приходят туда ежедневно, чтобы раскаяться и помолиться. Вы также можете посетить этот собор, приехав путешествовать по этому чудесному городу, а большая база жилья поможет Вам снять квартиру в Ужгороде посуточно и организовать комфортный отдых.