Одесский фуникулер
Одесский фуникулер, однажды причисленный знаменитым писателем-одесситом Валентином Катаевым к достопримечательностям Одессы, является одной из изюминок приморской части Южной Пальмиры.
Он был торжественно пущен в «южной столице» 6 июня 1902 года. Этому желанному событию предшествовали работы по планированию склона, прокладке одноколейного рельсового пути длиной около 100 метров с разъездом посредине и переходным мостиком над ним, постройке деревянного павильона на бульваре и каменного здания с кассой, а также перроном и конторой на Приморской улице.
Два вагончика, вмещавшие каждый по 35 человек, были доставлены из Парижа; а тросы, на которых они были закреплены, изготовлены в Одессе на канатном заводе.
Длительность проезда составляла 40 секунд, при этом за спуск нужно было заплатить две копейки, а за подъем – 3 копейки.
На протяжении лет фуникулер разрушался во время войн и неизменно восстанавливался как символ благополучия города. Однако в 60-х годах ХХ века он был заменен более современным эскалатором, правду сказать, очень быстро вышедшим из строя.
2 сентября 2005 года в Одессе снова вступил в строй фуникулер, вернувшись на службу жителям и гостям города.
А хотите ли Вы узнать:
-Что помогло рождению идеи создания одесского фуникулера?
-Как творение подъемного пути молодого инженера воплотилось в жизнь?
-Почему если произнести слово «фуникулер», одесситы не поймут, о чем идет речь?
-Как прикоснулась к кинематографической славе эта достопримечательность Одессы?
-Почему мечтой и вожделением режиссера и заслуженного деятеля искусств, Владимира Галицкого, оставался фуникулер?
Найти жилье посуточно
Одесский фуникулер
Пожалуй, одна из самых значимых и знаменитых достопримечательностей Одессы – Потемкинская лестница. И если находится рядом с не менее знаменитым памятником Ришелье, и смотреть на эти многочисленные ступени, то просто нельзя не заметить фуникулер. Сама лестница в разные временные периоды называлась по-разному, но об этом чуть-чуть позже. Но именно она имеет отношение к появлению фуникулера, увидеть который стоило бы хотя бы единожды каждому, кто приезжает в Одессу. К счастью, этот город не обделен вниманием путешественников и, если вы решили, что настало время его посетить – обязательно сделайте это. Особенно в теплое время года, Одесса откроет перед вами огромное множество возможностей, которые упускать ни в коем случае нельзя.
Потемкинская лестница, как неотъемлемая часть фуникулера
Приморский бульвар, манящий к себе сотни тысяч туристов, всегда был особенным и главной составляющей полноценного архитектурного ансамбля была именно лестница. Как ни странно, сами одесситы очень мало ходили по этой лестнице, уж тем более, рабочий люд не особо ее жаловал, ведь не каждому захочется преодолевать 192 ступени без какой-то острой надобности. Так, например, даже те люди, которые работали в порту, пытались попасть сюда любым другим способом, но не через лестницу. Сам же бульвар отличался наличием симпатичной беседке, которая была установлена на небольшом фундаменте. Это позволяло гуляющим гостям города, и местным, разумеется, осматривать привлекательную Одесскую бухту.
Спустя определенный период времени стали строить Новый мол (сейчас тут Морской вокзал). Разумеется, количество людей, которым приходилось спускаться и, что самое главное, потом подниматься по лестнице, существенно увеличивалось. И если для туристов это было даже какой-то забавой, ведь каждый считал едва ли не своим долгом пересчитать количество ступеней на Потемкинской лестнице, то для простого одесского люда такой подход к делу был не особо привлекательным. Именно это и послужило причиной того, что городские власти стали мозговать на тему того, как бы упростить людям жизнь и облегчить их подъем (а для особенно требовательных – еще и спуск).
Теперь, чтобы больше понять историю этого сооружения-достопримечательности, углубимся в далекий 1880 год. Именно тогда сделали первую попытку построить подъемные пути, но увенчалась она неудачей. Дальше, спустя 15 лет, зримые очертания рельсового пути все-таки появилась, и заслуга в этом принадлежит молодому инженеру Пятницкому. Можно, конечно, подумать, что это – просто какой-то юный гений, которому доверили стройку, но, как всегда, все было немного глубже. Он был сыном директора Одесской 2-й гимназии у которого, в свою очередь, были неплохие связи с городским управом. Туда и подали прошение о предоставлении права постройки и его одобрили.
С 1900 и по 1902 год тут кипела работа. Собственно, в июне 1902 года фуникулер уже был запущен (правда, на счет конкретной даты открытия до сих пор идет споры). Тщательно спланировали склон, уложили колею рельсового пути, длина которой достигала ста метров, был установлен разъезд посередине. На Приморской улице (внизу) соорудили небольшое здание из кирпича, тут была касса, перрон и контора. Ну, а рядом – довольно небольшая электростанция. Всего два вагончика курсировали по пути: вверх и вниз. Сами вагончики были приобретены во Франции и количество людей, которых можно было перевезти за один раз – 35 человек. Всего за 40 секунд можно было добраться из одной точки в другу.
Судьба фуникулера после запуска и до современности
Глядя на ту или иную достопримечательность, что прошла сквозь десятилетия, как-то не всегда мы задумываемся о ее судьбе, о том, какие исторические события ей приходилось повидать. Те, кто предпочитает наслаждаться современной жизнью, почему-то редко думают о том, что все, что мы имеем сейчас – результат нашей истории, нашего вчера… Именно поэтому так важно знать свою историю и понимать, что и как повлияло на наше настоящее. Так вот, говоря об Одесском фуникулере, нельзя не упомянуть таких интересных фактов:
- Ездить вниз, как оказалось, желающих вообще немного. Ну, спускаться – не подниматься. И сойти по этой огромной лестницы, для многих – сплошное удовольствие.
- Как ни странно, но вверх тоже не особо часто поднимались. Л.О. Утесов, в одной из своих книг, говорил: «У веселых одесситов – крепкие сердца».
- В период Гражданской войны и в 1919 году работу Одесского фуникулера законсервировали. Вновь запустили его лишь через 7 лет, после того, как обстановка в городе немного стабилизировалась.
- Потом настал военный период и в 1941 году опять сочли нужным прервать работу фуникулера.
- В 50-е года его вообще закрыли и, можно сказать, он вообще прекратил свое существование.
- Потом был период, когда на замену ему пришел эскалатор, который построили в 1970 году. Одесситы, не лишенные чувства юмора, конечно же говорили, что после появления эскалатора осталось только дождаться, когда тут метро появится.
- Окончательно прекратил свое существование эскалатор в период развала Союза.
- А вот к 211 годовщине Одессы (для тех, кто не в курсе, это – 2005 год), тут снова появился фуникулер. Теперь он имеет уже не такой вид, как в прошлом, и проехаться за один раз тут могут не 35, а 12 человек. Как внизу, так и вверху, гостей ждут презентабельный павильоны и вагончики уже куда более современны.
- Изначально запустили Одесский фуникулер бесплатно, но городские власти посчитали, что обслуживание обходится слишком дорого для города, потому, ввели плату.
Если вы когда-то были в Одесса, и находились тут, рядом с фуникулером, то вы, наверняка, видели, как гуляющие просто проходят мимо этого сооружения. Есть в нем, конечно, какой-то свой особенный шарм, и знать его историю обязан каждый!
Открывайте для себя прелести жемчужины-Одессы вместе с okTV
Настоящий путешественник точно знает, что познавать дальние дали интереснее всего, когда отлично знаком со своей родной страной, ее самыми знаменитыми достопримечательностями. И те, кто отличается активностью и не готов пролеживать все свои выходные на диване (хоть бы каким любимым он ни был) – давно уже организовывают себе мини-путешествия в самые притягательные города страны. Разумеется, Одесса – один из таких городов. Самое классное заключается в том, что транспортное сообщение в этот город на довольно высоком уровне и из разных уголков страны сюда можно добраться за считанные часы, побаловать себя увлекательным уик-эндом. И если в этот раз вы настроены решительно – обязательно посетите Одесский фуникулер.
Чтобы познакомиться с этим сооружением поближе – обязательно скачайте с этой страницы аудиодорожки. Наша команда, специально для любознательных туристов, разработала уникальный продукт – аудиогид. Тут есть две версии, и в платной – максимально полная, емкая и интересная информация о памятке, взятая из архивов, библиотек и платных источников. okTV с удовольствием делится с вами своими знаниями. Ну, а в качестве бонуса – наличие реальных фотографий родом из прошлого. Теперь, стоя рядом с фуникулером, вы можете за считанные минуты побывать в прошлом, глядя на фотографии, упорядоченные в хронологии, которые мы добавили в аудиогид. Все, что вам нужно – смартфон (или планшет), наушники, и, разумеется, желание познакомиться с Одессой поближе. И раз уж вы дочитали до конца – мы уверены, что желание у вас есть. Осталось только скачать бесплатную или платную версию аудиогида.